Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: ¦ Просвещение, 1985.—272 с, ил. Учебник соответствует программе курса «Детская психология». Его основой яв"л учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с ко' ^ учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотнош мальчиком и девочек и др.).
ОТ АВТОРА
Значение общественного дошкольного воспитания в нашей
ане неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер-м звеном системы народного образования, ложится всевоз-в таюЩая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентации.
Настоящий учебник предназначен для ознакомления студентов педагогических институтов с основными сторонами и закономерностями психического развития ребенка от рождения до поступления в школу.
В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опирается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие индивидуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; в ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявлению ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности.
В учебнике дается понятие о том, что в равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчленение в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка. Руководящая идея при построении данного учебника — раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка, а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой самого процесса развития: его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и °зможных негативных образований. Описательный материал, асающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той Рб, в какой он необходим для понимания процесса развития, ни п подготовке книги были широко использованы исследова-А \ о ^' Выготского, с. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Жов ап°Р°жца> п- Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Бо-лог ИЧгт ИХ С0ТРУДНИК0В> а также многих других советских психо-Пр в' привлекались и материалы, содержащиеся в трудах видных р, Дставителей зарубежной детской психологии: В. Штерна, ЮлеРа, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Брунера и др.
1*
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора....................... 3
Предисловие..... ................. 4
Раздел первый. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .... 10
Глава 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка ............. __
§ 1. Предмет детской психологии........... —
§ 2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками.................... 13
Глава 2. Методы детской психологии........... 15
§ 1. Методы научно-психологического изучения развития детей —
§ 2. Изучение детей воспитателем детского сада..... 26
Глава 3. Основные закономерности психического развития...... 28
§ 1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка ............ —
§ 2. Психическое развитие и деятельность ........ 34
§ 3. Психическое развитие и обучение......... 38
§ 4. Возрастные этапы и периодизация психического развития ................... 44
§ 5 Индивидуальные особенности психического развития детей, 49
Раздел второй. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В
МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ .... 53
Глава 4. Психическое развитие ребенка на первом году жизни —
§ 1. Новорожденность............... <—
§ 2. Младенчество................ 58
Глава 5. Характеристика раннего детства.......... 73
§ 1. Важнейшие достижения раннего детства ....... —
§ 2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве .... 94
§ 3. Предпосылки формирования личности в раннем детстве 106
Раздел третий. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . 115
Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте —
§ 1. Общая характеристика игровой деятельности..... —
§ 2. Роль игры в психическом развитии ребенка...... 122
§ 3. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка .... 125
Глава 7. Продуктивные виды деятельности, элементы труда и учения
в дошкольном детстве.............. 130
§ 1. Развитие изобразительной деятельности ....... —
§ 2. Содержание детского рисунка........... 135
§ 3. Развитие других видов продуктивной деятельности .... 143
§ 4. Развитие элементов учебной и трудовой деятельности . . . 147
Раздел четвертый. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА..... 156
Глава 8. Условия развития личности дошкольника...... —
§ 1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника . . _
§ 2. Ребенок в группе сверстников........... 161
§ 3. Мальчики и девочки.............. 163
§ 4. Деятельность и развитие личности дошкольника .... 168
Глава 9. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте . . . , . . ... . 171
§ 1. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов.............. —
§ 2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста 177
Глава 10. Формирование нравственных качеств личности..... 180
§ 1. Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности ................ —
971
§ 2. Роль этически;; эталонов в формировании личности ребенка ..................... 192
'Глава 11. Развитие чувств................ 198
§ 1. Особенности чувств дошкольника......... —
§ 2. Основные направления развития чувств ....... 201
Глава 12. Развитие воли................ 204
§ 1. ч Роль волевых действий в поведении дошкольника ....
§ 2. Направления развития волевых действий....... 206
Раздел пятый УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА 213
Глава 13. Развитие речи в дошкольном возрасте....... —
§ 1. Практическое овладение языком и осознание речи ... —
§ 2. Развитие функций речи............. 217
Глава 14. Сенсорное развитие дошкольника.......... 221
§ 1. Развитие ориентировки в свойствах предметов .... 222
§ 2. Развитие ориентировки в пространстве и времени .... 232
§ 3. Восприятие рисунка.............. 236
Глава 15. Развитие мышления дошкольника......... 238
§ 1. Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте ................. —
§ 2. Развитие образного мышления дошкольника...... 242
§ 3. Усвоение логических форм мышления........ 246
Глава 16. Развитие внимания, памяти и воображения в дошколь- .
ном возрасте................. 251
§ 1. Развитие внимания............... 252
§ 2. Развитие памяти............... 254
§ 3. Развитие воображения............. 257
Заключение ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ................. 262
Рекомендуемая литература................. 270

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz