Математика | ||||
прочность и размерных расчетов электрических машин-В.В.Шлыгин Москва 1963 стр.320 В книге даны ' методы расчетов на прочность и размерных расчетов деталей и узлов различных электрических машин, кроме турбо- и гидрогенераторов, микромашин и отдельных видов машин специального назначения. Большое внимание уделено табличным расчетам. Изложение сопровождается многочисленными числовыми примерами, облегчающими овладение техникой расчетов. Книга предназначена для конструкторов и технологов, а также для инженерно-технических работников, занятых производством и ремонтом электрических машин; она может быть также использована студентами при курсовом и дипломном проектировании. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ В Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС, сформулированы задачи широкого внедрения новой техники с высокими качественными показателями, а также экономного расходования металлов в народном хозяйстве и снижения веса выпускаемых машин. В решении этих> задач важное место занимают мето--ды технических расчетов, применяемых при разработке машин; этому вопросу посвящена настоящая книга. Чтобы оценить прогресс электромашиностроения и роль советской науки в нем, достаточно отметить, что вес электрических машин на единицу мощности за истекшие 35 лет снижен примерно в 2 раза. Работоспособность электрических машин в большой мере зависит от правильного выполнения расчетов на прочность их деталей и узлов при проектировании, N а также поверочных расчетов при ремонте машин. Существенное значение в этом вопросе приобретают расчетные нормы, отражающие особенности работы электрических машин в различных условиях эксплуатации. С помощью размерных расчетов выявляются возможные габариты узлов и машин в целом и устанавливаются наиболее выгодные значения допусков на размеры деталей и сборку машин. Требования к точности расчетов должны сочетаться с условием простоты расчетной техники, обусловливающим выполнение вычислений без ошибок в них. Длительный опыт работы в промышленности показал, что эти требования выполняются наилучшим образом путем разработки и применения табличных расчетов, которые, кроме того, значительно сокращают время, необходимое для выполнения расчетов при проектировании. Автор имел в виду дать в систематизированной и сжатой форме справочный технический материал по прочностным и размерным расчетам конструкций электрических машин общего назначения. Такого рода материал имеет существенное значение для конструктора и технолога в практической жизни завода при разработке новых машщ, а также при модернизации и ремонте. Вопросы нормализации и стандартизации и применения размерных рядов при проектировании и расчете частей машин, а также допросы рационального выбора-материалов и экономного расходования их яе должны оставаться в стороне при выполнении прочностных и размерных расчетов, являющихся элементами конструирования машин. Исходя из предположения знакомства читателя с основами теории и конструкции электрических машин и теории сопротивления материалов, в целях сокращения объема (книги не приводятся подробные выводы формул, а даются лишь физическое представление о работе материала деталей и преобразованные готовые расчетные формулы. В настоящей работе рассматриваются в основном апробированные методы расчетов, общепринятые на электромашиностроительных .заводах. Расчеты по более упрощенной схеме без учета действительных механических свойств материалов и без достаточно полного учета напряженного состояния деталей с точки зрения надежности и долговечности, уменьшения веса и экономии материалов не удовлетворяют современным требованиям. Новые методы расчетов базируются на основах теории напряжений и теории деформаций конструкционных материалов и зависимости между напряжениями и деформациями для упругого тела, а также на основе более-; точного учета действующих сил, определяющих напря-: женное состояние детали, что является одной из состав-; ляющих качества машин, обеспечивающей их надеж* ность и экономное расходование материалов. Рациональное и экономное использование материалов —это .. один из источников снижения себестоимости и увеличе-, Конструкция электрических машин включает целый ряд частей, весьма напряженных как при изготовлении, так и в эксплуатации. При выполнении расчетной проверки машин существенную помощь инженеру или технику могут оказать проверенная методика, таблицы вспомогательных величин и коэффициентов, входящих в формулы и табличные расчеты. Подготовка перечисленного справочного материала, сопровождаемого подробной библиографией, представляет трудоемкую работу, и замечания о возможных недочетах будут приняты с благодарностью. Большую работу по подготовке рукописи к изданию провела В. В. Чудакова, которой автор приносит сердечную благодарность. Автор весьма признателен также рецензенту книги канд. техн. наук, доц. Н. В. Виноградову, внимательно прочитавшему рукопись и давшему ценные замечания. ' Авто г СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........................ 3 Введение .......................... 9 Г л а в а п е р в а я. Расчеты валов............. 17 1-1. Методы расчетов и допускаемые напряжения..... 17 1-2. Пример расчета вала на двух опорах с соедилитель- ной упругой муфтол................. 33 1-3. Пример расчета вала на двух опорах с зубчатой передачей ........................ 39 1-4. Пример расчета вала на двух опорах с ременной передачей ........................ 45 1-5. Табличные расиеты валов.............. 51 1-6. Шпоночные |соединения............... 66 1-7. Пример расчета фланцевых болтов жесткого соединения валов..........•........ ... 69 1-8. Конструктивные мероприятия, направленные на повы- f шение выносливости валов.........т . . . . 71 Глава вторая. Расчзт полюсов синхронных машин на прочность.........•............. 72 2-1. Методы расчета и допускаемые напряжения..... 72 2-2. Пример расчета крепления полюсов винтами..... 90 2-3. Пример расчета крэпления полюса трапецеидальным хвостом с боковой расклинкой.......... . 90,. 2-4. Пример расчета крепления полюса тавровым хвостом 92 н 2-5. Пример расчета катушки полюса, распорок, кромки | полюсного наконечника и щеки............ 93 | Глава третья. Расчеты роторов и якорей на проч- I ность......................... 96 > 3-1. Кольца и диски.................. 96 i 3-2. Остовы роторов из целых дисков . . •....... 104 ; 3-3. Пример расчета остова ротора из целых дисков . . . 107 i 3-4. Остовы роторов в виде сварного полюсного колеса 110 3-5. Пример расчета сварного полюсного колеса..... 111; 3-6. Сердечники роторов и якорей из целых дисков . . . 113: 3-7. Пример расчета сердечника якоря из целых дисков 115, 3-8. Сегментные сердечники............... 116J 3-9. Пример расчета сегментного сердечника....... 117; 3-10. Нажимные шайбы сердечников.......... 118! 3-11. Примеры расчета нажимных шайб сердечника якоря 121 3-12. Клинья пазовые.................. 127 3-13. Пример расчета пазовых клиньев.......... 128 3-14. Бандажи проволочные ............... 130 3-15. Пример расчета проволочных бандажей....... 133 < 3-16. Стержни и кольца короткозамкнутых роторов .... 135 3-17. Пример расчета стержней и колец ротора...... 140, 3-18. Пусковая обмотка синхронного электродвигателя . . 142 3-19. Пример расчета пусковой обмотки со стальными кольцами ....................... 146 ] 3-20. Вентиляторы.................... 150 3-21. Пример расчета центробежного вентилятора..... 152^ 3-22. Пример расчета осевого вентилятора........ 154; 6 I 3-23. Маховой момент ротора...............155 3-24. Пример расчета махового момента ротора......161 Глава четвертая. Расчет коллекторов и контактных колец на прочность.................167 4-1. Коллекторы.....................167 4-2. Цилиндрические коллекторы с металлическим корпусом 167 4-3. Пример расчета коллектора с металлическим корпусом 182 4-4. Цилиндрические коллекторы с пластмассовым корпусом .........................187 4 5 Пример расчета коллектора с пластмассовым корпус- ' сом.........................193 4-6. Контактные кольца .................196 Глава пятая. Расчеты подшипников электрических машин........................199 5-1. Методы расчетов реакций опор........... 199 5-2. Методы расчетов по выбору подшипников качения . . 200 5-3. Пример поверочного расчета подшипников качения . . 208 5-4. Методы расчетов подшипников скольжения.....209 5-5. Пример поверочного расчета подшипника скольжения 216 Глава шеста я. Расчет на прочность неподвижных частей электрических машин.............217 6-1. Крепление главных полюсов машин постоянного тока 217 6-2. Пример расчета крепления главного полюса . .219 6-3. Крепление добавочных полюсов машин постоянного тока .....................219 6-4. Пример расчета крепления добавочного полюса ... 221 6-5. Нажимные шайбы, пальцы и крепежные детали сердечников статоров . ...........222 6-6. Лример расчета элементов крепления сердечника статора ...................224 6-7. Сегменты с приваренными нажимными пальцами . . . 225 6-8. Пример поверочного расчета гребенок .......226 6-9. Бандажные кольца.................227 6-10. Пример расчета бандажных колец.........229 6-11. Станины.....................229 6-12. Пример поверочного расчета станины........236 6-13. Фундаментные плиты и болты...........237 6-14. Пружины......................239 6-15. Цилиндрические винтовые пружины растяжения и сжатия...................... 240 6-16. Пример расчета пружины растяжения для щеткодержателя ......................246 6-17. Браслетные пружины резиновых сальниковых уплотнений .......................248 6-18. Пример расчета браслетной пружины........249 к on ЦилиндРические винтовые пружины кручения .... 249 Ь-20. Пример расчета пружины кручения.........253 о-^1. Пружины спиральные плоские............255 6-22. Пример расчета спиральной пружины для щеткодержателя .......................257 Лав7а, ^Дьмая. Размерные расчеты..........259 '-1. Общие сведения..................259 •7 7-2. Метод размерного расчета катушек двухслойных ста-торных обмоток и вылета лобовых частей по заданному зазору между ними.............. 260 7-3. Пример размерного расчета катушек двухслойной ста-торной обмотки по заданному зазору между лобовыми частями.................. . 265 7-4. Метод размерного расчета катушек двухслоной ста- торной обмотки по заданному вылету лобовых частей 266 7-5. Пример размерного расчета катушек двухслойной статорной обмотки по заданному вылету лобовых частей........;.............. 267 7-6. Однослойные статорные обмотки.......... 269 7-7. Всыпные статорные обмотки.........• . . 270 7-8. Катушки якорных обмоток............. 272 7-9. Пример размерного расчета якорных катушек .... 274 7-10. Якорные обмотки ручной намотки малых машин . . . 275 7-11. Стержни роторных обмоток............. 276 7-12. Пример размерного расчета стержней ротора .... 279 7-13. Катушки полюсов.................. 282 7-14. Геометрия коллекторов...............' 285 7-15. Раскрой щитков направляющих........... 299 Глава восьмая. Расчеты размерных цепей .......294 8-1. Общие сведения.............г ... 294 8-2. Классификация размерных цепей и их звеньев и некоторые определения................295 8-3. Выявление размерных цепей и составление их схем 8-4. Методы расчета размерных цепей..........298, 8-5. Поверочный расчет размерных цепей по методу максимума—минимума.................301 8-6. Пример поверочного расчета по методу максимума— '] минимума сборочной размерной цепи.........302 , 8-7. Проектный расчет размерных цепей по методу ма- \ ксимума—минимума................ 304 | 8-8. Пример проектного расчета сборочной размерной цепи \ по методу максимума—минимума..........305 j 8-9. Расчет размерных цепей по методу, основанному на ••, теории вероятностей................307 .| 8-10. Метод поверочного расчета размерных цепей, осно- | ванный на теории вероятностей...........308 | 8-11. Пример поверочного расчета сборочной размерной \ цепи методом, основанным на теории вероятностей 311 | 8-12. Метод проектного расчета размерных цепей, осно- \ ванный на теории вероятностей...........316 ; 8-13. Пример проектного расчета сборочной размерной цепи методом, основанным на теории вероятностей 8-14. Оформление расчетов размерных цепей.......318 Литература.........• . . ............319 : i ВВЕДЕНИЕ Создание новых машин определяет темпы развития нашей экономики. Большая и ответственная роль в этой работе принадлежит конструкторам и технологам, которые в содружестве с исследователями, металлургами, экономистами и новаторами производства призваны создавать новые машины. Выполняя прочностные и размерные расчеты электрических машин, конструктор должен знать и принимать во внимание специфические требования, вытекающие из условий работы каждого вида машин, учитывать, из каких материалов проще, удобнее и дешевле выполнять детали, какие формы и размеры являются более технологичными. Проектирование машин следует вести на базе широкой унификации, нормализации и стандартизации. * Стандартизация и нормализация освобождают конструктора и технолога от дублирования и параллелизма е работе. Пользуясь данными стандартов и нормалей и применяя методы стандартизации, конструктор имеет возможность быстрее претворять в жизнь свои проекты, так как сроки технологической подготовки производства в этом случае значительно сокращаются. Основным методом стандартизации в области укрупнения производства является типизация машин для создания крупных серий, необходимых народному хозяйству. Типизация играет решающую роль в нашем машиностроении, в одном случае ограничивая, в другом развивая число типов машин. Типизация ведет к сокращению сроков изготовления машин, к снижению их себестоимости и является базой для последующей унификации и нормализации их узлов и деталей. Цена: 300руб. |
||||