Математика | ||||
Эксплотация автомобильных дорог-А.к.Бируля Москва 1956 стр.340 | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебник представляет собой третье, переработанное издание курса «Эксплуатация автомобильных дорог». Учебник предназначен для специальности «Автомобильные дороги» автомобильно-дорожных институтов. Курс завершает цикл дисциплин «Автомобильные дороги» и потому содержит комплексное изложение вопросов эксплуата-; ции дорог и некоторых смежных вопросов дорожного хозяйства.- За 10 лет, прошедших со времени выхода предыдущего издания курса, существенно выросла роль автомобильного транспорта в системе транспорта, а вместе с ним возросло и значение автомобильных дорог. Резко повысились требования к дорожному хозяйству, что выдвинуло новые важные задачи и перед институтский курсом эксплуатации дорог. Автомобильный транспорт в послевоенный период получил значительное количественное и качественное развитие. За пятилетку 1951—1955 гг. грузооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличился в 10 раз и составил в 1955 г. 22% общего грузооборота страны протир 5% в 1950 г. Пассажирские перевозки автотранспортом в 1955 г. увеличились в 4,3 раза по сравнению с 1950 г., а протяженность автобусных линий возросла в 2 раза и достигла 168 000 км. Рост всех отраслей народного хозяйства СССР и развитие' культуры вызывает непрерывное увеличение перевозок на автомо-1 бильных дорогах. Ежегодно на союзных дорогах грузовые перевозки увеличиваются на 20—22%. На многих дорогах интенсивность движения достигает нескольких тысяч автомобилей в сутки, а на отдельных пригородных участках дорог — 20—25 тысяч автомобилей в сутки. В составе движения увеличивается количество большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов. Значительно растет скорость движения. В шестой пятилетке (1956—1960 гг.) по Директивам XX съезда' КПСС автомобильный транспорт СССР получит новое существенное развитие. В целях коренного улучшения использования автомобильного парка и значительного снижения себестоимости перевозок основная часть грузорых автомобилей и авторемонтные предприятия сосредоточиваются в системе автотранспорта общего пользования. Производительность грузовых автомобилей общего пользования за пятилетку должна повыситься на 36%, а себестоимость перевозок снизиться не менее чем на 20%. Дальнейшее развитие получают централизованные перевозки и ставится задача значительного улучшения использования а[втомобильных прицепов. Будут увеличены пассажирские перевозки: автобусами — в 3,5 раза, такси — в 3 раза. Соответственно планируется расширение строительства и реконструкции автомобильных дорог с твердым покрытием. Мероприятия по значительному развитию автомобильных пе-ре|возок не могут быть решены без достаточно резкого подъема организационного и технического уровня эксплуатации автомобильных дорог. Организация и методы эксплуатации автомобильных дорог отстают в настоящее время от потребностей автомобильного транспорта, в особенности на сети местных дорог. Развитие научных исследований по эксплуатации дорог еще недостаточно сравнительно с исследованиями по проектированию полотна, дорожных одежд и других сооружений. Степень механизации строительства дорог значительно выше уровня механизации дорожноремонтных работ. Для более полного и всестороннего удовлетворения потребностей быстро развеивающегося автомобильного движения требуется существенное улучшение [всей организации эксплуатационной службы, повышение техники содержания и ремонта, в особенности механизации дорожноремонтных работ. В настоящее время разрабатываются новые формы организационной структуры дорожной службы для дорог союзной и местной сети. Нерешенность ряда указанных важных вопросов в той или иной мере отразилась в учебнике при изложении разделов, относящихся главным образом к организации эксплуатации дорог. Вопросы ремонта и содержания дорог составляют весьма большой и многообразный комплекс. Эти вопросы отражены в учебнике с известными ограничениями для сокращения объема учебника. Основными методическими разделами курса являются: 1. Изменение эксплуатационных показателей дороги под действием автомобильного движения и природных факторов. 2. Система и принципы эксплуатации дорог. 3. Методы содержания и ремонта дорог. 4. Организация дорожной службы и дорожноремонтных работ. Рукопись учебника подверглась рассмотрению и рецензированию в кафедрах Московского и Харьковского автомобильно-дорожных институтов и отдельными специалистами. Автор приносит благодарность инженеру А. П. Алексееву и доценту М. С. Зама-хаеру за помощь в подготовке рукописи. ВВЕДЕНИЕ Под эксплуатацией автомобильно-дорожного транспорта разумеют плановое и целесообразное использование автомобилей и дороги для перевозки грузов и людей в соответствии с задачами народного хозяйства. В данном курсе эксплуатации автомобильных дорог излагаются принципы и методы обеспечения удобного и безопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками при наименьших затратах материальных ресурсов на перевозки. Дорога представляет комплекс инженерных сооружений, из которых основными и важнейшими сооружениями являются дорожная одежда и мосты, от технических характеристик которых главным образом зависит качество дороги. Дорожная одежда служит поверхностью качения колес. Между колесами автомобилей и поверхностью качения возникает взаимодействие как при неподвижном, так и при движущемся автомобиле. Колеса непосредственно (воздействуют на дорожную одежду, создавая статические и динамические вертикальные и горизонтальные усилия на ее поверхности. Чем больше вес и скорость движения автомобилей и чем большей жесткостью обладают колеса, тем интенсивнее это воздействие. Реакция дорожной одежды на воздействие автомобиля вызывает сопротивление движению, толчки, колебания частей автомобилей, скольжение колес. В результате взаимодействия автомобилей и дороги происходит постепенный износ как автомобиля, так и дороги. Для уменьшения и замедления этого процесса разрушения стремятся ходовые и другие части автомобиля приспособить к условиям движения по дорогам, а также конструировать одежды, наиболее удовлетворяющие свойствам автомобилей, их (весу и скорости движения. Появление в связи с развитием автомобильного транспорта новых типов автомобилей обусловило создание новых конструкции одежд, например асфальтобетонных и цементобетонных, отличающихся прочностью, ровностью и беспыльностью. Стремление приспособить автомобиль для движения по дорогам с высокими скоростями вызвало появление но|вых марок автомобилей более совершенной подвеской и повышенной проходимостью. Дороги, состояние которых не соответствует требованиям дви- Нае.!Шя автомобилей по ним, вызывают значительные убытки для РОДНОГО хозяйства вследствие: а) уменьшения скорости движе- 5 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............... 3 Введение ... ...... ...... 5 Раздел I Теоретические основы эксплуатации дорог Глава 1 Взаимодействие дороги и автомобиля § 1. Подвижной состав и его ходовые части...... 7 § 2. Общие закономерности взаимодействия автомобиля и дороги 22 § 3. Влияние неровностей покрытия на движение автомобиля . . 31 § 4. Колебания автомобиля при движении и измерение качества дороги ............... 38 § 5. Деформации дорожных одежд под действием движения . 51 § 6. Движение колеса по деформируемой поверхности ... 61 § 7. Вибрация дорожных одежд под действием движения ... 73 Глава 2 Влияние воднотеплового режима одежд и оснований на прочность одежд § 8. Воднотепловой режим дорог и влияние его на прочность и долговечность одежд............ 75 § 9. Проезжаемость грунтовых и улучшенных дорог в зависимости от их увлажнения........... 83 § 10. Износ дорожных покрытий.......... 87 Глава 3 Основные положения эксплуатации дорог § 11. Эксплуатационные задания и требования к качеству дороги 95 § 12. Работоспособность дорожных одежд и межремонтные сроки 104 § 13. Система эксплуатационных мероприятий...... ПО § 14. Приемка дорог в эксплуатацию..... . 113 Раздел II Методы содержания и ремонта дорог Глава 4 Земляное полотно и водоотвод § 15. Содержание земляного полотна и полосы отвода ... 115 § 16. Обеспечение пропуска весенних вод дорожными водоотводными сооружениями ........... 120 § 17. Пропуск ледохода и весеннего паводка...... 121 ООО § 18. Уход за пучинистыми участками и предупреждение деформации одежд пучинами............ 125 Глава 5 Содержание дорог в летний и осенний периоды § 19. Борьба с пылью и грязью на дорогах и улицах . . 132 Глава 6 Зимнее содержание дорог § 20. Снежные отложения на дороге и влияние зимних условий на движение.............. 139 § 21. Закономерности образования снежных заносов .... . 144 § 22. Требования к зимней дороге и мероприятия по зимнему ! содержанию..............• 153 § 23. Временные снегозащиты и снегозадержание на полях . . 155 § 24. Переносные решетчатые щиты ........ 157 § 25. Снегозащитные древонасаждения........ 164 § 26. Снегоочистка .......... 173 § 27. Снегоборьба на горных дорогах........ 183 § 28. Организация борьбы со снегом на дорогах..... 185 § 29. Снегоочистка на городских улицах ....... 18? § 30. Борьба со скользкостью дорог...... - 190 § 31. Борьба с песчаными заносами ........ 191 Глава 7 Древонасаждения и уход за ними § 32. Придорожные насаждения, их типы и размещение . . . 195 § 33. Посадка деревьев и уход за ними........ 201 § 34. Организация питомников .......... 205 Глава 8 Ремонт дорожных одежд § 35. Содержание и ремонт грунтовых дорог...... 207 § 36. Содержание и ремонт гравийных покрытий..... 212 § 37. Содержание и ремонт щебеночных покрытий .... 216 § 38. Содержание и ремонт черных щебеночных покрытий . . 220 § 39. Возобновление поверхностной обработки...... 226 § 40. Содержание и ремонт асфальтобетонных покрытий . . . 229 § 41. Содержание и ремонт цементобетонных покрытий .... 238 Раздел III Организация движения и оборудование дорог Глава 9 Регулирование движения и сигнальные знаки § 42. Безопасность движения и ее обеспечение...... 245 § 43. Правила движения на дорогах и улицах..... 246 § 44. Дорожная сигнализация .......... 250 § 45. Регулирование движения.......... 255 § 46. Путевые дорожные знаки и обстановка пути..... 261 § 47. Ограждения на дорогах .......... 267 § 48. Организация движения при ремонтных работах .... 272 Глава 10 Обеспечение безопасности ночного движения § 49. Видимость дороги и знаков ночью....... 273 § 50. Освещение дорог ........... 275 Г л ава tl Автомобильные сообщения § 51. Организация пассажирских и грузовых сообщений . . 281 § 52. Автомобильные станции .......... ^°& Р а з д е л IV Организация дорожной службы Глава 12 Структура и органы дорожной службы § 53. Общая организация дорожной службы на автомобильных дорогах . .'.".'.'-'.'- • - • • 289 § 54. Дорожный участок........... 291 § 55. Способы организации линейной службы..... 294 § 56. Организация содержания и ремонта городских дорог . - 300 § 57. Организация содержания и ремонта дорог местной сети . 303 § 58. Связь на автомобильной дороге ..... 307 Глава 13 Организация работ по содержанию и ремонту § 59. Назначение видов и объемов ремонтных работ .... 309 § 60. Организация и методы производства дорожноремонтных работ зю § 61. Организация баз и вспомогательных устройств .... зн Глава 14 Здания и сооружения дорожной службы § 62. Назначение и классификация зданий дорожной службы . 317 § 63. Размещение зданий и нормы проектирования ... 318 Глава 15 Технический учет и планирование работ § 64. Учет технического состояния дорог и дорожных сооружений 321 § 65. Изучение закономерностей движения..... 323 § 66. Учет движения............ 331 § 67. Планирование и финансирование работ...... 334 Цена: 300руб. |
||||