Математика | ||||
Холмянский Л. М., Щипаное А. С. Дизайн: Кн. для учащихся.— М.: Просвещение, 1985.—240 с, ил. Книга об окружающем человека мире вещей, об особенностях его восприятия, о принципах и закономерностях его организации. Опираясь на богатый историко-культурный материал и на практический опыт современного проектирования, авторы говорят о своеобразии искусства дизайна, об эстетическом значении массовой тех-нической продукции. В книге раскрываются задачи специалистов-дизайнеров и возможности участия каждого в организации материально-пространственной среды. | ||||
ВВЕДЕНИЕ Термин «дизайн» появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер»— художник-конструктор, «дизайн-форма»— внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы. До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Пойти считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т. Мальдонадо. Он)'утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. За рубежом широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать. Таким образом, дизайн'становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка. Советские ученые, специалисты рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. Время на наших глазах предъявляет все более высокие требования к эстетическому содержанию условий труда и быта трудящихся. Эта же мысль весомо прозвучала и на XXVI съезде партии, подчеркнувшем, что все, окружающее советского человека, должно нести на себе «печать красоты, хорошего вкуса»'. Художественная целесообразность, эстетизация промышленно-техни-ческой продукции — важная забота советских ученых, инженеров, производственников: «В центре внимания художественного конструирования (дизайна), направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда оказывается человек с его общественными и индивидуальными потребностями, утилитарными и духовными запросами»2. Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно от- ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Часть 1 Глава 1 Предметный мир, его прошлое и настоящее...... Предметный мир в эпоху ремесленного производства . . . Египет .......... Греция ......... Рим*.....Г . . . . ЕвЬопа XI—XIX веков . 17 22 29 Глава 2 Глава 3 Часть 2 Глава 1 Становление дизайна .... 57 Ремесло и промышленность — Модерн ........ 66 «Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренс..... 73 «Баухауз» — первая школа художественного конструирования 75 Зарождение дизайна в Советском Союзе....... 80 Дизайн сегодня...... 94 Художественное конструирование в Советском Союзе и странах социалистического содружества ......... — Дизайн в капиталистических странах.........117 Как создается предметная среда..........127 На чем основывается дизайнерское проектирование ... 128 Как мы воспринимаем и оцениваем предметный мир ... — Внешняя форма предмета . . . 130 Гармоническая форма и понятие композиции . . . . . 135 Технический смысл и красота предмета........ 150 Как отдельные предметы уживаются друг с другом .... 154 Предметная среда..... 156 Что такое эргономика . . . 159 Глава 2. как проектируют предметную среду .........164 Кто участвует в проектировании вещей ......... __ Методика проектирования предметов ......... 167 Особенности проектирования среды ......... 178 Как работают дизайнеры ... 187 Глава 3. Наше участие в создании предметной среды......190 Общие принципы..... — Изготовление отдельных вещей ..........193 Как устроить наше жилище 198 Структура и зоны квартиры 211 Проектирование общественного интерьера.......224 Организация открытого пространства .........227 Заключение...................237 Цена: 150руб. |
||||