Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Плавание-Н.АэБутовича Москва 1965 стр.400
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник предназначен для студентов институтов физической культуры, специализирующихся в области плавания, но он может быть полезен также и для студентов других спортивных специальностей, желающих глубже ознакомиться с важнейшими вопросами истории, техники, обучения плаванию, тренировки пловца, включая моральную и волевую подготовку, организации работы по плаванию в бассейнах, детских спортивных школах и коллективах физической культуры. Этим учебником могут также пользоваться и студенты факультетов физического воспитания педагогических вузов, техникумов физической культуры, тренеры и пловцы.
Авторы при изложении материала учебника стремились возможно более полно использовать данные научных исследований и накопленного современного опыта практической работы.
Содержание учебника направлено не только на сообщение студенту необходимых знаний по плаванию, но прежде всего на подготовку педагога-тренера, воспитателя молодежи. Поэтому значительное внимание в книге уделено также воспитанию пловца-спортсмена.
Важная проблема институтского курса — техника плавания — освещается в двух главах: «Основы техники плавания» и «Техника спортивных способов плавания». В них нашли свое отражение результаты экспериментальных исследований последнего времени.
Особое место в учебнике занимает методика обучения плаванию. Ей посвящены три главы: «Принципы обучения и спортивной тренировки пловца», «Основы методики обучения плаванию» и «Методика обучения спортивным способам плавания» с многочисленными методическими указаниями, полезными для начинающего преподавателя плавания.
Центральное место в учебнике отведено тренировке пловца. Помимо теоретического освещения вопросов тренировки, эта глава содержит также немало практических советов.
Специальная глава посвящена вопросам воспитания. В ней кратко излагаются задачи коммунистического воспитания, базирующегося на принципах морального кодекса строителя коммунизма, а также
методы и средства нравственного воспитания и волевой подготовки пловца. Вопросы воспитания органически увязываются с вопросами обучения и тренировки.
Впервые в учебник по плаванию включена глава «Методика научно-исследовательской работы». Каждый студент при выполнении курсовой, а тем более дипломной работы обязательно столкнется с необходимостью провести хотя бы небольшое исследование. Да и работа тренера на современном уровне требует от него умения собирать материалы учебного процесса и систематизировать их, анализировать ход и результаты обучения и тренировки пловцов, проводить простейшие педагогические, психологические и физиологические исследования.
В подготовке учебника приняли участие ряд авторов. Доцент, заслуженный мастер спорта СССР Н. А. Бутович написал главы: «Очерк о развитии плавания», «Принципы обучения и спортивной тренировки пловца», «Моральная и волевая подготовка пловца», «Методика обучения спортивным способам плавания, старту и поворотам», раздел «Поворот».
Доцент И. В. Вржесневский — «Введение», «Основы техники плавания», «Игры и развлечения в воде», «Прикладное плавание», «Основы методики обучения плаванию», «Методика научно-исследовательской работы», раздел «Старт». В. В. Вржесневский подготовил раздел «Техника плавания способом на боку». Кандидат педагогических наук С. М. Гордон является автором главы «Техника спортивных способов плавания».
Старший тренер сборной команды СССР по плаванию, заслуженный тренер СССР К. А. Инясевский написал главу «Методика тренировки пловца». Доцент, мастер спорта СССР О. И. Логунова — автор главы «Организация, планирование и учет учебно-спортивной работы».
Отзывы и замечания по этому учебнику просьба направлять по адресу: Москва, ул. Казакова, 18. Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры, кафедра плавания.
ВВЕДЕНИЕ
В учебных планах институтов физической культуры плаванием называется дисциплина, предметом которой является изучение теории и методики спортивного и прикладного плавания, обучение студентов умению плавать и вооружение их навыками, необходимыми для преподавания плавания. Эта дисциплина изучается в институтах по двум различным программам. Программа-минимум рассчитана на всех студентов институтов независимо от их спортивной специализации. Студенты, прошедшие курс обучения по этой программе, получают знания, навыки и умения, достаточные для занятий с новичками, для обучения новичков плаванию и подготовки их к сдаче норм ГТО, нормативов III разряда Единой всесоюзной спортивной классификации и т. п.
Студенты, желающие стать высококвалифицированными педагогами по плаванию, проходят программу курса специализации в плавании на спортивных факультетах институтов физической культуры. Эта программа рассчитана на подготовку преподавателей-тренеров, способных вести работу с любыми контингентами занимающихся, включая мастеров спорта, и научную работу в области плавания и смежных спортивных дисциплин. Как программа-минимум, так и программа курса специализации предусматривает, кроме того, ознакомление студентов со смежными видами спорта — водным поло, прыжками в воду и с художественным (фигурным) плаванием. По этим видам спорта студенты, специализирующиеся в плавании, получают знания и навыки, достаточные для использования упражнений из этих видов в системе тренировки пловцов-разрядников, а также для работы с новичками в объеме подготовки их к выполнению нормативов III разряда.
Плавание, как дисциплина, обязательная для всех студентов, включено' в учебные планы институтов и техникумов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов.
Плавание занимает видное место в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту. Объясняется это большим оздоровительным, воспитательным, спортивным и прикладным его значением.
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................... 3
Введение ............................ 5
Гл а в а I. Очерк о развитии плавания ............. 11
Развитие плавания за рубежом............... 11
Плавание в дореволюционной России........... . 24
Плавание в СССР...................... 30
Глава 2. Техника плавания................. 56
Основы техники плавания .................. 56
Факторы, определяющие технику плавания ........ 56
Цели и задачи, которые решаются при помощи плавания
и их влияние на технику плавания .......... 58
Конкретные условия плавания .............. 58
Статическое плавание..........,...... . . 60
Динамическое плавание................. 62
Анатомическое строение тела человека и его влияние на технику плавания.................... 68
Физиологические функции и их влияние на технику плавания 72 Индивидуальные особенности человека и их влияние на стиль
плавания......................\ . 76
Техника спортивных способов плавания ........... 77
Техника плавания кролем ................ 77
Техника плавания кролем на спине ........... 90
Техника плавания способом дельфин ........... 96
Техника плавания способом брасс............ 104
Техника плавания способом на боку........... 111
Старт.......................... 116
Поворот......................... 120
Глава 3. Игры и развлечения в воде.............. 129
Глава 4. Прикладное плавание................ 135
Ныряние ,......................... 135
Спасание тонущих...................... 139
Глава 5. Принципы обучения и спортивной тренировки пловца. 150
Единый учебно-воспитательный процесс.......... 150
Воспитание в процессе обучения и тренировки...... 151
Сознательность и активность ............... 151
Всесторонняя подготовка пловца............. 154
Систематичность обучения и тренировки .......... 157
Доступность....................... 159
Наглядность....................... 160
Прочность овладения навыком плавания......... 162
Учет индивидуальных особенностей пловца........ 163
Оздоровительный характер обучения и тренировки .... 165
Глава 6. Моральная и волевая подготовка Пловца....... 167
Общие положения методики нравственного воспитания . . 170
Методы нравственного воспитания............. 173
Средства нравственного воспитания ........... 179
Воспитание советского патриотизма........... 181
Воспитание трудолюбия................. 185
Воспитание сознательной дисциплины.......... 186
Воспитание воли..................... 189
Воспитание в спортивном коллективе ........... 192
Эстетическое воспитание и культура поведения...... 195
Глава 7. Методика обучения плаванию..... ....... 199
Основы методики обучения ................. 199
Задачи обучения .................... 199
Последовательность обучения различным способам плавания. 200
Формирование двигательных навыков при обучении плаванию. 204
Методы преподавания.................. 207
Организация обучения. Урок плавания ......... 212
Предупреждение травм, заболеваний и несчастных случаев
при обучении плаванию................ 216
Методика обучения спортивным способам плавания, старту, поворотам ........................... 217
Подготовительные упражнения.............. 217
Обучение плаванию кролем ..............• 223
Обучение плаванию кролем на спине .......... 230
Обучение способу плавания дельфин........... 245
Обучение способу плавания брасс ............. 247
Обучение способу плавания на боку.....'..... 261
Обучение старту..................... 265
Обучение технике поворота................ 270
Глава 8. Методика тренировки пловца............. 272
Система спортивной тренировки пловца ............ 272
Общая физическая подготовка пловца.........~. . . . 275
Специальная физическая подготовка пловца ......... 295
Техническая подготовка пловца ............... 309
Тактическая подготовка пловца ............... 312
Теоретическая подготовка пловца .............. 315
Особенности тренировки пловцов на короткие и длинные дистанции .......................... 316
Методика применения больших нагрузок ........... 320
Планирование и учет спортивной тренировки ......... 323
Глава 9. Методика научно-исследовательской работы ..... 350
Этапы научного исследования ................ 350
Обобщение опыта ...................... 352
Методы получения объективных данных............ 357
Организация и планирование научных исследований...... 366
Обработка и анализ данных исследования . -......... 370
Оформление научной работы................. 378
Глава 10. Организация, планирование и учет учебно-спортивной
работы .......................... 380
Организация учебно-спортивной работы ........... 380
Планирование........................ 387
Учет учебно-спортивной работы............... 391

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz