Механизмы памяти/И. П. Ашмарин, Ю. С. Бородкин, П. В. Бундзен и др., отв. ред. Г. А. Вартанян. — Л.: Наука, 1937.—432 с. — (Руководство по физиологии). Книга посвящена рассмотрению современных достижений и проблем в области неврологической памяти человека и животных. Затронуты также вопросы генетической и иммунологической памяти, классификации, структурных основ и эволюции памяти. На основе обширных экспериментальных данных обсуждаются современные проблемы нейрохимии и нейрофизиологии памяти на клеточном и системном уровнях. Рассматриваются механизмы регуляции памяти, связанные с межполушарными отношениями, эмоциями и системным уровнем взаимодействия структур головного мозга. Освещаются нейрофармакологические и нейропсихические аспекты проблем регуляции памяти. Библиогр. 1042 назв. Ил. 36. Табл. 4. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Память живого вещества, как биологическая память, лежит в основе жизни на Земле и является ее фундаментальнейшим свойством. Для того чтобы существовать как биологический, про-тивоэнтрошшный субстрат, живая система должна постоянно себя воспроизводить, а значит, помнить свое строение и функции во всех деталях. Память о своем строении и функции неотрывна от живого субстрата и получила название генетической памяти. В дальнейшем, в ходе эволюции, на ее основе возникли еще более сложные формы биологической памяти — иммунологическая и, наконец, нервная память — память центральной нервной системы. Если анализировать роль нервной памяти в жизни животных и, особенно, человека, то легко убедиться, что она является «основой основ» нервных и психических (у человека) функций. Именно она обеспечивает запоминание всех видов индивидуального приспособления у животных и сохранение их жизни. А у человека именно благодаря ей формируется индивидуальная личность, которая, с одной стороны, выделяет себя из числа других людей, а с другой — обеспечивает существование памяти человечества, потому что нет ни накопленных им знаний, ни его истории, ни культуры без памяти мозга отдельных людей, в своей совокупности представляющих собой существующее человечество с его памятью о прошедших веках и представлениями о будущем. Поэтому неудивительно, что проблема механизмов памяти живого интересует не только биологов, но и широкий круг ученых. Именно в этой области биологии скрыты тайны управления человеческой психикой, резервы интенсификации процессов обучения и решение сложнейших клинических проблем, начиная от нервно-психических заболеваний и кончая патологией клеточных процессов. Именно здесь при тесном содружестве с кибернетикой возможно решение многочисленных задач по созданию искусственного интеллекта, общению человека с ЭВМ, созданию нового поколения высокоэффективных ЭВМ и по другим проблемам, осуществление которых поднимет могущество человеческого разума на новую ступень развития, обеспечит максимальное содружество человека с природой и оптимальные условия его существования в обозримом будущем. Поэтому решение проблемы памяти в нате время особенно актуально, с чем, очевидно, связано вве- j . ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. i I Предисловие (Г. А. Вартанян)............... 3 \ Введение. Методологические аспекты изучения нейробиологии памяти (Р. И. Кругликов)..................... 7 Литература .......................... 19 Глава I. Память: эволюция, классификация и структурно-функциональные основы (Г. А. -Вартанян, М. И. Лохов)...... 21 Эволюция и классификация (21). — Структурно-функциональные основы памяти (41). —• Заключение (50). Литература .......................... 51 Глава II. Молекулярные основы памяти............. 57 Молекулярные механизмы нейрологической памяти (И. П. Ашмарин) 57 Нейрохимические механизмы памяти (Р. И. Кругликов) ..... 78 Проблема транспорта памяти (Г. А. Вартанян, М. И. Лохов) ... 87 Литература .......................... 123 Глава III. Нейрофизиология памяти.............. 132 Нейрофизиология памяти и обучения (Т. Н. Греченко, Е. Н. Соколов) 132 Клеточные механизмы ассоциативного обучения (132). — Внутриклеточные механизмы ассоциативного обучения (140). — Ионные и молекулярные механизмы ассоциативного обучения (146). — Механизмы ассоциативного обучения у гермиссенды (154). — Ассоциативное обучение полностью изолированной сомы нейронов виноградной улитки (156). — Исследование постсинаптических механизмов длительной потенциации синапсов (163). — Роль экспрессии-депрессии генов в механизмах памяти (167). — Обучение как продолжение дифференциации нервных клеток (170). Нейрофизиологические основы памяти: системные аспекты (Б. И. Кот- ляр) .............................. 172 Структуры центральной нервной системы, участвующие в процессах памяти (173). — Состояния мозга и память (182). — Принцип функционального полиморфизма (193). —Заключение (197). Доминанта как фактор следообразования в центральной нервной системе (В. С. Русинов) ..................... 197 Введение (197). — Поляризационная доминанта — физиологическая модель корковой доминанты (199). — Следовые процессы при доминанте (201). — Доминанта и ультраструктурные изменения в коре больших полушарий мозга при сохранении следов (202). — Гистологические и гистохимические изменения при доминанте (205). — Механизм реверберации и его роль в следообразовании (208). — Роль возвратного тормошения в механизме реверберации импульсной активности (209). — Реверберация градуальной активности (212). — Роль торможения в образовании следов памяти (212). — Доминантный очаг и доминирующая система (214). — Взаимодействие двух очагов возбуждения в коре большого мозга и доминанта (215). •— Фактор времени в следообразовании (218). — Заключение (219). Литература.......................... 221 Глава IV. Системные аспекты функции памяти......... 234 Функциональная асимметрия больших полушарий и система организации памяти (Э. А. Костандов)................. 234 Асимметрия полушарий у животных и обучение (235). — Межполушар-ное взаимодействие в процессах памяти (242). — Структурно-функциональная асимметрия полушарий у человека и память (250). — Заключение (262). Системная организация памяти (Р. И. Кругликов)......... 263 Временная организация памяти (264). — Структурно-функциональные аспекты организации памяти (270). 4:-:1 Роль сна в системной организации памяти (В. С. Ротенберг) .... 278 Влияние обучения на структуру последующего сна (282). — Двпривация быстрого сна перед обучением (287). •— Депривация быстрого сна, следующая за обучением (289). — Исследование на человеке (292). Литература .......................... 300 Глава V. Механизмы регуляции памяти............. 309 Нейрофармакология регуляции процессов памяти и обучения (Ю. С. Бо-родкин, Ю, В. Зайцев)^..................... 309 Эндогенные регуляторы и модуляторы памяти и обучения (312). — Ней-ромедиаторы (317). — Вторичные посредники (322). — Заключение (323). Эмоции как системный уровень регуляции памяти (Е. А. Громова) . . 324 Эмоции как системный процесс (325). — Влияние эмоций на память у людей (326). — Исследования взаимоотношений эмоций и памяти у здоровых людей (329). — Взаимоотношения эмоций и памяти у животных (334). — Эмоциональная память (339). Нейропсихологические аспекты регуляции памяти (Н. К. Корсакова) 351 Нейропсихология и общепсихологические представления о памяти человека (351). — Основные синдромы нарушений памяти при локальных поражениях мозга (356). — Нейропсихологический анализ памяти и проблема функционального взаимодействия полушарий мозга (369). — Заключение (373). Психофизиологические аспекты модуляции памяти (П. В. Бундзен) 374 Введение (374). — Естественнонаучные основания психофизиологического подхода (376). — Заключение (387). Литература .......................... 389 Общее заключение (Г. А. Вартанян)............... 410 Предметный указатель ...................... 420 Цена: 300руб. |
||||