Математика | ||||
Романовский Н. Н. | Холод Земли: Пособие для учащихся.— М.: Просвещение, 1980.— 191 с, ил.— (Мир знаний). Более половины территории Советского Союза охвачено многолетней мерзлотой. Это уникальное природное явление, оказывающее воздействие на все стороны деятельности человека. Решения XXIV и XXV съездов КПСС, наловленные на освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока, сделали познание многолетней мерзлоты не только интересной научной, но и важнейшей практической задачей, имеющей огромное народнохозяйственное значение. В книге в доступной и популярной форме рассказывается о процессах и явлениях, протекающих в мерзлых грунтах, о влиянии мерзлоты на природу и хозяйственную деятельность человека. Но книга имеет не только познавательный интерес. Она будет способствовать профессиональной ориентации молодежи, привлечению ее внимания к замечательной профессии мерзлотоведа. )601 | ||||
ВВЕДЕНИЕ Т*тихаил Васильевич Ломоносов наряду с большим ко--*¦'¦*- личеством блестящих научных идей, которым не перестают удивляться, которым следуют и которые развивают благодарные потомки, высказал идею о холодной оболочке Земли, названной позже криосферой. Термин «крио-сфера» был предложен в 1923 г. А. Б. Добровольским. Он писал, что «лед образует... на земном шаре постоянную ~ оболочку — криосферу. Эта оболочка находится в тесных связях, своеобразных и определенных, с литосферой, гидросферой и атмосферой. У нее есть funfr плр-ттй и сппц нижний пределы, причем последний очень высоко поднимается вверх в жаркой зоне, постепенно опускаясь по направлению к холодным зонам, где он частично проникает в глубь Земли». Так вот, о холодной зоне Земли, о той ее части, где температуры литосферы постоянно в течение многих лет или кратковременно в течение зимы имеют отрицательные значения, а вода находится в твердом состоянии, в виде подземного льда, и будет рассказано в этой книге. Холодная часть литосферы — криолитозона, или мерзлая зона земной. .. коры,— изучается наукой мерзлотоведением (геокриологией). Мерзлая зона земной коры, или, как часто говорят и пишут, область вечной (многолетней) мерзлоты, обладает-рядом особых свойств, в первую очередь наличием в горных породах особого удивительного минерала — льда, который плавится и образуется вновь при температурах, близких к О °С. Переходы температуры через О °С очень 3 часто происходят в верхних горизонтах горных пород, вызывая их замерзание и оттаивание, что, в свою очередь, резко изменяет их свойства и вызывает к жизни особые геологические процессы и явления, называемые мерзлотными или криогенными. Эти процессы очень активны. Они преобразуют лицо Земли, приводят к образованию особых, мерзлотных форм рельефа; они влияют на состав и состояние горных пород, накапливающихся и существующих в условиях мерзлой зоны земной коры; они определяют важнейшие черты ландшафтов в зонах тайги, лесотундры, тундры и полярной пустыни; они влияют на особенности произрастания растительности и в то же время сами зависят от нее; они самым активным образом воздействуют на различные сооружения, возводимые человеком в области вечной мерзлоты: дороги и аэродромы, промышленные и гражданские здания, гидроэлектростанции и горнодобывающие предприятия. Мерзлотоведение как наука возникла совсем недавно. В самостоятельную отрасль знаний она оформилась в 30-х годах на стыке геологии, географии, физики Земли и строительного дела. Основателем мерзлотоведения стал профессор Михаил Иванович Сумгин. Это поистине советская наука, и ее колыбель — наша страна. В последние три десятилетия мерзлотоведение активно развивается не толькс у нас, но и в США и Канаде. Мерзлотоведением начинают заниматься и ученые других стран: Польши, Монголии, Японии, Аргентины, Швеции, Норвегии, Финляндии. Советская школа мерзлотоведов неизменно занимает с начала возникновения и до наших дней лидирующее положение в этой отрасли знаний. Это показали результаты трех международных конференций по мерзлотоведению, которые состоялись в 1963 г. в США, в 1973 г. и СССР, в Якутске, и, наконец, в 1978 г. в Канаде, в городе Эдмонтоне. Научный престиж советской мерзлотной школы был основан на глубоком и всестороннем развитии теории этой науки и огромных достижениях в практике хозяйственного освоения области вечной мерзлоты, охватывающей север европейской части СССР, большую часть Сибири и Дальнего Востока, горы Памир, Тянь-Шань, Алтай и Кавкаг с их исключительными природными богатствами. Решения XXIV и XXV съездов Коммунистической партии Советского Союза, направленные на освоение этих богатств, вовлечение их в сферу производства, поставили пе- ред советскими мерзлотоведами ряд важнейших практических проблем, имеющих большое народнохозяйственное значение. Напомним, что разработка нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, сооружение линий га-зо- и нефтепроводов, изыскание и строительство Байкало-Амурской магистрали, создание Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, призванного освоить богатейшие запасы коксующихся углей и железных руд этого района, строительство Колымской ГЭС и развертывание многих и многих других крупнейших строек происходит в условиях вечной мерзлоты. А эта вечная мерзлота коварна и... очень динамична. Правильное обращение с ней требует глубоких научных знаний, знания теории и практики мерзлотоведения. Но знание не бывает без людей, без знатоков своего дела. Для воспитания «знатоков» необходима подготовка кадров специалистов-мерзлотоведов, способных решать практические и теоретические проблемы, связанные с «холодом нашей Земли». Подготовка кадров специалистов-мерзлотоведов в нашей стране уже началась. Созданы специализированные кафедры в Московском и Якутском государственных университетах, планируется организация таких кафедр в высших учебных заведениях Иркутска, Читы и других городов Сибири. Специальные курсы по мерзлотоведению введены в качестве обязательных во многих учебных заведениях страны, готовящих инженеров-геологов, гидрогеологов, строителей, горняков и географов. Ведь значительна;! часть этих специалистов будет работать в северных и восточных областях нашей страны и иметь дело с мерзлотой и мерзлотными явлениями. Но и те из них, кто станет трудиться в западных и даже в южных областях нашей Родины, столкнутся с сезонным промерзанием горных пород — природным явлением, которое ставит перед практикой острые и специфические мерзлотные вопросы. Те же, кто захочет заглянуть в недавнее геологическое прошлое нашей планеты и выберет своей специальностью четвертичную геологию или палеогеографию, вынуждены будут иметь дело с ископаемыми следами вечной мерзлоты, которые встречаются почти на всей территории СССР. Настоящая книга ставит своей целью рассказать молодым читателям, вступающим в самостоятельную жизнь, о том, что такое вечная мерзлота и мерзлотные явления, о некоторых проблемах, стоящих перед мерзлотоведением, о приемах освоения области вечной мерзлоты и о тех учеб- \ ных заведениях, где можно получить эту специальность. Книга не претендует на охват всех проблем мерзлотоведения или систематическое изложение всех основ этой науки. Глубокие и полные знания мерзлотоведения сможет, получить каждый, кто заинтересуется этой отраслью науки и решит посвятить ей свои силы, свой ум и энергию. И я уверен, что, каждый, выбравший мерзлотоведение, не разочаруется в своем выборе, ибо новая развивающаяся отрасль знаний таит в себе главное, что необходимо получить пытливым и энергичным: во-первых, возможность познания неизвестного, еще не изученного никем до тебя; во-вторых, актуальность, жгучую необходимость в приложении новых открытий на практике; в-третьих, романтику дальних дорог и неизученных уголков нашей страны. Их осталось не так уж много, и большая их часть находится в районах, где развита вечная мерзлота. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава I ЧТО ЕСТЬ МЕРЗЛОТА 7 Глава 11 РАССКАЗ О МЕРЗЛОТНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ II ЯВЛЕНИЯХ 38 Глава 111 ПРОБЛЕМЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД И НАЛЕДЕЙ 95 Глава IV КАК ВОЗНИКЛА И РАЗВИВАЛАСЬ ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА 126 Глава V О ТОМ, КАК СТРОИТЬ, ДОБЫВАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ В ОБЛАСТИ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 145 Глава VI > «ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ» 167 ЧТО ЧИТАТЬ Цена: 100руб. |
||||