Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: ¦ Просвещение, 1985.—272 с, ил. Учебник соответствует программе курса «Детская психология». Его основой яв"л учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с ко' ^ учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотнош мальчиком и девочек и др.). | ||||
ОТ АВТОРА Значение общественного дошкольного воспитания в нашей ане неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер-м звеном системы народного образования, ложится всевоз-в таюЩая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентации. Настоящий учебник предназначен для ознакомления студентов педагогических институтов с основными сторонами и закономерностями психического развития ребенка от рождения до поступления в школу. В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опирается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие индивидуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; в ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявлению ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности. В учебнике дается понятие о том, что в равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчленение в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка. Руководящая идея при построении данного учебника — раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка, а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой самого процесса развития: его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и °зможных негативных образований. Описательный материал, асающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той Рб, в какой он необходим для понимания процесса развития, ни п подготовке книги были широко использованы исследова-А \ о ^' Выготского, с. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Жов ап°Р°жца> п- Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Бо-лог ИЧгт ИХ С0ТРУДНИК0В> а также многих других советских психо-Пр в' привлекались и материалы, содержащиеся в трудах видных р, Дставителей зарубежной детской психологии: В. Штерна, ЮлеРа, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Брунера и др. 1* ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................... 3 Предисловие..... ................. 4 Раздел первый. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .... 10 Глава 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка ............. __ § 1. Предмет детской психологии........... — § 2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками.................... 13 Глава 2. Методы детской психологии........... 15 § 1. Методы научно-психологического изучения развития детей — § 2. Изучение детей воспитателем детского сада..... 26 Глава 3. Основные закономерности психического развития...... 28 § 1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка ............ — § 2. Психическое развитие и деятельность ........ 34 § 3. Психическое развитие и обучение......... 38 § 4. Возрастные этапы и периодизация психического развития ................... 44 § 5 Индивидуальные особенности психического развития детей, 49 Раздел второй. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ .... 53 Глава 4. Психическое развитие ребенка на первом году жизни — § 1. Новорожденность............... <— § 2. Младенчество................ 58 Глава 5. Характеристика раннего детства.......... 73 § 1. Важнейшие достижения раннего детства ....... — § 2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве .... 94 § 3. Предпосылки формирования личности в раннем детстве 106 Раздел третий. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . 115 Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте — § 1. Общая характеристика игровой деятельности..... — § 2. Роль игры в психическом развитии ребенка...... 122 § 3. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка .... 125 Глава 7. Продуктивные виды деятельности, элементы труда и учения в дошкольном детстве.............. 130 § 1. Развитие изобразительной деятельности ....... — § 2. Содержание детского рисунка........... 135 § 3. Развитие других видов продуктивной деятельности .... 143 § 4. Развитие элементов учебной и трудовой деятельности . . . 147 Раздел четвертый. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА..... 156 Глава 8. Условия развития личности дошкольника...... — § 1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника . . _ § 2. Ребенок в группе сверстников........... 161 § 3. Мальчики и девочки.............. 163 § 4. Деятельность и развитие личности дошкольника .... 168 Глава 9. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте . . . , . . ... . 171 § 1. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов.............. — § 2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста 177 Глава 10. Формирование нравственных качеств личности..... 180 § 1. Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности ................ — 971 § 2. Роль этически;; эталонов в формировании личности ребенка ..................... 192 'Глава 11. Развитие чувств................ 198 § 1. Особенности чувств дошкольника......... — § 2. Основные направления развития чувств ....... 201 Глава 12. Развитие воли................ 204 § 1. ч Роль волевых действий в поведении дошкольника .... § 2. Направления развития волевых действий....... 206 Раздел пятый УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА 213 Глава 13. Развитие речи в дошкольном возрасте....... — § 1. Практическое овладение языком и осознание речи ... — § 2. Развитие функций речи............. 217 Глава 14. Сенсорное развитие дошкольника.......... 221 § 1. Развитие ориентировки в свойствах предметов .... 222 § 2. Развитие ориентировки в пространстве и времени .... 232 § 3. Восприятие рисунка.............. 236 Глава 15. Развитие мышления дошкольника......... 238 § 1. Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте ................. — § 2. Развитие образного мышления дошкольника...... 242 § 3. Усвоение логических форм мышления........ 246 Глава 16. Развитие внимания, памяти и воображения в дошколь- . ном возрасте................. 251 § 1. Развитие внимания............... 252 § 2. Развитие памяти............... 254 § 3. Развитие воображения............. 257 Заключение ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ................. 262 Рекомендуемая литература................. 270 Цена: 150руб. |
||||