Математика | ||||
Звук—слух—мозг. Вартанян И. А. Л.: Наука, 1981.— 176 с. (Серия «От молекул до организма»). Книга посвящена проблемам, связанным с изучением системы акустической коммуникации в мире животных и в человеческом обществе. В ней рассказывается о звуковой среде, окружающей современного человека и животных, о физиологических основах сложных процессов восприятия звуковых сигналов. В доступной для широкого круга читателей форме рассматриваются 'Вопросы деятельности мозга, слуховой памяти и обучения, лежащие в основе восприятия целостной картины звукового мира. Выделяются задачи, которые возникают в результате увеличения шумов, порождаемых все расширяющейся индустриализацией и автоматизацией процессов трудовой деятельности человека. | ||||
ВВЕДЕНИЕ Слух человека и животных изучается специалистами различных областей знания. Физики исследуют способы получения и распространения звуковых волн в различных средах. Биофизики и биохимики выясняют механоэлектри-ческие и электрохимические процессы, лежащие в основе преобразования акустической внешней энергии в физиологические процессы —- возникновение и передачу нервного импульса. Биоакустики заняты изучением физических параметров сигналов, продуцируемых животными, звуков речи человека, а также механизмов звукообразования в вокальных трактах биологических объектов. Морфологи и анатомы исследуют тонкое строение рецепторных структур и нервных путей, по которым сведения о первичных процессах, вызванных действием звука, передаются в мозговые центры. Физиологи и психологи имеют дело с различными характеристиками слуха животных и человека: чувствительностью, диапазоном слышимых частот, оценкой сложных звуков, закономерностями восприятия речи. Этологи выясняют, при каких формах поведения продуцируются те или иные биоакустические сигналы и какую функциональную нагрузку эти сигналы несут. Наконец, в сферу интересов представителей медицинской науки входит изучение заболеваний периферических и центральных слуховых структур и нарушений восприятия звуков при различных формах патологии. Из этого далеко не полного перечисления специалистов, участвующих в исследовании слуховых функций человека и животных, можно представить себе, какое множество различных подходов, специальных методов, терминов, приемов анализа и обработки материала используется для описания только одной воспринимающей системы. А ведь таких систем пять! Зрение и слух дают представление о тех свойствах внешнего мира, которые располага- ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................... 3 Глава I. Звук................. Ю Возникновение и распространение ...... И Физические параметры.......... 16 Психофизические характеристики...... 25 Глава II. Звуковая среда............. 30 Акустические сигналы человека....... 30 Голосовой аппарат.......... 31 Звуки речи............. 31 Музыкальные звуки . . ......... 34 Звуки, которые человек пе замечает..... 38 Ультразвук............. 39 Инфразвук............. 43 Шум . '............... 44 Акустические сигналы лшвотпых...... 46 Насекомые............. 47 Морские беспозвоночные и рыбы .... 49 Амфибии.............. 54 Рептилии.............. 55 Птицы............... 56 Млекопитающие........... 58 Глава III. Слух.................. 67 Слуховая система человека ........ 67 Строение.............. 68 Немного истории........... 74 Теории слуха ............ 77 Основные показатели функций ..... 79 Нарушения слуха........... 82 Слухопротезирование: настоящее и будущее 85 Сравнительная характеристика слуха животных 90 Наземные • беспозвоночные — насекомые . 91 Есть ли слух у водных животных .... 92 Водные беспозвоночные........ 94 Водные позвоночные — рыбы....... 95 Амфибии.............. 105 Рептилии ............. 108 Птицы............... 111 Млекопитающие........... И* Эволюционные изменения слуховой системы И8 Глава IV. Мозг................. 122 От уха —к мозгу............ 124 Слуховые центры позвоночных животных . . . 128 От временной размерности — к пространственной 132 Переработка информации в слуховой системе 135 Детекторы признаков........ 138 Слуховая память........... 139 Контроль слуховой информации....... 143 Пространственный слух.......... 148 Мозг как система управления речью человека и звукоизлучением животных...... 153 Один мозг или два —поиски ответа на вопрос 101 Заключение................... 167 Литература................... 169 Основные термины................ 171 Цена: 100руб. |
||||