Математика | ||||
Уиньон М. 37 Знакомство с голографией. Пер. с англ. А. Н. Кондрашовой/ Под ред. и с предисл. А. И. Лар-кина. — М.: Мир, 1980. 191 с. с ил. (В мире науки и техники) Книга английского физика Майкла Уиньона посвящена новейшему методу получения объемных изображений — голографии. Автор популярно излагает основные принципы этого метода и рассказывает о многочисленных его приложениях в науке, технике и искусстве. | ||||
Лазерная голография — сравнительно молодая область современной физики — уже зарекомендовала себя и как научный метод, и как средство для решения широкого круга прикладных задач. Изданная на русском языке литература по голографии весьма обширна — это и серьезные монографии, и популярные брошюры отечественных и зарубежных авторов. Тем не менее у нас до сих пор не было книги, в которой достаточно внимания уделялось бы не только физическим принципам голографии, но и оценке ее как необычного изобразительного средства. Этот пробел в какой-то мере может восполнить предлагаемая вниманию читателя книга молодого английского физика М. Уиньона. Впервые работа по голографии адресована не просто «широкому кругу» читателей, но и конкретно художникам и работникам искусства, которые уже сегодня могут использовать голографию в качестве нового изобразительного средства. Это наглядно иллюстрируется приведенными в книге совместными работами физиков и профессиональных художников. Автор затрагивает большой круг вопросов — от современных представлений о природе света и пригь Ципов работы лазера до применений лазеров и описания голографической лаборатории, при этом к голографии он подходит как к искусству (характерно, что 1юлографическую лабораторию он называет «студией»). Но изложение разделов, посвященных популярному объяснению физических основ голографии, всегда остается физически корректным. Рассказывая о возможностях и перспективах голографии, М. Уиньон ноднократно подчеркивает что она, как и любой другой метод, имеет принципиальные физические ограничения. Это существенное достоинство книги, позволяющее правильно ориенти-ровать неподготовленного читателя. Некоторые затронутые автором аспекты голографии до сих пор в отечественной литературе практически не освещались— радужные голограммы, мультиплексные голограммы, применение голографии в искусстве, архитектуре, обучении. Книга написана человеком романтичным и увлеченным, причем увлеченным не только внешними проявлениями и широтой применения голографии, но также и физическим изяществом метода. Мне кажется, что автору удается передать читателю эту увлеченность. Возможно, что кого-либо из читателей заинтересует заключительная глава, где подробно рассказано, как сравнительно простыми средствами самостоятельно оборудовать голографическую лабораторию. Подобные лаборатории могут быть созданы при школьных физических кабинетах, в физических кружках, в домах технического творчества. Все необходимое оборудование (включая лазеры и специальные голографические эмульсии) выпускается отечественной промышленностью. Некоторые вопросы, прежде всего касающиеся физической природы света и т. д., изложены автором, быть может, недостаточно полно и строго. Однако в книге подобной направленности в том, видимо, и нет необходимости; тем не менее в отдельных случаях в примечаниях сделаны соответствующие уточнения. С более строгим физическим описанием явлений читатель может познакомиться в книгах, перечисленных в литературе, которая дополнена списком источников на русском языке. Вам открывается окно, бескрайний горизонт, черные облака, бушующее море, но все это — только изображение. Вы знаете, что лучи света, отражаясь от различных предметов, формируют каргу и создают изображения на любой гладкой поверхности, например сетчатке глаза, поверхности воды и стекле. Первозданный дух попытался зафиксировать эти мимолетные «видения»; он изобрел тончайший, чувствительный и быстро твердеющий клейкий материал, на котором изображение создается в мгновение ока. Этим материалом покрывают стеклянную пластинку и ¦устанавливают ее перед объектами, которые хотят «зарисовать». На первый взгляд такая картина напоминает отражение в зеркале; вы видите и близко расположенные и удаленные предметы, от которых к вам может приходить свет. Но в отличие от зеркала наша картина благодаря особым свойствам клейкого материала способна «хранить» эти изображения. Зеркало дает абсолютно точные отражения предметов, но стоит их убрать, как тотчас исчезают и изображения; наша же «картина» показывает все предметы столь же точно и вместе с тем навсегда «сохраняет» их образы. Изображение на мтовение возникает на пластинке, а затем ее убирают куда-нибудь в темное место. Примерно через час пластинка высыхает, и отныне вы располагаете картиной, которая прежде всего ценна тем, что ее нельзя подделать искусственно и она не разрушается со временем... Точность зарисовки, правильность отображения, сила или слабость впечатления, теневые оттенки, законы перспективы — все это зависит от самой природы, которая уверенно и никогда не ошибаясь рисует на наших картинах образы, «обманывающие» наш глаз». Тифэнь де ля Рош, Giphantie, Парною, 1760 (Английский перевод, 1761) «Я ощущал прикосновенья нынешнего мира, Я чувствовал, что в этот мир влюблен». Джонатан Ричмен и современные влюбленные Roadrunner, © Modern Love Songs, 1975 (С разрешения компании «Бизекли Рекорд») ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редактора перевода........... !) Введение ................... Глава 1. О свете................. Глава 2. Получение света: лазер........... 32 Глава 3. Применение лазеров............. 40 Глава 4. Принципы голографии............ 60 Глава 5. Голография как изобразительное средство ... 86 Глава 6. Голография как инструмент исследования . . . .117 Глава 7. Будущее голографии............ ш Глава 8. Делайте голограммы сами.......... 152 Литература................... !83 Предметно-именной указатель . ,.......... 188 Цена: 100руб. |
||||