Математика | ||||
Соболевский А. Г. Я строю супергетеродин. М., «Энергия», 1967, 128 с. с илл. (Массовая радиобиблиотека. Вып. 630). 150000 экз. 38 к. | ||||
НАЧНЕМ С ПРИЕМНИКА ПРЯМОГО УСИЛЕНИЯ Помню, когда я сделал свой первый ламповый приемник прямого усиления (транзисторов тогда еще не было) и добился его хорошей работы, то был страшно горд. Вечерами я наслаждался, «вылавливая» самые дальние радиостанции. Но когда новизна впечатлений прошла, я заметил, что приемник работает далеко не так хорошо, как этого хотелось бы. Прием многих дальних станций сопровождался свистами, хрипами, иногда одновременно были слышны две радиостанции, причем настроиться на них раздельно не удавалось. Были и другие неприятные явления •— в основном они сводились к искажению радиопередачи. И странное дело — тщательное налаживание не приводило к улучшению работы приемника. Провозившись несколько дней, я понял, что одной только регулировкой приемника ничего не добьешься. Видимо, причина появления искажений была в чем-то другом, может быть в самом принципе работы приемника прямого усиления? Я думаю, не надо доказывать, что качество радиоприемника определяется прежде всего естественностью звучания радиопередачи и отсутствием помех. А какое звучание будет восприниматься как естественное? Очевидно то, которое содержит все звуки, присущие человеческому голосу или музыкальному инструменту, причем важную роль играют так называемые обертоны (высшие тоны), создающие звуковую «окраску» •— тембр голоса или музыкального инструмента. Изменение привычной окраски звука воспринимается ухом как искажение звучания. Если разложить звук человеческого голоса или музыкального инструмента на составляющие его колебания — получить его частотный спектр, то окажется, что, кроме колебания основной частоты, определяющего высоту звука, звучание голоса или музыкального инструмента, он состоит из множества колебаний, самых различных по частоте и амплитуде, хотя и меньших по амплитуде, чем основное колебание. Это и есть обертоны, определяющие «окраску» звука. Поэтому, чтобы звучание было естественным, громкоговоритель приемника должен в.оспроизводить колебания всех этих частот. Человек слышит звуки с частотами от нескольких герц до 12— 15 кгц. Следовательно, чтобы радиопередача звучала естественно, приемник в принципе должен воспроизводить именно такой звуковой диапазон. Однако это удается осуществить (да и то не всегда) только в высококачественном радиовещании на УКВ. В радиовещании же на длинных, средних и коротких волнах приходится ограничиться более узким диапазоном передаваемых частот (о причинах ОГЛАВЛЕНИЕ Начнем с приемника прямого усиления ......... 3 Попробуем улучшить приемник прямого усиления ... 8 Преобразование частоты — основа супергетеродина ... - 11 Схемы преобразовательных каскадов.......... 14 Зачем нужен входной контур? ........... 22 Что такое сопряжение настроек?............ 2!) О колебательном контуре .............. 43 Вход приемника.................. 56 Усилитель высокой частоты.............. 61 Усилитель промежуточной частоты........... 67 АРУ и индикатор настройки . . . . ....... 75 О блок-схеме и параметрах супергетеродина....... 81 От принципиальной схемы — к реальной конструкции . . 88 На пороге налаживания............. . 96 Начнем с усилителя промежуточной частоты . ..... ЮЗ Перейдем к преобразователю и усилителю высокой частоты . ПО Экзамен супергетеродину . . .............. 123 А если нет гетеродина стандартных сигналов?....... Цена: 100руб. |
||||