Математика | ||||
20 лет в батискафе. Л. Гидрометеоиздат. 1976. 176 с, с илл. Автор, офицер ВМФ Франции, на протяжении 20 лет руководит океанографическими исследованиями, проводимыми» при помощи батискафа, В 1953 году этот глубоководный снаряд совершил рекордное погружение на глубину 4000 метров, в дальнейшем опускался и на 9500 метров. Однако установление рекордов не входит в задачу экипажа французского батискафа, занятого научно-исследовательской работой в области океанографии, Об ©той работе в популярной форме и рассказывает автор. Книга рассчитана на широкий круг читателей, Жорж Уо ПР.АЯНДТЬ | ||||
СОДЕРЖАНИЕ От автора 4 Предисловие 4 Двенадцать лет спустя 6 Навстречу приключениям 8 Рождение «ФНРС-1Ш 14 Большие глубины -21 Первые 4000 метров 26 «ФНРС-Ш» вступает в строй 36 Португалия 47 Первая экспедиция к берегам Японии 54 л «Архимед» 69 «Архимед» в Японии 80 За 9000 метров ,, 91 Пуэрто-Рико 108 В Греции и на Мадейре 119 Снова в Японии 130 Экспедиция 1969 года к Азорским островам 138 На поиски «Минервы» и «Эвридики» 144 Настоящее и будущее глубоководных аппаратов 150 «Архимед» и океанографические исследования 158 Пьер Вилым. Точка зрения инженера : ' 170 То, что увлекательное дело, о котором говорится в этой книге, заполнило многие годы моей жизни, я считаю своей личной удачей, а успехом его я обязан своим многочисленным помощникам. Теперь мне хочется поблагодарить всех их —. то, что они с такой преданностью отдавали свои силы Батискафу. Некоторые из них пробыли на борту „ФНРС-Ш" * или „Архимеда" недолго, другие и поныне остаются членами экипажей, но каждый из них способствовал осуществлению задач, стоявших перед нашими своеобразными аппаратами. Вера в успех и оптимизм моих сотрудников часто поддерживали меня в трудные минуты. Я благодарен всем нашим инженерам, техникам, чертежникам, рабочим, служащим, командирам кораблей, офицерам армии и военно-морского флота, членам экипажа: „Марсель ле Биан" и всем моим сотрудникам по „ФНРС-Ш" и „Архимеду". Все они внесли свою лепту в успех нашего дела, и если бы не они, книга эта не появилась бы на свет. Хочу также обратиться со словами признательности и к ученым, поверившим в возможности Батискафа. Их участие в работе „ФНРС-Ш" и „Архимеда" способствовало популяризации самой идеи погружения на большую глубину в Батискафе. ПРЕДИСЛОВИЕ В военно-морских флотах все- го мира, особенно в нашем, всегда существовал некий определенный тип моряков, которые время от времени, повинуясь какому-то таинственному зову (зов этот — не что иное как страсть к приключениям, жажда знаний и стремление к техническому совершенству), порывают со своей основной профессией и начинают заниматься делом, казалось бы, совершенно посторонним. Однако каким бы необычным ни казалс „ФНРС-Ш", этот шар с труднопроизносимым названием, пл; вающий под,французским флагом, не было во флоте моряк, не осознавшего, сколь значительно достижение капитана 1-го анга Уо и его товарища инженера-кораблестроителя Виль-ма сумевших погрузиться на глубину 4000 метров в районе Дакара. В истории морских исследований открылась новая страница' __завоевание больших глубин. Дальнейшие систематические погружения показали, что военно-морской флот действительно приобрел надежный аппарат, способный работать в специфических условиях почти неизведанного мира. Вскоре они приступили к строительству нового судна, предназначенного для достижения больших глубин, и едва ли нужно объяснять, почему этой своеобразной лаборатории по исследованию морского дна присвоили славное имя Архимеда. Используя уже приобретенный опыт, строителям „Архимеда" удалось достичь определенного прогресса по сравнению с „ФНРС-Ш" — хотя бы с точки зрения мореходных качеств. Будучи начальником Главного морского штаба, я всегда с живым интересом и даже со страстью следил за усилиями тех, кого капитан 1-го ранга Уо объединил вокруг себя еще в начале этого предприятия, а впоследствии я столь же живо интересовался их походами, во время которых они не раз побывали в Японии, Греции, Португалии, на Пуэрто-Рико, Мадейре и Азорских островах. Обладая легко управляемым и надежным глубоководным снарядом, французский военно-морской флот предоставил ученым различных специальностей и чуть ли не всех государств мира возможность не только ознакомиться с новыми методами наблюдения, но и заняться исследованиями той части нашей планеты, которая прежде была для нас недоступной. Рассказ капитана 1-го ранга Уо о двадцатилетнем труде на пользу науке, волею судьбы выпавшем на его долю, содержит самую разностороннюю информацию, которую читатель сумеет оценить и без моей помощи. Он найдет в этой книге и „портрет" краба, и описания подводных равнин и вулканов, и репортаж о столкновении батискафа с илистым подводным холмом, и дневник опасного исследования пропасти,— и это всего лишь несколько эпизодов из увлекательных путешествий моряка, который в открытом океане, или, вернее, в его скрытых глубинах, снова нашел землю и постарался разгадать ее тайны. Уже само разнообразие функций батискафа показывает, как богато будущими открытиями то дело,* которому посвятил свою жизнь капитан 1-го ранга Уо. Адмирал Жорж Кабанье, кавалер ордена Почетного Легиона, член Военно-морской академии и бывший начальник Главного штаба Военно-морского флота Цена: 150руб. |
||||