Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

психология стресса-Л.А.Китаев-Смык Москва 1983 стр.365 Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса. Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса.
Бэтой книге читатель не найдет того, ради чего, возможно, он раскрыл ее, в ней нет описания конкретных методов предотвращения стресса. Однако знакомство с анализом причин стресса, с закономерностями его течения, с его последствиями, изложенными в монографии, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на человека стрессогенных ситуаций, а также способы увеличения благоприятных эффектов этих ситуаций. Многочисленные школы антистрессового психотренинга используют на первом этапе укрепления возможностей человека противостоять экстремальным воздействиям ознакомление его с симптомами стресса, с его функциональными механизмами, индивидуальными различиями и т. п.
Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям. Это создает разночтение указанного понятия. В связи с этим в первом разделе книги рассмотрены интерпретации понятия «стресс», коротко прослежены истоки концепции стресса, освещены направления исследований, использующих методологические построения этой концепции.
В первом разделе приводится сводка основных направлений психологических исследований стресса. Среди них выделились как ведущие исследование деятельности в экстремальных условиях, разработка психологических методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса и изучение личностных особенностей при стрессе.
Психологические исследования стресса должны базироваться на специальных методологических принципах, которые до настоящего времени не разработаны в должной мере. Отход от этих принципов может лишить исследование стресса корректной содержательности. Методологические принципы, ставшие очевидными автору данной монографии в ходе проводимых им исследований стрес-саг также изложены в ее первом разделе. Этот раздел завершается
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................... 3
1
СТРЕСС — «ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ» 5
1.1. Концепция стресса Г. Селье................. 5
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (5). Основные положения концепции Г. Селье и их развитие (10).
1.2. Психология и концепции стресса............... 21
Корреляция физиологических и психологических показателей стресса (24). Психологические исследования стресса (28). Рефлекторно-эмоциональный стресс (41).
1.3. Методолого-методические основания исследований стресса ... 44
Методические принципы исследовании стресса (44). Экстремальные воздействия и стрессоры (49).
2
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 57
2.1. Общие закономерности эмоционально-поведенческих реакций при стрессе............................ 58
Индивидуальные различия эмоционально-поведенческой активности при стрессе (58). Микроструктура активной формы эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса (59). Пассивная форма эмоционально-поведенческого реагирования при стрессе (62). Активность или пассивность? (69). Феномен «активной гуманизации» (74).
2.2. Эмоции и поведение людей при кратковременном гравитационном
стрессе............................ 76
О классификации реакций в невесомости (76). Поведенческие реакции людей при кратковременной невесомости (77). Особенности реагирования людей с профессиональным летным опытом на кратковременную невесомость (87). Сопоставление индивидуальных различий реакций в начале действия невесомости в авиационном и в космическом полетах (88).
2.3. Операторская деятельность при гравитационном стрессе .... 89
Об органах управления полетом (89). Скорость движений (91). Координация движений (92). Сила движений (105). Сенсомоторные реакции при воздействии на человека кратковременных линейных ускорений (108). Рекомендации к конструированию тренажеров для сохранения навыков ручного управления при действии гравитационных стрессоров (НО).
2.4. Поведение людей при кратковременном акустическом стрессе . . 114
Акустический стресс «ударного» типа (114). Психологические аспекты акустического стресса (124). Психофизиологические аспекты акустического стресса (128). Клинико-психологические аспекты акустического стресса (130).
3
ВЕГЕТАТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 140
3.1. Общие закономерности усиления превентивно-защитной вегета-
тивной активности при стрессе................ 140
3.2. Вегетативные реакции при кратковременном гравиинерционном
стрессе............................ 164
3.3. Вегетативные реакции при длительном гравиинерционном стрессе 172
3.4. Системный подход к решению проблемы «болезни укачивания» . 184
367
4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. КОГНИТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 202
4.1. Общие закономерности изменения познавательных процессов при
длительном стрессе...................... 202
«Эмоциональность» мышления при стрессе (203). Активизация мышления
при стрессе (204). «Уход» от решения стрессогенных проблем (207). Сон и стресс (209). Восприятие и стресс (210).
4.2. Изменение зрительного восприятия при кратковременном грави-инерционном стрессе..................... 223
4.3. Пространственная ориентация человека при длительном грави-инерционном стрессе..................... 234
4.4. Особенности памяти при длительном гравиинерционном стрессе . 246
4.5. Влияние эмоционального стресса на осознание и запечатление информации и на формирование поведения........... 250
4.6. Отражение в сознании эмоциональных факторов....... 253
Критика концепции «ужаса смерти» (253). О некоторых стрессовых эмоциональных состояниях (260).
5
ОБЩЕНИЕ ПРИ СТРЕССЕ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 272
5.1. Социально-психологические исследования стресса....... 272
5.2. Общая структура изменений общения в экстремальных условиях 280
5.3. Проксимические переменные при стрессе ........... 297
5.4. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство . . 305
5.5. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе .... 307
«Вторжение» на межличностную территорию при хроническом дистрессе (316). «Совместимость» членов изолированной группы (320).
6 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕССА 324
6.1. О роли генотипа в организации поведения при стрессе ..... 324
Экскреторная и двигательная активность при стрессе (326). Генетическая обусловленность экскреторной и двигательной активности при стрессе (327). Двигательная и экскреторная активность при адаптировании к экстремальному фактору (329).
6.2. Поведение при стрессе в эволюционном аспекте........ 334
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 340
ЛИТЕРАТУРА 341

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz