Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Нарусбаев А. А. Катастрофы в морских глубинах. — Л.: Судостроение, 1982. — 104 с., ил. — ИСБН Книга развивает тему работы В. А. Молчанова .Возвращение из глубин-, выпущенной в 1981 г., и посвящена описанию характерных случаев аварий и гибели подводных лодок. Основное внимание уделено анализу причин катастроф, недостатков в проектах, ошибочных действий подводников и т. д. Рассмотрены действия аварийно-спасательных служб. Рассчитана на массового читателя, на судостроителей, подводников, специалистов аварийно-спасательных служб и читателей, интересующихся историей военно-морского флота.
От автора
Мореплавание всегда было сопряжено с опасностью. Морская пучина ежегодно поглощает сотни судов, уносит тысячи человеческих жизней. Многие из этих аварий и катастроф общеизвестны. Достаточно вспомнить гибель «Титаника», таинственный взрыв линкора «Императрица Мария», трагический пожар на французском лайнере «Жорж Филиппар», столкновение шведского пассажирского судна «Стокгольм» с итальянским лайнером «Андреа Дориа» и, наконец, гибель либерийского супертанкера «Амодо Кадис», обернувшуюся крупнейшей экологической катастрофой, — 200 тыс. т сырой нефти покрыли огромное пространство водной поверхности и побережье Франции.
Об этих трагических авариях в течение длительного времени писала мировая пресса. Они стали объектом исследований, описанных в научно-технической литературе. Им посвящены художественные произведения — книги, кинофильмы.
Но не только обстоятельства «катастроф века», подобных упомянутым выше, становятся достоянием общественности. О морских авариях и катастрофах пишут достаточно много. Вот далеко не полный перечень изданных на эту тему в нашей стране за последние 30—40 лет книг: Крылов А. Н. «Случаи аварий и гибели судов», Оборонгиз, 1939; Яковлев С. Т. «Кораблекрушения и аварии в парусном флоте», Воениздат, 1949; Скрягин Л. Н. «По следам морских катастроф», «Транспорт», 1961, 1978; Эйдельман Д. Я. «SOS. Рассказы о кораблекрушениях», «Судостроение», 1968, 1972; Короткий И. М. «Аварии и катастрофы кораблей», «Судостроение», 1977.
Значительно менее известно широким читательским кругам об авариях и катастрофах, происходящих, образно говоря, в глубинах моря, т. е. на борту подводных лодок. Само назначение подводных лодок — ведение скрытной морской войны — исключает возможность широкого освещения их деятельности даже в мирное время, а значит, позволяет командованию ВМС капиталистических стран скрывать от общественности и те неполадки, которые время от времени на них случаются. Сведения об авариях подводных лодок публикуются в основном на страницах специальной военно-морской и научно-технической литературы. Исключения здесь единичны. Из популярных книг по данному вопросу можно отметить лишь изданные в нашей стране и за рубежом брошюры, посвященные описанию обстоятельств гибели американской атомной подводной лодки «Трешер» (Нарусбаев А. А., Лисов Г. П. «Тайна гибели «Трешера», «Судостроение», 1964; Polmar N. Death of the «Thresher», N. Y. 1964), а также книгу американских авторов «Ад на глубине 50 саженей» (Lockwood С. A., Adamson Н. С. Hell at 50 fathoms, N. Y. 1962).
В настоящей книге сделана попытка в общедоступной форме обобщить и проанализировать сведения об авариях подводных лодок русского флота (до 1917 г,) и флотов капиталистических государств за более чем столетнюю историю существования и развития кораблей этого класса. Рассмотрены обстоятельства около 250 аварий и катастроф подводных лодок. Общий объем статистического материала, послужившего основой для сделанных в книге выводов и обобщений, приблизительно вчетверо превышает количество рассмотренных происшествий.
Прежде чем приступить к работе над книгой, автор задал себе два вопроса:
1. Нужно ли писать об авариях подводных лодок, а тем более популяризировать, т. е. доводить до сведения широких читательских кругов, эти, в общем, весьма трагические происшествия? - ' ., •
2. Не скажется ли полуляризация аварий и катастроф подводных лодок на моральном духе подводников и, в первую очередь, молодых людей, желающих и готовящихся стать мопяками?
Ответ на первый вопрос автор нашел в упомянутой выше книге академика А. Н. Крылова. «Описание бывших аварий, — считал он, — широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращению аварий, или, по крайней мере, способствовать устранению повторения аварий, уже бывших ранее».
Действительно, как будет показано далее, причины подавляющего большинства аварий — ошибки конструкторов подводных лодок, рабочих и инженеров судостроительных заводов, командования и личного состава кораблей. Очевидно, что знать это и помнить об этом должны все, кто имеет или хочет иметь отношение к проектированию, строительству или эксплуатации судов и кораблей, и в том числе подводных лодок, А понять взаимосвязь, причины и следствия можно, лишь ознакомившись с обстоятельствами аварий, имевших место в прошлом.
Ответ на второй вопрос в основном следует из ответа на первый. Любой моряк или тот, кто собирается стать моряком, а тем более — подводником, должен понимать, что он выбирает не самую безопасную профессию. И знание особенностей этой профессии, понимание ее опасности ему совершенно необходимы. А сама опасность никогда не останавливала человека в его вечном стремлении к новому, неизведанному. Достаточно вспомнить историю покорения морских глубин, воздушного океана, космоса.
Таким образом, получив, положительные ответы на оба вопроса, автор представляет на суд читателя книгу об авариях и катастрофах подводных лодок, для восприятия которой не требуется специальных знаний, достаточно знакомства с основами морской терминологии.
В каждой главе даны описание и анализ аварий какого-либо вида, а затем приведена предлагаемая автором классификация аварий и описаны методы и средства спасения аварийных подводных лодок и их экипажей.
Книга написана по материалам отечественной и зарубежной периодической печати. Ссылки на конкретные источники информации даны в подстрочных примечаниях.
Автор с благодарностью примет все замечания и пожелания читателей, направленные по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».
История подводной i С древнейших времен чел как рыба. Вначале эти ме ках, однако уже в средш в конкретные технические
Известны эскизы лета ной силой человека, выпо и инженером Леонардо да Вильям Бурн в книге «Изо ной в Лондоне в 1578 г., ; мой в движение веслами. , Бурн предложил изменять внутри трубы, расположен ней внутрь трубы с помо! объем уменьшался, и лод перемещение поршней, по i ного объема и всплытие су
Таким образом, в это! жена реализованная впосл ских решений) идея погру ния их плавучести.
В течение последующи: раты как для полетов в во; наиболее известны подвод] совершившая якобы ycneini русского изобретателя-сан XVIII века; подводные ло баварца Бауэра, русских HI Однако действительная лась, по существу, лишь во ные технические предпосыл необходимости погружаться были: появление стали для i двигателя внутреннего cropi родвигателя и аккумулято] поражения судов противник контакта с ними.
Начальный период истс вой мировой войны, характе ний, который при том уров! дом проб и ошибок, Очевид сопровождалось и не могл (опять-таки напрашивается i ного океана также приходил В 1849 г. отставной 6ai в Киле подводную лодку с ж затонула во время испытан: с изобретателем и двумя ма1 воров убедил товарищей по зом, уравняв внутреннее да!
1 Шершов А. П. История вое
Заключение
Катастрофы в морских глубинах, несмотря на всю их трагичность, за почти вековую историю подводного плавания унесли около пяти тысяч человеческих жизней — меньше, чем в наше время ежегодно гибнет на автострадах одной промышленно развитой страны (например, Японии, не говоря уже о США). Но и этих жертв могло быть меньше в прошлом и не должно быть в будущем. Для этого требуется планомерная и кропотливая работа, связанная с совершенствованием конструкций подводных кораблей, повышением надежности их механизмов и оборудования, улучшением методов и организации обслуживания техники и несения корабельной службы. Эта работа тем более необходима, что подводные лодки, являясь сегодня оружием морской войны, завтра станут широко применяемым средством изучения и освоения глубин Мирового океана.
Представляет интерес приведенный в приложении хронологический перечень подводных лодок зарубежных стран, погибших в результате аварий в период с 1900 г. по настоящее время. Перечень составлен по результатам анализа опубликованных в печати сообщений (зачастую противоречивых). За основу при этом взяты данные, опубликованные в книге Lockwood С. A., Adam-son Н. С. Hell at 50 fathoms. N. Y., 1962, а также в статьях, опубликованных журналами «Marine Rundschau», 1966, X, № 5, с. 276—282 и «USNIP, Naval Review», 1972, с. 319—329.
В список не включены подводные лодки, намеренно уничтоженные или затопленные после получения ими аварийных повреждений, а также сверхмалые подводные лодки.

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz