Математика | ||||
Телевидение это очень просто-Айсберг Е. «Энергия», Л., 1967. So^,P?V'MaCCOBa* Р^иблиотека», вып. 626) Книга рассчитана на ш„рДокий круг радиол10бителей | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА к первому русскому изданию В русский перевод книги Е. Айсберга «Телевидение?.. Это очень просто!» введен ряд изменений в текст и графический материал, необходимость которых диктовалась существенными различиями между французским и советским телевизионными стандартами. К основным различиям относятся число строк разложения, полярность модуляции передатчика изображений, форма сигналов синхронизации, разность несущих частот изображения и звукового сопровождения и их взаимное расположение по шкале частот, тип модуляции передатчика звукового сопровождения. Во Франции действуют два стандарта: более ранний на 441 строку разложения и современный стандарт на 819 строк. Все количественные примеры в книге соответствовали стандарту на 819 строк и были пересчитаны на советский стандарт 625 строк. Наибольшие изменения в тексте и графике связаны с различием в полярности модуляции передатчика изображений и типом модуляции передатчика звукового соаровождения. Во французском стандарте принята позитивная модуляция передатчика изображений, при которой наибольшая яркость (белое) передается максимальным значением тока в антенне, а синхронизирующие сигналы, расположенные «чернее черного», занимают область коэффициентов модуляции от О до 25%. В советских же передачах принята негативная модуляция, при которой максимальное значение тока в антенне соответствует синхроимпульсам. Основное преимущество передачи с негативной модуляцией заключается в ее значительно большей помехозащищенности. При позитивной модуляции видеосигнал после детектирования полупериодов положительной полярности также является позитивным сигналом. Учитывая эту частотную особенность французского телевизионного стандарта, г. книге не проводится различие между термином «сигнал положительной полярности», характеризующим абсолютное распределение сигнала по шкале напряжений, и термином «позитивный сигнал», характеризующим относительное его распределение. При негативной модуляции, например, видеосигнал после детектирования полупериодов положительной полярности является негативным сигналом. Поэтому позитивный и негативный видеосигналы были неправильв определены в книге как сигналы положительной и отрицательной поляр ности, что отразилось и на графическом материале. Все необходимые измене ния были введены в процессе перевода книги. Не было также должной четкости в пользовании терминами «полярноси напряжения» и «сдвиг по фазе». Несмотря на принципиальную разницу i этих понятиях, первое из которых относится исключительно к распределе^ нию сигнала по шкале напряжений, а второе характеризует временные соотношения, неправильное их использование до сих пор встречается в технической литературе. Объясняется это тем, что до зарождения в сравнительно недавнем прошлом техники асимметричных импульсов, где нечеткость в использовании этих терминов может привести к серьезным недоразумениям, техника синусоидальных (симметричных) токов не испытывала особой" по-* требности в разделении этих понятий. Соответствующие изменения также внесены в перевод. Во французских телевизионных передачах звуковое сопровождение осуществляется по методу амплитудной модуляции, в то время как в Советском Союзе принята значительно более помехозащищеиная частотная модуляция. При амплитудной модуляции осуществление звуковой части телевизионного приемника затрудняется. В частности, не представляется возможным применение столь прогрессивного метода, как прием с использованием в качестве промежуточной частоты в канале звукового сопровождения биений между несущими изображения и звука. Повышаются также требования к стабиль* ности частоты гетеродина. Поэтому при переводе были сделаны соответствующие добавления. Кроме того, были включены некоторые современные схемы, отсутствовавшие в оригинале. Книга «Телевидение?.. Это очень просто!» написана в несколько необычной, занятной манере, которая несомненно поможет усвоению и запоминанию достаточно обширных полезных сведений из области телевизионной техники и, в частности, приемной аппаратуры для телевизионного вещания. А. БРЕЙТВАРТ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Из всех чудес современности телевидение, бесспорно, наиболее увлекательно. В странах, где телевидение получило широкое распространение, оно внесло глубокие изменения в личную и общественную жизнь. Сам факт передачи на расстояние изображений высокой четкости граничит с чудом. Тот, кто знаком со всеми преградами, которые нужно было преодолеть, всеми проблемами, которые нужно было решить, едва верит своим глазам, наблюдая за современными достижениями. В настоящее время телевидение прочно вошло в быт, изменило жизнь многих миллионов семей и явилось могучим средством развлечения и самообразования, хотя иногда, увы, и оглупления. Это изумительное средство, которое, как и эзопов язык, может найти как наилучшее, так и наихудшее применение. Быстрое развитие телевизионной техники требует привлечения во всех странах большого количества техников. Кроме того, каждый культурный человек стремится познакомиться с этим новым средством связи. Вероятно, именно поэтому многие из моих друзей обращались ко мне с пожеланием, чтобы я выпустил книгу «Телевидение?.. Это очень просто!» по образцу книги «Радио?.. Это очень просто!». Эта последняя книга, написанная в 1935 г., имела исключительный успех. Она была переведена на несколько языков. Много тысяч людей на земном шаре познакомились с радиотехникой благодаря диалогу наших юных друзей Любознайкина и Незнайкина. Первый из них знает решительно все, в то время как второй, хотя со многим и не знаком, тем не менее безусловно не глуп. Напрасно я объяснял своим друзьям, что телевизионная техника не только не проста, но согласно выражению Незнайкина дьявольски сложна, что она затрагивает различные области физики, что положение еще усложняется из-за отсутствия международного стандарта. Ничего не помогло. Я должен был покориться и написать «Телевидение?.. Это очень просто!». Нужно надеяться, что эта книга появилась как раз вовремя, так как два выпуска первого издания полностью разошлись в течение нескольких меся-цев и срочно потребовалось выпустить настоящее второе издание. Что представляет собой эта книга? Книгу для первого ознакомления с предметом? Возможно, поскольку ее может понять человек, никогда ранее не изучавший телевидение. В то же время, чтобы ее усвоить, необходимо хотя бы элементарное знакомство с радиотехникой. Тот, кто хочет извлечь наибольшую пользу из чтения этой книги, должен знать, как работают много-ылектродные лампы, знать основные схемы усилителей, детекторов и смесителей хотя бы в пределах книги «Радио?.. Это очень просто!». В то же время не требуется знания математики. Я старался в первую очередь возможно яснее осветить физические основы описываемых процессов. Если внимательно проследить за траекториями электронов, за изменениями формы сигналов, за соотношением различных напряжений, различные элементы становятся достаточно понятными и разбор схем не представит особого труда. Стремясь постоянно выявлять наиболее существенное в этом разделе техники, который не стабилизовался ни в пространстве, ни во времени (так мк он находится в разгаре развития), я постарался показать все основные алементы телевизионных приемников в различных вариантах. Я воздерживался от количественного определения параметров сяементов схем, поскольку они изменяются в зависимости от стандарта четкости и типа аппаратуры. Эта книга не предназначена для конструкторов телевизионной аппаратуры. Ее целью является ознакомление с принципами работы. Нельзя рёдь начать изготовление такой аппаратуры со сколько-нибудь серьезными видами на успех, не зная ее «анатомии и физиологии». Я старался, чтобы усвоение материала этой книги было возможно более легким, не поступаясь, однако, нигде истиной, не избег.ая трудностей и не опуская ничего, что было бы полезно будущему телевизионному специалисту. Любая новая техника неизбежно достаточно сложна. Поэтому читать эту книгу нужно с неослабным вниманием и не следует приступать к новому разделу, не усвоив содержания предыдущих разделов. Я не пытался расположить материал в порядке возрастающей трудности, иоэтому для многих читателей первая беседа окажется, вероятно, наименее легкой. На основании длительного педагогического опыта я могу судить, что обучению способствует улыбка. Вот почему Любознайкин и Незнайкин в своих беседах будут часто отклоняться от строгого стиля «Диалогов» Платона. ; Остроумные рисунки на полях, помогая усвоению текста, внесут веселую .; нотку в беседы наших молодых друзей. Внимательно следуя за ними, читатель поймет все тайны телевидения и : обогатит свои познания. В этом и заключаются наши пожелания. Е. АЙСБЕРГ : ПРЕДИСЛОВИЕ > ' ко второму русскому изданию Книга Е. Айсберга «Телевидение?.. Это очень просто!», первое русское из/ дание которой вышло тиражом в 200 000 экземпляров и разошлось в течение нескольких дней, завоевала широкую популярность среди читателей благодаря ее занимательности и доступности, достигнутых, однако, не в ущерб < строгости изложения. Во втором русском издании переработана глава о цветном телевидении я исправлен ряд неточностей в тексте, допущенных в первом издании. Редакция считает своим долгом выразить глубокую признательность ', автору книги Е. Айсбергу за внимательный просмотр первого русского издания и ряд ценных указаний, которые были учтены в настоящем издании. Редакция Массовой радиобиблиотеки * СОДЕРЖАНИЕ Предисловие редактора к первому русскому изданию....... Предисловие автора..................... Предисловие ко второму русскому изданию............ Беседа первая. Видеочастота и высокая частота.......... Метровые волны и их распространение. Дальность действия телевизионного передатчика. Стратосферное телевидение. Боковые модуляционные полосы. Принцип последовательной передачи элементов изображения. Видеосигнал. Искажение прямоугольного сигнала и преобразование его в синусоиду. Максимальная видеочастота. Теснота в эфире. Использование метровых волн. Соотношение между несущей и модулирующей частотами. Беседа вторая. Путешествие в прошлое............. ] Диск Нипкова. Разложение изображения. Чересстрочная развертка. Фотоэлемент. Передатчик изображений. Синхронизм. Приемник с неоновой лампой. Недостатки механических систем телевидения. Беседа третья. Электроны в вакууме.............. 2 Электроника. Устройство электронной пушки. Атмосферное давление на электроннолучевую трубку. Возможность ее разрыва. Люминесцентный экран. Электронная оптика. Электростатическая фокусировка. Электростатическая линза. Электронное пятно. Скорость электронов. Их возврат в источник. Алюминированные экраны. Электростатическое отклонение. Горизонтально и вертикально отклоняющие пластины. Формирование изображения. Беседа четвертая. Прогулка по полям.............. s, Магнитное поле электрона. Конфигурация электрических и магнитных полей. Взаимодействие магнитных полей. Отклоняющие катушки. Магнитная фокусировка. Сравнение трубок с электростатическим и электромагнитным управлением. Чувствительность отклонения. Максимальный угол отклонения. Беседа пятая. Пилы для резки времени............. 4 Пилообразные напряжения. Их формирование с помощью механического устройства. Вокруг света за два часа. Заряд и разряд конденсатора. Постоянная времени. Экспоненциальная кривая. Генератор развертки на неоновой лампе. ' Беседа шестая. Основы теории генераторов развертки....... >| Три основных элемента развертки. Газоразрядный триод. Генераторы ;| развертки на тиратроне. Коэффициент сеточного управления. Регу- - • лировка амплитуды колебаний. Синхронизирующие импульсы. Начало разряда. Линеаризация насыщенным диодом. Линеаризация ' пентодом. Использование ламп с противоположной кривизной харак- ;.| теристики. « Беседа седьмая. Генераторы развертки на вакуумных лампах . . . . : S Разряд через вакуумную лампу. Блокинг-генератор. Фазы его работы. Генераторы развертки с блокинг-генератором. Мультивибратор. Колебания прямоугольной формы. Мультивибратор с катодной связью. Формирование пилообразного напряжения. Беседа восьмая. Зубья пилы в действии............ . 69 Усиление пилообразных напряжений. Получение симметричных на-. пряжений. Изменение полярности с помощью лампы. Величина отклоняющего магнитного поля. Индуктивность отклоняющих катушек. Нарастание и уменьшение тока. Величина перенапряжений. Катушки с малым индуктивным сопротивлением. Согласующий трансформатор. Меры предосторожности в отношении изоляции. Кадровая развертка. Паразитные колебания. Демпфирующий диод. Беседа девятая. На передающем конце............. 80 Время освещения фотоэлемента. Методы непрерывного и прерывистого освещения. Накопление зарядов. Иконоскоп. Светочувствительная мозаика. Электронный коммутатор. Вторичная эмиссия. Супериконоскоп. Суперортикон. Электронный умножитель. Передача при инфракрасном освещении. Беседа десятая. Синхроимпульсы и волны............ 90 Общая схема передатчика. Электронный видоискатель. Форма полного телевизионного сигнала. Амплитудное разделение. Гашение обратного хода. Форма строчного и кадрового синхронизирующих импульсов. Полоса видеочастот. Перадача на одной боковой полосе. Используемые несущие частоты. Частотный спектр изображения и звука. Беседа одиннадцатая. Телевизор в консервных банках....... 100 Прямое усиление или супергетеродин. Приемник звука. Каскады высокой частоты. Избирательность и разделение звука и изображения. Прием на одной боковой полосе. Восстановление постоянной составляющей. Амплитудная селекция и схемы разделения. Совместное усиление по высокой частоте изображения и звука. Разделение изображения и звука в супергетеродине. Влияние ухода частоты гете-> родина на звук. Беседа двенадцатая. Слабый сигнал да будет сильным...... 108 Усиление и избирательность. Необходимость большого количества каскадов усиления высокой частоты. Шумы в телевидении. Их уменьшение в результате предварительного усиления по высокой частоте. Подавление зеркального сигнала. Соотношение L/C в настроенных контурах. Настройка катушек без сердечника, а также с ферромагнитным и медным сердечниками. Шунтирующий резистор. Цепи развязки. Метод взаимно расстроенных контуров. Контраст. Преобразование частоты. Генератор Колпитца. Разделение звука и изображения. Беседа тринадцатая. От высокой частоты к кинескопу....... 120 Детектирование положительной и отрицательной полярности. Полярность видеосигнала при одном и двух каскадах видеоусиления. Параметры цепи детектора. Двухтактная схема. Величина усиления по видеочастоте. Влияние паразитных емкостей. Значение сопротивления нагрузки. Последовательная, параллельная и смешанная схемы коррекции. Результирующая частотная характеристика. Беседа четырнадцатая. Исчезновение и восстановление . . . .\ . . 129 *;• Прохождение сигнала через конденсатор. Асимметричные сигналы. Потеря постоянной составляющей. Влияние на среднюю яркость изо-боажения и синхоонизапию. Схема с непосредственной связью. Вое- становление постоянной составляющей с помощью диода. Схемы включения восстанавливающего диода. Смещение в случае униполярных сигналов. Беседа пятнадцатая. Выделение и разделение........... 138 Необходимость разделения. Ограничение. Место амплитудного селектора. Амплитудный селектор с параллельным и последовательным диодом. Схема на пентоде. Вопросы полярности. Применение восстанавливающего диода. Преобразование длительности в амплитуду. Дифференцирование и интегрирование. Влияние постоянной времени. Форма дифференцированных и интегрированных сигналов. Практические схемы. Беседа шестнадцатая. Проблемы питания............ 154 Анодное питание. Фильтрация. Регулировка фокусировки и яркости. . Высоковольтный выпрямитель с одноанодным кенотроном. Меры I предосторожности при работе с высоким напряжением. Максимальное обратное напряжение. Контактные выпрямители. Удвоение напряжения. Питание кинескопов. Высокое напряжение от генераторов низкой и высокой частоты. Использование перенапряжения на i обратном ходу по строкам. Беседа семнадцатая. Ловушка для волн............. 165 Распространение метровых волн. Полуволновая антенна. Проблема полосы пропускания. Поляризация поля. Распределение интенсивности тока. Вибратор и снижение. Отражения. Согласование полных сопротивлений. Волновое сопротивление. Включение фидера. Различные типы антенн. Особенности петлевой антенны. Повторные изображения. Направленные антенны. Действие рефлектора. Размеры пассивных элементов. Беседа восемнадцатая. Все цвета радуги ............. 176 Принцип трехцветности. Разложение на основные цвета и восстановление изображения. Одновременная передача трех цветовых составляющих изображения. Метод последовательной передачи. Дисковый фильтр. Проблема модуляционных полос. Чередование растров, строк и точек. Трехцветный экран. Трубка с тремя пушками и маской. Последовательная система с запоминанием. Беседа девятнадцатая и последняя. Когда смотрят большое изображение 186 Ограниченные размеры кинескопов. Проекция с помощью объектива. Проблема яркости. Специальные проекционные кинескопы. Отражательная оптика. Скиатрон. Прогресс телевидения. Цена: 150руб. |
||||