Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Морское дело-Л.А.Шишкина Москва 1979 стр.189
В книге изложены основы навигации и лоции, теории и устройства судна, морской практики, понятия о мореходной астрономии, правилах техники безопасности и борьбы за живучесть судна, организации службы на судах, основах морского права. Дано описание основных навигационных приборов. Обобщены сведения о научно-исследовательских судах.
Наибольшее внимание уделено вопросам, с которыми учащимся-океанологам придется сталкиваться в своей практической работе.
Книга подготовлена в соответствии с утвержденной программой курса «Морское дело» для гидрометеорологических техникумов по специальности «Океанология», но может быть использована в качестве учебного пособия для курсов по подготовке судоводителей малотоннажных судов, судоводителей-любителей, а также для курсантов мореходных школ и профессионально-технических училищ.
The book contains the fundamentals of navigation and pilotage, construction of ships, sea training, essential of marine astronomy, some measures of the strugglee for the safety of ships and essential of the maritime law.
The author presents several instruments for the navigation and the information about research ships.
The book is intended for the students of hydrometeorological technical schools, but also may be used as a manual by students of the various maritime schools.
ВВЕДЕНИЕ
Советский Союз — великая морская держава, его морские границы более чем в два раза превышают протяженность сухопутных. В этих условиях морской транспорт играет в экономике нашей страны очень важную роль. Морской флот призван обеспечивать транспортные связи тех районов нашей страны, для которых он является наиболее экономичным или единственным видом транспорта, а также осуществлять внешнеэкономические перевозки Советского Союза.
За годы советской власти морской флот СССР превратился в передовую отрасль народного хозяйства и в настоящее время стал одним из крупнейших в мире. Его основу составляют современные быстроходные суда. Широко внедряются на судах автоматика и механизация судовых работ, облегчающие труд моряков и повышающие эффективность работы флота. Получают развитие новые типы морских судов, позволяющие резко повысить интенсивность грузооборота. Бурное развитие экономики СССР, дальнейшее расширение внешнеэкономических связей требуют постоянного увеличения морских перевозок.
Основной задачей, поставленной XXV съездом КПСС перед морским транспортом, является более полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в доставке грузов и перевозке пассажиров.
Директивами XXV съезда предусматривается дальнейшее развитие промыслового рыболовства. Большое значение придается дальнейшему изучению и освоению Мирового океана и практическому использованию его ресурсов.
В связи с ростом интенсивности судоходства, увеличением скоростей судов и их размеров, расширением районов плавания н промысла к судоводительскому составу предъявляются все более высокие требования. Все это требует от судоводителя хо-рощих знаний основ судовождения.
Наука судовождение занимается вопросами выбора наивыгоднейшего и безопасного пути между портами и контроля за движением судна по избранному пути в различных навигационных и гидрометеорологических условиях. Судовождение является точной наукой и основывается на математических расчетах и большом накопившемся опыте плавания.
В настоящее время судовождение как наука включает в себя следующие дисциплины: навигацию, лоцию, мореходную астрономию, технические средства судовождения, магнитно-компасное Дело, морскую (навигационную) гидрометеорологию, морскую практику. 1*
Навигация занимает ведущее место в науке судовождения. Она изучает вопросы ориентирования в открытом море, определения пройденного судном расстояния, определения места по счислению и обсервациям по береговым предметам с помощью различных технических средств.
Лоция изучает и освещает вопросы, связанные с выбором наивыгоднейшего морского пути и изучением района и условий плавания судна. Предмет лоции составляют: описание навигационных опасностей, их ограждения, средства навигационного оборудования морских путей, описание пособий по плаванию.
Мореходная астрономия изучает способы и методы определения судна в море по наблюдениям набесных светил.
Технические средства судовождения изучают теорию, устройство и эксплуатацию технических средств, используемых в судовождении.
Магнитно-компасное дело изучает теорию девиации магнитного компаса, появляющейся вследствие воздействия на компас магнитного поля судового железа, и разрабатывает практические приемы уничтожения девиации и методы определения остаточной девиации.
Морская (навигационная) гидрометеорология изучает атмосферу и процессы, происходящие в ней, погоду и климат в различных участках земного шара, размеры, глубины, рельеф, строение дна и берегов Мирового океана, распределение в нем грунтов, а также происходящие в океанах и морях процессы и явления и соответственно подразделяется на метеорологию и океанографию. Морская метеорология систематизирует наблюдения и обеспечивает судоводителей всей необходимой информацией для любого района плавания.
Морская практика рассматривает вопросы устройства судна, дает общие сведения о судовых системах и устройствах, изучает судовые, палубные работы, управление судном и его техническую эксплуатацию, организацию службы на судах.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................... ^
Раздел первый
НАВИГАЦИЯ И ЛОЦИЯ
Глава 1. Основные определения............... 5
1.1. Форма и размеры Земли (5). 1.2. Основные точки н окру лености на земном шаре (5). 1.3. Географические координаты (6). 1.4. Разность широт и разность долгот (7). 1.5. Морские меры длины и скорости ('.))
Глава 2. Морские карты и навигационные пособия........ 10
2.1. Общие сведения о картографических проекциях (10). 2.2. Масштабы карт (12). 2.3. Морские навигационные карты (13). 2.4. Классификация морских карт (15). 2.5. Содержание и условные обозначения морских карт (18). 2.6. Прокладочный инструмент (20). 2.7. Основные задачи, решаемые на морских картах (22)
Глава 3. Навигационные приборы.............. 24
3.1. Магнитные компасы (24). 3.2. Пеленгаторы (28). 3.3. Использование магнитных компасов (29). 3.4. Понятие о гирокомпасах (30). 3.5. Лаги (33). 3.6. Навигационные лоты (36). 3.7. Понятие о навигационных эхолотах (38). 3.8. Понятие о судовых радионавигационных приборах (40)
Глава 4. Определение направлений в море........... 43
4.1. Основные плоскости и линии на земном шаре (43). 4.2. Системы деления истинного горизонта наблюдателя (43). 4.3. Дальность видимости горизонта и предметов (45). 4.4. Истинные направления в морс (48). 4.5. Земной магнетизм и его элементы (51). 4.6. Магнитные направления в море (53). 4.7. Девиация магнитного компаса. Компасные направления (54). 4.8. Перевод и исправление румбов (направлений) (58)
Глава 5. Определение места судна в море по береговым ориентирам . 04
5.1. Необходимость и сущность обсервации (64). 5.2. Ошибки при навигационных обсервациях (65). 5.3. Определение места судна по двум пеленгам (66). 5.4. Определение места судна но трем пеленгам (ij7). 5.5. Определение места судна по двум горизонтальным углам (69). 5.6. Определение места судна по крюйс-пе-ленгу (общий случай) (72). 5.7. Определение места судна по расстояниям (73). 5.8. Комбинированные способы определения места судна (76). 5.9. Опознание места судна по глубинам (78). 5.10. Использование одной (ограждающей) изолинии (80). 5.11. Понятие об определении места судна радиотехническими средствами (РТС) (82)
Глава 6. Навигационная прокладка на морской карте ....... 84
6.1. Счисление пути судна (84). 6.2. Предварительная и исполнительная прокладка (86). 6.3. Прокладка при отсутствии дрейфа и течения (88). 6.4. Учет дрейфа и течения при графическом счислении (89). 6.5. Организация рабочего места для прокладки. Графическое оформление прокладки на карте (99). 6.6. Плавание по наивыгоднейшим путям (100)
Глава 7. Лоция морского пути............... 102
7.1. Предмет и назначение лоции (102). 7.2. Служба обеспечения безопасности мореплавания (102). 7.3. Навигационные опасности (103). 7А. Среде'''ва навигационного оборудования (СНО) (10:)). 7.5. Системы ограждении навигационных опасностей (106)
Раздел второй
ПОНЯТИЕ О МОРЕХОДНОЙ АСТРОНОМИИ
Глава 8. Основные понятия о координатах небесных светил .... 108
8.1. Небесная сфера (108). 8.2. Координатные круги (109). 8.3. Горизонтная и экваториальная системы координат (110). 8.4. Звездное небо. Понятие о принципе определения места судна в море астрономическим способом. Определение поправки компаса по небесным светилам (114)
Глава 9. Мореходные астрономические инструменты.......117
9.!. Приборы для измерения времени (!17). 9.2. Секстин, его уеч ропетво. Уход за секстаном (119). Производство наблюдений с помощью секстана (122)
Раздел третий
МОРСКАЯ ПРАКТИКА
Глава 10. Основы теории и устройства судна.......... 125
10.1. Основные сведения по теории корабля (125). 10.2. Классификация морских судов (130). 10.3. Устройство корпуса морских судов (134). 10.4. Рангоут и такелаж судна (13fi)- 10.Г). Судовые помещения (138)
Глава 11. Судовые устройства................ 139
11.1. Рулевое устройство (139). 11.2. Якорное устройство (141). 11.3. Швартовное
устройство (144). 11.4. Грузовое устройство (146). 11.5. Буксирное устройство
(147). ll.fi. Судовые сигнальные средства (148). 11.7. Судовые спасательные средства (149)
Глава 12. Предметы такелажного оборудования судов и понятие о такелажных работах . . :.............. 151
12.1. Тросы (151). 12.2. Уход за тросами (154). 12.3. Такелажные цепи и снаряжение (156). 12.4. Понятие о такелажных работах (160)
Глава 13. Организация борьбы за живучесть судна и техника безопасности .....................169
13.1. Организация борьбы за живучесть судна (169). 13.2. Техника безопасности на судах (171)
Глава 14. Научно-исследовательские суда и организация службы на
судах.....................175
14.1. Общая характеристика, типы научно-исследовательских судов п особенности их оборудования (175). 14.2. Организация службы па судах (182). 14.3. Основы международного морского права (185)
Список литературы........................... 188
Предметный указатель......................... 190

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz