Математика | ||||
Гурлев Д. С. > Справочник по фотографии (фотосъемка). — Кл Тэхника, 1989.—319 с. ISBN 5-335-00165-8 Приведены сведения по основным вопросам фотосъемки в изобразительной черно-белой и цветной фотографии с пояснением характера естественного и искусственного освещения. Рассмотрены яркостные характеристики объекта и способы определения оптимальной съемочной экспозиции с учетом светлоты и яркости снимаемого объекта. Основное внимание уделено экспонометрическим расче-там с помощью фотоэлектрических экспонометров. Даны графики действия съемочных светофильтров в пределах спектра. | ||||
ВВЕДЕНИЕ Для овладения процессом фотографирования, кроме практики обращения с техникой освещения и материалами, необходимы теоретические знания о цвето- и тоновоспроизведении, которые в совокупности с экспонометрией фотосъемки и практическими навыками вырабатывают соответствующее фотографическое мастерство. Технические характеристики современных се-ребросодержащих светочувствительных слоев позволяют качественно воспроизводить изображение объекта съемки на всех видах фотографических материалов в зависимости от их назначения. При этом для получения технически полноценного фотографического снимка съемочный процесс, несмотря на кажущуюся простоту, требует обязательного выполнения определенных условий, норм и правил. Фотографическое воспроизведение объекта — технологический процесс, разделяющийся на фотосъемку, обработку и фотопечать или на фотосъемку и обработку при получении позитивного изображения методом обращения. На каждой стадии неизбежны искажения. Сведение их к минимуму возможно лишь при учете всех факторов, влияющих на фотографический процесс, с обязательным исключением всех предполагаемых ошибок. Все съемочные объекты в своем большинстве цветные. При черно-белой съемке цвета воспроизводятся передачей их яркостей посредством белого, серого и черного тонов, т. е. тоновоспроиз-ведением. В цветной фотографии цвет объекта воспроизводится как по цветности (цветовой тон плюс насыщенность), так и по яркости, носящей характер тоновоспроизведения (как и в черно-белом процессе). Обе характеристики цветовоспроизведения — цветность и яркость — находятся в неразрывной связи между собой, поскольку от правильной передачи тона зависит естественное воспроизведение цвета. Основной технической задачей фотосъемки, кроме подготовительного этапа, является оптимальное экспонирование фотослоя на выбранном фотоматериале с учетом светорассеяния и применения фотографических изобразительных средств, необходимых для передачи градаций тонов и цветов объекта, Фотообработка экспонированного негативного материала должна обеспечивать определенную контрастность негатива, необходимую для передачи задуманной градации объекта в изображении на определенном позитивном материале. Съемка и обработка взаимосвязаны между собой в части согласования экспозиции с временем проявления в заданном проявителе. Обе величины в совокупности определяют копировальные характеристики негатива. В общем фотографическом процессе экспонометрия фотосъемки является важнейшей основой для получения необходимых оптических параметров будущего негатива, поэтому требует к себе особого внимания. Оглавление Сто. ^ведение................„ 3 Глава 1. Фотографическое воспроизведение объекта ... 11 Объект съемки ....,..,...,... \1 1. Общие сведения . . . . . ¦........ U 2. Светлотная характеристика объектов съемки 12 3. Яркостная характеристика объекта съемки . ... 13 4. Интервал яркостей объекта съемки...... 15 5. Определение интервала яркостей объекта . . . . 18 6. Классификационные характеристики объектов съемки 19 7. Восприятие яркости различными приемниками света 21 Тоновоспроизведение объекта при черно-белой съемке 23 8. Объективный и субъективный характер тоновоспро-изведения............... 23 9. Условие точного тоновоспроизведения..... 24 10. Характеристика тоновоспроизведения в системе негатив — позитив........... 24 Цветовоспроизведение объекта съемки ...... 27 11. Цветовоспроизведение в фотографии..... 27 12. Точность цветовоспроизведения ...... 27 13. Творческая интерпретация в цветовоспроизведении 27 14. Допустимые и недопустимые искажения цвета 28 15. Классификационная характеристика цветоделитель-ных и градационных искажений . . . . . . 28 16. Искажения цветовоспроизведения от неправильной экспозиции при съемке .......... 29 17. Цветовые искажения при небалансном освещении 30 18. Цветовые искажения при смене фотографических объективов............. 32 Контроль цветовоспроизведения по серой шкале ... 33 19. Общие сведения............ 33 20. Серая шкала как аналог объекта съемки .... 34 21. Светооптические данные серой шкалы..... 35 22. Преимущества измерительной серой шкалы ... 37 23. Контрольная съемка серой шкалы...... 37 24. Спектрозональная связь полей серой шкалы с цветами объекта съемки........... 38 Глава 2. Экспонометрия фотосъемки........ 40 Определение съемочной экспозиции........ 40 25. Общие сведения............. 40 26. Экспозиционное распределение яркостей объекта съемки на характеристической и рабочей кривой фотопленки............. 42 27. Регулировка экспозиции освещенностью объекта съемки................ 43 28. Изменение экспозиции диафрагмой объектива 44 29. Изменение экспозиции выдержкой ...... 45 30. Изменение экспозиции светофильтрами .... 46 31. Экспозиция и взаимозаместимость ее составляющих 46 32. Способ определения экспозиции пробными съемками 47 33. Определение экспозиции фотоэлектрическими приборами ...............48 34. Спектральное соответствие фотоэкспонометров и фотоматериалов............. 51 35. Экспозиционное число (Z).........52 36. Способ определения экспозиции по таблицам 55 37. Сравнение способов определения экспозиции по освещенности и яркости.........55 38. Буквенные экспонометрические и конструкционные символы на фотокамерах.........56 Определение съемочной экспозиции по освещенности 58 39. Общие сведения............59 40. Схема измерения освещенности плоского объекта 59 41. Схема измерения освещенности объемного объекта 59 42. Варианты определения экспозиции по максимальной освещенности.............60 43. Измерение освещенности в интер-ьере .... 60 44. Измерение освещенности при натурных съемках в экстерьере и на открытом месте.......61 45. Схема измерения освещенности по отражению детали с эталонной светлотой..........62 Определение съемочной экспозиции по яркости . ... . 63 46. Общие сведения............63 47. Характеристика объекта съемки для определения экспозиции по яркости .......... 66 48. Соотношение светлот на объекте съемки и коррекция ошибок при определении экспозиции фотоэкспонометрами по яркости.......... 67 49. Восприятие яркостей объекта фотокамерами TTL 71 50. Определение экспозиции по яркости при съемке портрета............... 73 51. Определение экспозиции по яркости при съемке объекта с небом в кадре..........73 Особенности определения экспозиции при цветной съемке 74 52. Общие сведения...... ..... 74 53. Способы определения экспозиции при цветной съемке ...............75 Глава 3. Фотоэкспонометры ......76 Технические средства экспонометрии.......,76 54. Общие сведения........... 76 55. Калькуляторы фотоэкспонометров......77 ^R Точность в экспонометрических расчетах и по 56. Точность в экспонометрических расчсю. .. .--грешность изме "" " 1? •ечественные фотоэю 57. Общие сведения грешность измерений ..... Отечественные фотоэкспонометры типа «Ленинград» 81 58. Фотоэкспонометр «Ленинград-4» .... 59. Фотоэкспонометр «Ленинград-6» .... 60. Фотоэкспонометр «Ленинград-7» .... 61. Фотоэкспонометр «Ленинград-8» .... Отечественные фотоэкспонометры типа «Свердлов^ 62. Общие сведения.....,..... 63. Фотоэкспонометр «Свердловск-2» . . 64. Фотоэкспонометр «Свердловск-4» Зарубежные фотоэкспонометры и яркомеры 65. Общие сведения . ..... 66. Фотоэкспонометр «Секоник Студио» модель S. 67. фотоэкспонометр «Секоник Студио Делюкс» модель ^ 68. Фотоэ^понометры «Вестон Евро Мастер'» и «Вестой ^ Мастер-5» ........... 69. Фотоэкспонометр «Лунасикс-3» .......96 70. Точечный яркомер «Спотметр-5» Асахи Пентакс 96 Измерители цветовой температуры........ 99 71. Общие сведения............99 72. Цветомер «Сикстиколор».........100 73. Трехзональный спектрометр «Спектра Триколор Метер»...............101 74. Трехзональный спектрометр «Минольта Колор Метер» 101 Глава 4. Применение светофильтров ........ 102 Действие цветных светофильтров при черно-белой съемке 102 75. Общие сведения............102 76. Действие светофильтров на панхроматические фотоматериалы ..............104 Действие цветных светофильтров при цветной съемке 106 77. Особенности применения конверсионных светофильтров ..............106 78. Действие корректирующих (для фотопечати) светофильтров при съемке для улучшения баланса цветной негативной и обращаемой фотопленки . . . .107 79. Применение корректирующих (для фотопечати) светофильтров при съемке на фотопленках дневного света ! 11 80. Особенности применения цветных светофильтров 113 Глава 5. Освещение в фотографии ........!18 Основные виды света.............118 81. Общие сведения............118 82. Светотональное освещение......... 119 83. Светотеневое освещение .........12i 84. Изобразительные виды света........121 85. Основной свет объекта..........- 123 '86. Заполняющий свет...........124 87. Выравнивающий свет...........125 88. Фоновый свет . ¦............125 89 Моделирующий свет и блики........125 90. Контровой свет.............126 91. Световой эффект изображения....... . 126 92. Верхний, нижний и боковой свет.......127 93. Рефлексный свет............127 94. Контраст освещения...........128 95. Образование теней и полутеней при освещении 129 Характерные особенности дневного освещения .... !30 96. Съемочные периоды . . . ,...... . 130 97. Освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей объектов...........133 98. Атмосферные особенности при дневном освещении 137 Естественные световые эффекты.........140 99. Освещение пасмурною дня.........140 100. Восход и заход Солнца .........142 101. Сумерки ..............143 102. Освещение в снежный день........143 103. Дневное освещение на местности с водными пространствами ....... .....144 Глава 6. Изобразительные средства фотографии . . . .145 Изобразительные планы фотокадра........145 315 104. Общие сведения ............ 145 105. Фотокадр.............. 145 106. Кадрирование.............146 107. Формат кадра.............146 108. Фотографический изобразительный план . . . 146 109. Дальний план............. 147 110. Общий план.............148 111. Средний план............. 148 112. Крупный план.............148 113. Сверхкрупный план...........148 Перспектива................148 114. Общие сведения............148 115. Зависимость характера перспективы изображения от фокусного расстояния объективов фотокамеры 150 116. Зависимость характера перспективы от условий съемки...............151 117. Линейная перспектива..........154 118. Мнимое искажение перспективы......156 119. Ракурс...............157 120. Тональная перспектива ......... 159 121. Воздушная перспектива..........160 Перспектива и сменные объективы........161 122. Общие сведения............161 123. Нормальный (штатный) объектив......163 124. Широкоугольный объектив........164 125. Длиннофокусный объектив и телеобъектив . . .165 126. Перспектива изображения на фотоотпечатке и расстояние рассматривания .........166 Глава 7. Символика цвета...........168 127. Общие сведения............168 128. Коммуникативное значение цвета......169 129. Символическое значение цвета ....... 170 130. Символика цвета в странах Востока.....171 131. Символика цвета в христианской Западной Европе 173 132. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы...............174 133. Цветогармонические принципы исторических эпох 176 134. Цветогармонические ряды новой эпохи .... 178 135. Цветогармоническая система Гете......178 136. Цветовые триады Рунге..........180 137. Равноэнергетический круг Шопенгауэра . . .180 138. Цветоряд Адамса...........180 139. Цветовые контрасты Хельцеля.......181 140. Цветовая гармония Оствальда......,181 141. Цветовая теория Кандинского.......182 142. Цветовой «Всемирный канон» Клее.....183 143. Гармония цвета Иттена........ .184 Глава 8. Подготовка к фотосъемке.........Г86 Элементы съемочного процесса . . . ......186 144. Общие сведения............186 145. Схема прохождения света от объекта к фотопленке в съемочной камере...........'87 146. Классификация объектов съемки по тональности ................18^ 147. Размещение элементов объекта на площади кадра 188 148. Размещение неба на площади кадра.....1" 316 149. Обозначение чисел светочувствительности фотопленок...............194 150. Связь данных фотопленки, экспонометра и времени проявления .............IS4 151. Выбор и сенситометрические данные черно-белых негативных фотопленок.........198 152. Яркости объекта съемки и плотности черно-белого негатива..............2)0 153. Выбор режима обработки и определение времени проявления черно-белых фотопленок ..... 204 154. Выбор и сенситометрические данные цветных негативных фотопленок ...........205 155. Принцип маскирования цветных негативов фотопленок ...............206 156. Яркости объекта съемки и плотности цветного негатива ...............208 157. Выбор и сенситометрические данные обращаемых цветных и черно-белых фотопленок.....2*1 158. форматы и размеры фотопленок ....... 213 159. Перевод чисел светочувствительности ГОСТ в числа других систем............. 214 Глубина резкости и глубина резко изображаемого пространства.................215 160. Общие сведения............215 161. Глубина резкости.......... . 215 162. Гиперфокальное расстояние........218 163. Гиперфокальные расстояния для различных малоформатных фотокамер.......... 219 !64. Глубина резко изображаемого пространства и зоны резкости в объекте съемки.........220 165. Пределы глубины резко изображаемого пространства для малоформатных фотокамер с объективами различных фокусных расстояний .....223 166. Пределы глубины резко изображаемого пространства для малоформатных фотокамер с насадоч ными линзами............. 223 167. Соотношение между числами диоптрий и фокусным расстоянием линз или объективов......223 168. Шкалы объективов фотокамер для определения гиперфокального расстояния и границ резко изображаемого пространства.......223 169. Данные съемки с насадочнымп линзами . . . 234 170. Диафргтменное число и резкость изображения 235 171. Взаимосвязь параметров объектива с условиями съемки ..............237 Вспомогательные съемочные и экспонометрические приспособления .................237 172. Общие сведения............237 173. Бленда...............237 174. Отражатель (подсвет)..........241 175. Стандартные эталоны яркости.......243 176. Кронштейн (компендиум1 для установки оптических приспособлений ............ 244 Глава 9. Экспозиционные особенности съемки некоторых объектов..................245 177. Общие сведения............245 178. Экспозиционные особенности съемки портрета . . 246 179. Экспозиционные особенности съемки летних пейзажей ...............248 180. Экспозиционные особенности съемки зимних пейзажей.............. 249 181. Экспозиционные особенности съемки групповых сцен................250 182. Экспозиционные особенности съемки в интерьере 251 183. Экспозиционные особенности съемки больших водных пространств............252 184. Экспозиционные особенности съемки в сумерках 252 185. Экспозиционные особенности съемки движущихся объектов...............255 Приложение................259 Фотографические материалы...........259 Отечественные цветные фотобумаги........259 186. Общие данные и классификация.......259 187. Фотобумаги Фотоцвет-2, Фоюцвет-2М .... 259 188. Фотобумаги Фотоцвет-4, Фотоцвет-9.....260 189. Фотобумага Фотоцвет-5.........261 190. Фотобумага Фотоцвет-6 Радуга.......261 191. Цветная обращаемая фотобумага......261 192. Цветная аэрофотобумага СБ-2...... . 261 193. Цветная аэрофотобумага ЦБ-3.......262 Фотоматериалы ОРВО (ГДР^...........262 1Э4. Общие данные фотопленок........262 195. Черно-белые фотопленки типа NP......263 196. Проявители для черно-белых фотопленок . . . 263 197. Время проявления негативных черно-белых фотопленок ОРВО.............266 193. Негативная цветная фотопленка Орвоколор NC-19 -MACK...............267 199. Цветные обращаемые фотопленки «Орвохром» UT 268 200. Растворы для обработки обращаемых пленок «Орвохром» с регенератором........269 Черно-белые фототехнические пленки ОРВО.....270 201. Обозначение и общие данные........270 202. Проявители ОРВО фототехнических пленок . . .272 Кинопленки ОРВО черно-белые и цветные .....273 203. Основные данные............273 Черно-белые фотобумаги ОРВО.........274 204. Обозначение.............274 205. Типы фотобумаг ОРВО..........275 Цветные фотобумаги Орвоколор СР-3 и Орвоколор СР-6 275 206. Режимы обработки...........275 207. Состав растворов........... 275 Фотоматериалы ФОМА (ЧССР)..........276 208. Черно-белые фотопленки ФОМАПАН.....276 209. Цветные обращаемые фотопленки ФОМАХРОМ . 276 210. Черно-белые фотобумаги ФОМА......277 211. Цветные фотобумаги ФОМА.......277 Фотоматериалы ФОРТЕ (ВНР1.........280 212. Общиеданные.............280 213. Негативные 60-мм черно-белые фотопленки Рольфильм ФОРТЕ...........280 214. Негативные 35-мм черно-белые фотопленки Ol О ФОРТЕ ...............281 215. Листовые черно-белые фотопленки ФОРТЕ 282 216. Характеристика проявления фотопленок ФОРТЕ 282 217. Черно-белые обращаемые кинопленки ФОРТЕ . . 285 218. Фототехнические черно-белые пленки и бумаги ФОРТЕ.............. 286 219 Обрабатывающие растворы для негативных фотоматериалов ФОРТЕ и их состав ....... 287 220. Черно-белые фотобумаги ФОРТЕ .....292 221. Документные фотобумаги ФОРТЕ.....296 222. Позитивные черно-белые проявители для фотобумаг ФОРТЕ и их состав ........... 296 223. Цветные фотобумаги ..........29? Фотоматериалы ФОХАР (НРБ).........2» 224. Черно-белые фотобумаги ФОХАР......29& Список литературы..............300 Предметный указатель.............306 Цена: 150руб. |
||||