Математика | ||||
Средства и способы Элементарных вычисленний-В.М.Брадис Моск5ва 1954 стр.227 | ||||
ВВЕДЕНИЕ К вычислительной математике относится всё, что говорит о способах выполнения числовых расчётов. В неё входит вся •' начальная арифметика, изучаемая с I по V годы обучения, и ряд разделов математических дисциплин, изучаемых в средней и: высшей школе. Нет нужды доказывать важность знаний и навы--! ков по вычислительной математике. Среди практических приме-' нений математики на первое место следует поставить простейшие арифметические расчёты с целыми и дробными числами, какими . каждый человек пользуется на каждом шагу; ещё большее зна-' чение имеет то обстоятельство, что доведение до конца, до полу- : чения практически ценного результата каждого математического ] вопроса, с которым встречается инженер, моряк, лётчик, плано- ' вик и люди многих других специальностей, требует выполнения •« более или менее сложных числовых расчётов с достаточной точ- ' ностью и максимальной экономией времени и сил. Нет сомнения, что одной из задач школьной математики ' является выработка у учащихся сознательных и прочных навыков в возможно более точном и быстром выполнении числовых расчётов. Однако в работе нашей средней школы в этом направлении приходится отметить три следующих недостатка, север-, шенно нетерпимых в виду тех задач, какие поставлены в настоящее время перед советской школой директивами XIX съезда < КПСС о политехническом обучении. , Во-первых, вырабатываемые ещё в I—V классах навыки в вы-, полнении простейших арифметических операций не всегда долж*'> ным образом закрепляются и развиваются в старших классах, i Можно услышать жалобы со стороны вузов на слабые навыки уч молодёжи в устных вычислениях, на неумение рационально opra-i низовать письменное вычисление, если оно хоть сколько-нибудь сложно, в частности на беспорядочность записи, на беспомощность в деле обнаружения и исправления допущенных ошибок.', Во-вторых, школьная математика недопустимо отстала от< жизни, не знакомит учащихся с теми сравнительно новыми в ма-,' тематической науке вычислительными методами, которые получили самое широкое применение на практике, позволяя суще-»8 ственно экономить время и силы. Следует указать на такой зия-ч i 4 I юший пробел в школьной математике, как недостаточное изучение счётной логарифмической линейки, давно уже ставшей постоянным спутником каждого инженера и техника; на полное отсутствие знакомства учащихся с изготовляемыми на советских заводах и широко распространёнными у нас арифмометрами «Феликс», не говоря уже о более сложных счётно-аналитических машинах, которыми в настоящее время оборудываются счётные станции большинства крупных заводов; на далеко не достаточное использование учащимися математических таблиц, даже тех, что имеются у каждого девятиклассника, на абсолютное игнорирование графического метода вычислений, так хорошо используемого в новой отрасли математики — номографии. Школьная вычислительная математика находится на уровне математической науки XVII века, того века, который дал человечеству логарифмы. Но логарифмический метод вычисления, который был когда-то передовым, прогрессивным, в настоящее время оттесняется на задний план счётной линейкой (в вычислениях обычного рода, целью которых бывает получение лишь первых трёх-четырёх значащих цифр результата) и счётными машинами (в тех вычислениях, где эта точность недостаточна), не говоря уже о номограммах.-Господство логарифмического метода в старших хлассах средней школы является в настоящее время несомненно анахронизмом. В-третьих, в школьном курсе математики совершенно недостаточно уделено внимание вопросу об особенностях вычислений с приближёнными числами. Учащиеся не умеют оценить точность получаемых ими результатов действий над приближёнными данными, тратят много времени на бесцельное получение и выписывание «нелепых хвостов ненужных цифр» (по меткому выражению одного из наших советских методистов-математиков, покойного И. Н. Кавуна). Борьба за устранение этих трёх недостатков- школьной вычислительной математики есть прежде всего борьба за повышение вычислительной культуры учителя. Цель настоящей книги — помочь учителю повысить свою квалификацию в этом направлении. * * * По методу вычисления различают три основных их вида: вычисления устные, когда либо ничего не записывается, либо записываются только данные и результат (в последнем случае часто применяется термин полуписьменные вычисления); вычисления письменные, проводимые по усвоенным в школе обычным правилам на основе заученных наизусть таблиц сложения и умножения однозначных чисел; вычисления с применением вспомогательных средств, к которым относятся математические таблицы, счётные приборы, графики. С СОДЕРЖАНИЕ Стр. Предисловия ....................... 3 Вр.едение.......................... 4 Глава I. Точные вычисления § 1. Сложение и вычитание................. ~! § 2. Умножение...................... 10 § 3. Деление....................... 18 § 4. Возведение в степень................. 21 § 5. Извлечение корня................... 24 § 6. Арифмометр..................... 27 § 7. Приёмы проверки. Общие правила производства вычислений ... 33 Глава II. Приближённые вычисления без строгого учёта погрешностей § 8. Числа точные и приближённые. Округление ........ 36 § 9. О точности приближённых чисел............. 4,0 § 10. Как надо считать и измерять.............. 43 § 11. Вычисления с точными и приближёнными данными...... 46 § 12. Сложение и вычитание приближённых чисел........ 47 § 13. Умножение приближённых чисел............. 51 § 14. Деление приближённых чисел.............. 57 § 15. Округление промежуточных результатов.......... 61 § 16. Предварительное округление более точных данных...... 62 § 17. Примеры более сложных вычислений с приближёнными числами . 65 § 18. Вычисления с наперёд назначенной точностью....... 69 § 19. Возведение в степень и извлечение корня.......... 71 § 20. Сводка правил округления результатов действий над приближёнными числами. Задача их обоснования........... 75 Глава III. Приближённые вычисления со строгим учётом погрешностей § 21. Строгий учёт погрешностей по способу границ ....... 80 § 22. Примеры более сложных вычислений по способу границ .... 85 § 23. Понятие о границах абсолютной и относительной погрешности . . 90 229 Стр. § 24. Простейшие приближённые формулы........... 96 § 25. Строгий учёт погрешностей по способу границ погрешностей . . 102 Глава IV. Математические таблицы § 26. Таблица квадратов.................. 106 § 27. Вычисление логарифмов................ 112 § 28. Общие сведения об устройстве и употреблении математических таблиц ....................... 119 § 29. Различные таблицы логарифмов. Точность результатов, ими доставляемых..................... 128 Глава V. Счётная логарифмическая линейка § 30. Основной принцип счётной линейки............ 132 § 31. Устройство линейки, чтение меток. Периодичность логарифмических шкал...................... 137 § 32. Возведение в • квадрат и извлечение квадратного корня. Возведение в куб и извлечение кубического корня ......... 144 § 33. Умножение и деление................. 149 § 34. Выполнение ряда последовательных умножений и делений . . . 152 § 35. Правило определения положения запятой в результатах вычисления на нижних шкалах ................. 154 § 36. Вычисление значении, прямо пропорциональных данным . . . 156 § 37. Вычисление значений, обратно пропорциональных данным ... 160 § 38. Некоторые другие вычисления, выполняемые посредством лицевой стороны линейки................. 162 § 39. Вычисления с тригонометрическими функциями....... 167 § 40. Некоторые дополнительные сведения о линейке........ 178 § 41. Изучение линейки в школе............... 183 Глава VI. Простейшие номограммы § 42. Графический способ решения вычислительных задач..... 186 § 43. Что такое номограмма................. 190 § 44. Номограммы для изображения зависимости между двумя пере- • менными. Функциональные шкалы............ 193 § 45. Сетчатые номограммы для изображения зависимости между тремя переменными.................. 1Я9 § 46. Номограммы из выравненных точек с параллельными шкалами 206 § 47. Z-номограммы.................... 214 § 46. Номограммы с криволинейными шкалами.......... 217 § 49. Некоторые другие виды номограмм ........... 220 Указатель литературы.................... 227 Цена: 150руб. |
||||