Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с. В первом в нашей стране учебном пособии по одному из разделав курса «Общая психология» автор показывает, как исследования мышления обогащают конкретно-научные представления о сущности психического отражения, деятельности, общения, самосознания личности, бессознательного. В книге обобщены исследования отечественных психологов, критически осмыслен опыт развития мировой психологической науки, систематизированы собственные исследования автора и его учеников; Предвазиаяено для студентов, аспирантов, преподавателей факультетов и отделений психологии. Будет полезно философам, педагогам, физиологам, лингвистам, специалистам по «искусственному интеллекту», экономистам, социологам и *'. психиатрам. | ||||
Предисловие При написании любого учебного пособия всегда возникает вопрос о критериях отбора многочисленных и очень противоречивых материалов, связанных с изучением сложного объекта. Этот вопрос, естественно, возник и перед автором «Психологии мышления». Его решение во многом отражает особенности подготовки профессиональных психологов на факультете психологии Московского университета им. М. В. Ломоносова. Фундамент психологического образования составляет общая психология, которая изучается сначала как «Введение в психологию», затем в форме углубленное проработки ее основных разделов, один из которых составляет тема «Мышление». Значительная часть материалов прорабатывается на семинарах. Эмпирическими методами исследования мышления студенты овладевают в практикумах. Начиная с третьего курса студенты специализируются в основных отраслях психологической науки: психологии труда, возрастной, педагогической, медицинской, социальной психологии, психофизиологии. Общая психология также представляет особую область специализации студентов. Таким образом, тема «Мышление» рассматривается как бы в четырех разных аспектах: 1) как раздел «Введения в психологию», 2) как раздел систематического курса «Общая психология», 3) как раздел отраслевых курсов (в курсах «Патопсихологии» и «Нейропсихологии» рассматривается вопрос о патологии мышления, в курсе «Возрастная психология» — проблема онтогенетического развития мышления), 4) как область специализации по общей психологии. Другими словами, «мышление» как предмет преподавания {и научных исследований) в настоящее время достаточно дифференцировано. Данное учебное пособие ориентировано прежде всего на второй из перечисленных аспектов рассмотрения, но может частично использоваться и в рамках четвертого. Основные критерии отбора материала при написании учебного пособия были следующими. Первый критерий определялся ориентацией автора на включение именно психологических материалов. Эта установка определила необходимость специального развернутого обсуждения того, что, собственно, следует относить именно к психологическим исследованиям мышления. Непси- Оглавление Предисловие............... $ Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ § 1. Общефилософские предпосылки. исследования мышления .... & § 2. Виды мышления............... 7 § 3. Дифференциация наук, изучающих мышление....... 10 § 4. Определение предмета психологии мышления....... 12 § 5. Методы исследования мышления.......... 1& Глава 2. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ § 1. Задача как объект мышления........... 20 § 2. Субъект мышления.............. 28 Глава 3. МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ § 1. Осознанное и неосознанное в мыслительной деятельности .... 34 § 2. Невербализованные исследовательские акты....... 41 § 3. Невербализованные смыслы в мыслительной деятельности 49 § 4. Виды операциональных смыслов.......... 62 § 5. Взаимоотношения вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи............ 75 Глава 4. ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § I. Общие вопросы соотношения мышления и эмоций...... 87 § 2. Эмоциональная активация в структуре решения задачи .... 89 § 3. Функция эмоциональной активации.......... 93 § 4. Эмоциональная память.............. 101 § 5. Эмоции и невербализованный смысл ,........ 102 Глава 5. МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ § 1. Проблема целеобразования в психологии........ 107 § 2. Мотивы и целеобразование............ 116 § 3. Эмоции и целеобразование............ 124 § 4. Образование общих и конкретных целей........ 136 § 5. Оценка достижимости результата как компонент цели , , . . 140 § 6. Мнемические компоненты целеобразования . . . . - . , . 143 Глава 6. МЫШЛЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ § 1. Мышление в структуре межличностного познания...... 146 § 2. Мышление в структуре воздействия на другого человека .... 150 § 3. Мышление и коммуникация............ 153 § 4. Управление мыслительной деятельностью ,....... 158 § 5. Совместная мыслительная деятельность........ 169 § 6. Мышление в условиях диалога с ЭВМ ,........ 171 Глава 7. МЫШЛЕНИЕ И ЗНАНИЕ § 1. Принцип единства общения и обобщения........ 181 § 2. Определение и сравнение понятий . . , , "..... . 183 ¦§ 3. Классификация объектов. Семантические сети....... 186 § 4. Усвоение готовых знаний и контекстуальные смыслы..... 189 4 5, Исследование видов обобщений и процессов формирований обобщений .............. ..... 191 Глава 8. МЫШЛЕНИЕ, СУБЪЕКТ. САМОСОЗНАНИЕ § 1. Мыслящая личность . . .-........... 194 | 2. Мыслящий индивид . .."...'....... 196 § 3. Мышление и самосознание............. 201 Глава 9. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ § 1. Биологическая предыстория мышления человека...... 211 § 2. Историческое развитие мышления человека....... 219 § 3. Онтогенетическое развитие мышления человека...... 224 Глава 10. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ § 1. Мышление как ассоциация представлений ........ 232 § 2. Мышление как действие.............. 233 § 3. Мышление как функционирование интеллектуальных операций . . 235 § 4. Мышление как акт переструктурирования ситуации...... 237 § 5, Мышление как поведение............ 240 § 6. Мышление как мотивированный процесс........ 244 § 7. Мышление как био-логический процесс........'. 249 § 8. Мышление как система обработки информации . ... . . 252 3 а к л ю-ч е н и е . . . .. ¦......... 255 Литература...... ......... 262 Цена: 150руб. |
||||