Математика | ||||
Как мы видим то, что видим;— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс).— 240 с. 50 к. 100 000 экз. Первое издание этой книги было осуществлено в 1979 году. За прошедшие годы исследователи получили новые интересные данные о работе зрительного аппарата человека и животных, о связи зрительной информации с мышлением и речью — данные как чисто психологические, т-ак и нейрофизиологические. Они включены автором в но-1 вое издание книги. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Автор этой книги — не только журналист, но и инженер. А сама книга — результат пятилетнего творческого сотрудничества с учеными из лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Пав- . лова АН СССР. Все эти пять лет автор внимательно следил за успехами ее сотрудников и постоянно выступал со статьями об их работах. Проблемы, которые рассматриваются в книге, В. Демидов излагает, опираясь на голографическую гипотезу работы мозга, активно развиваемую в последнее время учеными всего мира (строгости ради отметим, что разделяют эту концепцию не все исследователи). Среди этих исследований видное место занимают труды советских ученых, в особенности работающих в Институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР. А поскольку голография — детище инженеров, становится понятным, почему один из них смог легко и непринужденно ориентироваться с помощью голографического компаса в море разнообразных сведений, которые внешне кажутся разрозненными, а на самом деле демонстрируют глубокое единство материальных сущностей мира, открывающегося перед нами. Единый подход к самым различным проблемам принес автору заслуженный успех. Разбирая с единых позиций вопрос опознания зрительных образов и причины «капризов» моды, восприятие цвета и строение отдельных систем зрительного аппарата, зрительные иллюзии и формирование внутренней модели мира, Демидов находит удачные объяснения «таинственным» явлениям, выдвигает правдоподобные гипотезы. К таким находкам можно отнести, например, гипотезу о причинах изменения моды, объяснение «тайны» треугольника Пенроуза и «невозможных» картин; своеобразен и любопытен подход автора к проблеме сущностей абстракций и понятия красоты. Убедительно раскрыт внешне парадоксальны тезис о том, что зрительные иллюзии — отражение авт< матической точности работы зрительного аппарата, oi ражение правильности модели мира, сформировавшее в результате прошлого опыта человека. Ясность, доступность и одновременно научная стрс гость изложения материала — несомненные достоинств, книги, которую вы держите в руках. В списке литера туры, которой пользовался автор,— труды крупнейщи; ученых, занимающихся проблемами зрения, как совет ских, так и иностранных. Демидов лично знает многю своих героев, он бывал в научных лабораториях, присутствовал при опытах, и потому атмосфера научного поиска передана им увлекательно и убедительно. Хорошим, образным языком излагая чрезвычайно сложные проблемы нейрофизиологии и психологии, кибернетики и медицины, автор нигде не впадает в вульгаризацию. Он свободно оперирует понятиями многих наук, приводит удачные, яркие примеры, так что следовать за логикой развития сюжета читателю будет, безусловно, интересно. Проблема голографии — проблема во многом математическая, и тем приятнее, что ее удалось объяснить без формул, на уровне, вполне понятном всем читателям. Очень важно, что Демидов ссылается на самые последние работы, результаты которых опубликованы буквально только что,— в книге ощущается биение пульса современности, она актуальна и свежа. История познания механизмов работы зрительного аппарата — это история борьбы науки с идеализмом, Результаты современных исследований еще и еще раз подтверждают материалистический тезис о познаваемости природы во всех ее проявлениях, в том числе таких сложных, как зрение и мышление. На место «души» наука ставит изумительные по своей отточенности электрохимические процессы в нейронных сетях мозга. Техника эксперимента с каждым годом становится все J изощреннее, наше проникновение в сущность вещей — все глубже. Человек все больше познает сам себя, про- ' никает в такие тайны, перед которыми тайны океана и ' космоса бледнеют. И вместе с тем язык науки становится все более сложным, наука распадается на все J более узкие дисциплины, так что ученые, работающие в одной из лабораторий, уже с трудом ориентируются в проблемах своих соседей за стенкой. Объем информации 4 й ягтет как снежный ком, и потому роль научной попу-э- яоиза'ции, особенно обобщающей достижения родствен-г. "Г ^ и смежных дисциплин, в наши годы все более воз-я оястает. Ученый нередко черпает из таких работ полезную для себя информацию. Книга Демидова как раз '¦ и является одной из таких книг —удачной попыткой а обобщить результаты, полученные специалистами, рабо- • тающими в самых различных областях знания. И не t только обобщить, но и связать эти результаты с жизнен- • ными проблемами, близкими буквально каждому чело-! веку, сочетая серьезность подхода ученого с живостью ¦ стиля литератора. ,- Академик О. Г. Газенко ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Первое издание этой книги было удостоено диплома на конкурсе научно-популярной литературы, который ежегодно проводится Всесоюзным обществом «Знание». И в то же время кафедра офтальмологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова рекомендовала книгу в качестве пособия для адъюнктов. Два, казалось бы, разноплановых факта, но они в действительности говорят об одном и том же — о несомненной удаче автора, взявшегося написать книгу о таком сложном и трудном предмете, как зрительное восприятие окружающего мира. Предмет этот интересен и сам по себе — ну разве не «чудо природы» наше зрение?! Но он интересен еще и тем, что разгадка работы этого природного феномена окажет громадную помощь в решении одной из актуальнейших проблем современного научно-технического прогресса — проблемы искусственного интеллекта. Новое издание значительно расширяет и углубляет научную и философскую направленность изложения ма-гериала, что вполне естественно, так как за прошедшие "оды было получено много новых данных в пользу той <онцепции, которая легла в основу первого издания. ^ асширились наши представления об общей структуре 'оловного мозга, о роли его полушарий в отражении жружающей действительности и его различных отделов ; работе зрительного аппарата. Опираясь, как и преж-е, в основном на результаты исследований, ведущихся 5 ОГЛАВЛЕНИЕ Академик О. Г. Газенко. Предисловие к первому изданию , 3 Академик О. Г. Газенко. Предисловие ко второму изданию » 5 Глава первая. Область досознательного..... 8 Глава вторая. Предвидение Галена .¦..... 23 Глава третья. Этот правый, левый мозг..... 32 Глава четвертая. Обманы, вызванные стремлением к истине ................ 52 Глава пятая. Плоский трехмерный мир..... 69 Глава шестая. Мир строится из деталей..... 85 Глава седьмая. Новый ключ к старым тайнам . . .112 Глава восьмая. Палитра......... 131 Глава д е в я т а я. В правом, конкретном...... 150 Глава десятая. Вполне реальный невидимка .... 162 Глава одиннадцатая. Стереоширокоэкранное для каждого ................ 172 Глава двенадцатая. Прямые последствия перевернутого 190 Глава тринадцатая. Эталоны и циклы..... 201 Глава ч е т ы р н а д ц а т а я. Видимые слова..... 212 Послесловие к первому изданию......... 236 Послесловие ко второму изданию........ 236 Литература.............. 237 Цена: 150руб. |
||||