Математика | ||||
Демидов В. Е. ДЗО Как мы видим то, что видим. М., «Знание», 1979. 208 С. (Наука и прогресс). Проблема восприятия внешнего мира с помощью органов зрения — одна, из интересных естественнонаучных проблем. Среди тех, кто отдал ей дань, мы найдем имена многих выдающихся людей разных времен и народов. Ныне над этой проблемой работают крупные научные коллективы, вооруженные самыми современными средствами исследования. Среди них лаборатория физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР в Колтушах под Ленинградом, использовавшая принципы голографии для объяснения «механизма» переработки зрительной информации нашим мозгом. Рассказывая о работе этой лаборатории, автор широко привлекает материалы, полученные другими советскими и зарубежными исследователями. Эта научно-художественная книга предназначена для широкого круга читателей. | ||||
Автор этой книги — не только журналист, но и инженер. А сама книга — результат пятилетнего творческого сотрудничества с учеными Из лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР. Все эти пять лет автор внимательно следил за успехами ее сотрудников и постоянно выступал со статьями об их работах. Проблемы, которые рассматриваются в книге, В. Демидов излагает, опираясь на голографическую гипотезу работы мозга, активно развиваемую в последнее время учеными всего мира (строгости ради отметим, что разделяют эту концепцию не все исследователи). Среди этих исследований видное место занимают труды советских ученых, в особенности работающих в Институте физиологии им. И. П. Павлова. А поскольку голография — детище инженеров, становится понятным, почему один из них смог легко и непринужденно ориентироваться с помощью голографического компаса в море разнообразных сведений, которые внешне кажутся разрозненными, а на самом деле демонстрируют глубокое единство материальных сущностей мира, открывающегося перед нами. Единый подход к самым различным проблемам принес автору заслуженный успех. Разбирая с единых позиций вопрос опознания зрительных образов и причины «капризов» моды, восприятия цвета и строения отдельных систем зрительного тракта, зрительные ил- люаии и формирование внутренней модели мира, Демидов находит удачные объяснения «таинственным» явлениям, выдвигает правдоподобные гипотезы. К таким находкам можно отнести, например, гипотезу о причинах изменения моды, объяснение «тайны» треугольника Пенроуза и «невозможных картин»; своеобразен и любопытен подход автора к проблеме сущностей абстракций и понятия красоты. Убедительно раскрыт внешне парадоксальный тезис о том, что зрительные иллюзии — отражение автоматической точности работы зрительного аппарата, отражение правильности модели мира, сформировавшейся в результате прошлого опыта человека. Ясность, доступность и одновременно научная строгость изложения материала — несомненное достоинство книги, которую вы держите в руках. В списке литературы, которой пользовался автор, — труды крупнейших ученых, занимающихся проблемами зрения, как советских, так и иностранных. Демидов лично знает многих своих героев, он-бывал в научных лабораториях, присутствовал при опытах, и потому атмосфера научного поиска передана- им увлекательно и убедительно. Хорошим, образным языком излагая чрезвычайно сложные проблемы нейрофизиологии и психологии, кибернетики и медицины, автор нигде не впадает в вульгаризацию. Он свободно оперирует понятиями многих наук, приводит удачные, яркие примеры, так что следить за логикой развития сюжета читателю будет, безусловно, интересно. Проблема голографии — проблема во многом математическая, и тем приятнее, что ее удалось объяснить без формул, на вполне понятном самому широкому читателю уровне. Очень важно, что Демидов ссылается на самые последние работы, результаты которых опубликованы буквально только что, в 1977 г.,— в книге ощущается биение пульса современности, она актуальна и свежа. История познания механизмов работы зрительного аппарата — это история борьбы науки с идеализмом. Результаты современных исследований еще и еще раз подтверждают материалистический тезис о познаваемости природы во всех ее проявлениях, в том числе и таких сложнейших, как зрение и мышление. На место «души» наука ставит изумительные по своей отточен- 4, ности электрохимические процессы в нейронных сетях мозга. Техника эксперимента с каждым годом становится все изощреннее, наше проникновение в сущность вещей — все глубже. Человек все больше познает сам себя, проникает в такие тайны, перед которыми тайны океана и космоса бледнеют. И вместе с тем язык науки становится все более сложным, наука распадается на все более узкие дисциплины, так что ученые, работающие в одной из лабораторий, уже с трудом ориентируются в проблемах своих соседей за стенкой. Объем информации растет как снежный ком, и потому роль научной популяризации, особенно обобщающей достижения родственных и смежных дисциплин, в наши годы все более возрастает. Ученый нередко черпает из таких работ полезную для себя информацию. Книга Демидова как раз и является одной из таких книг — удачной попыткой обобщить результаты, полученные специалистами, работающими в самых различных областях знания. И не только обобщить, но и связать эти результаты с жизненными проблемами, близкими буквально каждому человеку, сочетая серьезность подхода ученого с живостью стиля литератора. Академик О. Г. Г а з е н к о ОГЛАВЛЕНИЕ Глава первая. Граница досознательного . . 9 Глава вторая. Предвидение Галена . . .23 Глава третья. Ловушки деталей образа . S3 Глава четвертая. Дерево опознания добра и зла 49 Глава пятая. Когда нельзя сказать «а», говорим «б»........57 Глава шестая. Циклы, которым есть резон . 67 Глава седьмая. Мир строится из деталей . . 77 Глава восьмая. Все дороги ведут в Рим . . 93 Глава девятая. Плоский трехмерный мир . . 109 Глава десятая. Прямые последствия перевернутого...... 125 Глава одиннадцатая. Палитра .... 133 Глава двенадцатая. Сито для изображений . . 149 Глава тринадцатая. Обманы, вызванные стремлением к истине ...... 165 Глава четырнадцатая. Новый ключ к старым тайнам? .......181 Литература .......206 Цена: 150руб. |
||||