Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. А. Ганзен и др.; Под общей ред. А. А. Крылова. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 255 с. Книга включает в себя описание лабораторных и практических работ по основам общей и экспериментальной психологии, выполняемых студентами-психологами 1-го и 2-го курсов. В отличие от уже существующих учебных пособий в данное пособие включены работы, эмпирические результаты которых можно описать с помощью измерительных шкал различных типов (неметрических и метрических). Пособие предназначено для студентов факультетов психологии вузов. Библиого. 23 назв Ил. 29. Табл 14 | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Необходимость всестороннего изучения роли человеческого фактора в ускорении научно-технического прогресса делает актуальным объединение усилий многих наук. Такое объединение наиболее естественно на базе психологической науки. В свое время крупнейший советский психолог Б. Г. Ананьев обосновал концепцию развития психологии как центра человекознания. В наши дни его взгляды получают очевидное подтверждение. Теория и методология современной психологии позволяют находить подходы к решению многих задач как в деле воспитания и обучения, так и в организации трудовой деятельности людей. Однако для скорейшего достижения этих целей теперь уже мало владеть только общеобразовательными психологическими знаниями. Психологические знания требуются сейчас не только от психолога-профессионала, но и от всех лиц, занятых в сферах обучения, здравоохранения, организации управления и т. п. Авторы «Практикума по общей и экспериментальной психологии» исходили из необходимости создания учебного пособия как для подготовки психологов, так и психологической подготовки других специалистов. Содержание и структура «Практикума» соответствует кур-сам общей и экспериментальной психологии, читаемым на факультете психологии Ленинградского университета. До начала практических и лабораторных занятий студенты должны получить некоторые теоретические сведения на лекциях по общей психологии. Что же касается курса экспериментальной психологии, то изучение его построено таким образом, что переход студентов к каждому новому разделу практических занятий предваряется соответствующими вводными лекциями. В них дается обзор используемых в психологии методик, их современных модификаций, а также освещаются основные достижения экспериментальных исследований в той или иной области. Ис- я ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................. I. Приемы измерений и статистические способы обработки их резуль татов в психологическом исследовании (В. К. Гайда) . fi Типы измерительных шкал............... q Обработка результатов экспериментального исследования 18 II. Ощ^чцения —исследование ощущений психофизическими методами (В. К. Гайда).................. 37 t Задание 1. Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз......... 44 Задание 2. Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации 48 Задание 3. Определение абсолютных порогов слуховой чувствительности ................52 Задание 4. Определение зрительных пространственных порогов различения................gg HI. Восприятие (В. К. Гайда, В. В. {Лоскутов) .........59 Задание 5. Восприятие формы при пассивном и активном осязании..............,- • • 60 Задание 6. Измерение константности восприятия размера объектов в условиях ограниченного или неограниченного поля зрения................64 Задание 7. Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта 68 Задание 8. Исследование адаптации зрительного восприятия к .искажениям сетчаточных изображений ....'.. 72 Задание 9. Иллюзии восприятия массы, объема и величины . 74 Задание 10. Геометрические иллюзии зрительного восприятия 77 IV. Представления и воображение (В. А. Ганзен, И. А. Мироненко) ; . 80 Задание 11. Выявление элементов объектоцентрического отображения в структуре образа объемного тела .... 82 Задание 12. Выявление упорядоченной основы в структуре вторичных образов объемных тел......... . 85 Задание 13. Оценка яркости — четкости представлений . . 88 Задание 14. Исследование воображения в процессе формирования пространственных образов на основе знаковой информации................90 Задание 15. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий.....93 V. Память (Л. Н. Кулешова)................100 Задание 16. Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания ........... Ю2 Задание 17. Исследование процесса сохранения материала в памяти методом сбережения.........1"" Задание 18. Исследование процесса узнавания методом тождественных рядов............./ !!ч Задание 19. Исследование характеристик оперативной памяти По Задание 20. Определение индивидуальных особенностей па-мяти по методу удержанных членов ряда....... 1 ОЛ VI. Внимание (Л. Н. Кулешова).............. Задание 21. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы ........ Задание 22. Измерение устойчивости и концентрации вни-мания : . . . . . ............. , • • Задание 23. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы...... 128 Задание 24. Исследование переключаемое™ внимания . . 130 VII. Мышление и речь (В. К. Гайда, В. В. Лоскутов, И. М. Лущихина) 133 Задание 25. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач..................135 Задание -26. Исследование лабильности мыслительных процессов .....................138 Задание 27. Влияние установки на оригинальность мыслительной деятельности .............. 140 Задание 28. Исследование процесса формирования искусственных понятий................142 Задание 29. Выявление видов мыслительных стратегий в процессе решения задач.............144 Задание 30. Анализ формирования оптимальной стратегии решения задачи «Ханойская башня».........147 Задание 31. Цепной ассоциативный эксперимент .... 149 Задание 32. Свободный ассоциативный эксперимент . . . 151 Задание 33. Парный ассоциативный эксперимент .... 154 Задание 34. Направленный ассоциативный эксперимент . . 155 Задание 35. Определение изменения эмоционального состояния говорящего по голосу с помощью метода семантического дифференциала.................157 VIII. Эмоции (В. Д. Балин).................160 Задание 36. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии...... 161 Задание 37. Самооценка эмоционального состояния . . . 168 Задание 38. Изучение вегетативных проявлений эмоций . . 172 IX. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность (А. А. Крылов, Л. А. Головей, Н. А. Розе) .... 177 Задание 39. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.............183 Задание 40. Исследование спонтанной двигательной активности.....................190 Задание 41. Измерение силы мышечного напряжения и статической мышечной выносливости..........193 Задание 42. Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук ..............197 Задание 43. Измерение статического и динамического тремора рук...................200 Задание 44. Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы........204 Задание 45. Измерение времени и точности сенсомоторной реакции выбора ................ 208 Задание 46. Реакция на движущийся объект .....213 Задание 47. Включение отдельных реакций в систему деятельности ...................216 Задание 48. Определение основных параметров графических движений с целью психодиагностики.........220 Задание 49. Измерение показателей рабочих движений рук 228 Задание 50. Составление психомоторного профиля .... 234 X. Личность (Т. Н. Курбатова).............238 Задание 51. Исследование структуры личности......239 Приложения ......................251 Рекомендуемая литература ..... ............ 253 Цена: 100руб. |
||||