Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

ВОРОПАЕВ В. И. И РЕЙТМАН М. И. В75 В мире строительной кибернетики, или 1001 день в кругу современных математических методов, автоматизированных систем управления и проектирования в строительстве и нескольких живых строителей. М., Стройиздат, 1975. 126 с. с ил. В доступной для широкого читателя форме рассмотрены основные вопросы применения современных математических методов, вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Освещены проблемы строительной кибернетики, особое внимание уделено вопросам практического их использования.
Книга рассчитана на широкий круг проектировщиков и строителей. Она может быть полезна экономистам, инженерам, техникам, студентам, а также школьникам старших классов, интересующимся вопросами применения кибернетики в строительстве.
Уж так повелось с тех пор, как люди стали делить между собой обязанности, что зубному врачу легче пересчитывать зубы, чем звезды, а сапожнику понятие ста метров дратвы доступнее ста парсеков. В наш век проблема специализации еще более обострилась: люди стали все глубже зарываться в свою специальность и со все меньшей охотой заглядывать в смежные. К этому можно по-разному относиться, но отрицать этого нельзя.
Конечно, можно рекомендовать и строителю обратиться к обширной литературе по кибернетике, способной удовлетворить любой вкус, к книгам разных авторов с разными названиями, или разных авторов с одинаковыми названиями или, наконец, одних и тех же авторов, но с разными названиями. Если читатель зевает от одного вида формул, его, несомненно, привлекут книги А. В. и Т. И. Шилейко, Г. Греневского*. Если читатель убежден, что о кибернетике нельзя рассказывать без математики, к его услугам книги о «кибернетике с математикой» У. Р. ЭшбииВ. М. Глушкова**. Всеэти книги очень разные: если не читать названий, то трудно догадаться, что речь в них идет об одном и том же предмете. Но роднит их то, что они не относятся непосредственно к строительству. Можно, конечно, указать на общность всех проблем управления в живой и неживой природе, призвать строителей, всмотревшись, увидеть задачи строительства в описаниях нервной системы живых организмов или автоматических приборов, но все же ...все же ...мы считаем, что строителю легче и полезнее всего знакомиться именно со строительной кибернетикой, а посему книга эта написана строителями и для строителей.
' При всем том мы сознаем, что в какой-то степени противоречим основоположнику кибернетики Н. Винеру, который считал ее «всеобщей наукой об управлении и связи в живой и неживой природе». Он полагал, что существуют общие принципы в процессах управления государством, станком и каждым когтем левой передней лапы тигра. «Деление науки на различные дисциплины есть не более чем административная условность, нужная лишь для распределения средств и сил», — писал он. И это действительно так. И тем не менее эту книгу мы предназначаем не политикам, станочникам и зоологам, а строителям, и мы стремились к тому, чтобы она была понятной именно им. А если мы не правы, что ж, тем шире будет круг читателей этой книги.
Мы не собираемся чересчур усердно следовать традициям, но одну из них никак не обойти: нужно осветить историю вопроса. Здесь нет единого мнения. Одни исчисляют начало кибернетики от ранних стоянок неандертальца, другие — со времен греческих мореплавателей, у которых слово кибернетика (от кибернос — рулевой) означало науку управления кораблем, третьи отправляются в поисках начала в страну Дж. Уатта, Англию XVIII века, и, наконец, нахо-
дятся такие, которые считают, что история кибернетики еще не началась, идет 1 лишь предыстория. Рискуя по нынешним временам прослыть консерваторами, ) мы все же станем придерживаться самой обычной версии, тем более что и она не совсем обычна. 2
В 1948 году в США вышла странная книга. Ее автором был немолодой мате- j матик, известный, хотя и не знаменитый. О его профессии напоминали в книге редкие островки формул, разобраться в которых было нелегко даже профессионалу. Но зато что было вокруг этих формул! Греческие мифы и наблюдения над умалишенными, детские стишки, воспоминания юности и обрывки разговоров с друзьями, философские идеи Локка и принципы устройства двигателей внутреннего сгорания... — и все это в серьезной математической книге!
Многообразие идей в книге, на первый взгляд, отдавало шарлатанством, а многочисленные неточности и опечатки усиливали это ощущение. Неудивительно, что многие не смогли извлечь из книги рациональное зерно и не признавали новую науку, которую по названию книги стали именовать «кибернетикой». Сейчас задним числом легче всего упрекать этих людей в слепоте, но будем смотреть в глаза фактам: книга Н. Винера и сегодня кажется странноватой*.
Теперь, уже через четверть века, нам понятно, что сама калейдоскопич-ность книги Н. Винера была призвана подчеркнуть всеобщность ее идей, их независимость от специфики, но эффект получился обратный — книга оказалась малопонятной, и тут есть над чем задуматься популяризаторам...
В строительной кибернетике, как и в прочих новых науках, нет недостатка в «специалистах», весь научный багаж которых ограничивается умением использовать несколько мудреных научных терминов. По-видимому, в существовании этой живучей категории людей косвенно повинны популяризаторы: они способны иногда создать у читателя иллюзию проникновения в сложный предмет без единого мыслительного усилия. Носителя такой иллюзии не всегда просто (а иногда и небезопасно!) отличить от подлинных специалистов. В качестве лекарства от столь распространенной болезни авторы предусмотрели в данной книге страницы с несложными выкладками. Эти выкладки доступны среднему инженеру или технику, а многие одолеет и восьмиклассник (так говорит опыт авторов), но если вы нетерпеливо перелистнете книгу в поисках диалогов, не обольщайтесь: понимание к вам не придет.
И еще одно обстоятельство нам хотелось бы подчеркнуть. Говоря о новой науке, особенно науке, в которую вложено немало собственного пота, авторам легко скатиться к жанру торжественной оды, а у современного читателя это рождает обычно иронию. Чтобы избежать подобного казуса, нам придется прибегать к самоиронии, тем более оправданной, что в строительной кибернетике еще многое пока может служить скорее темой фельетонов, чем од. Стыдливое умолчание о противоречиях, возникающих то и дело в строительной кибернетике, о нерешенных проблемах, объективных трудностях шло бы вразрез с нашим основным замыслом. Поэтому мы не будем скупиться на критику, особенно там, где ее нельзя отнести лично к нам.
1001 день проведем мы с вами в мире строительной кибернетики. Это не так уже много, и мы надеемся вам не наскучить, тем более, что каждый из этих дней будет посвящен своей теме.
Сейчас даже авторы больших научных монографий не рискуют вступать в противоборство с Козьмой Прутковым и не пытаются «объять необъятное»: редко кто во введении претендует на полноту освещения темы. Вот почему нам не стыдно объявить, что мы отнюдь не стремились исчерпать предмет стро-ительной»кибернетики. Многие вопросы остались за пределами книги, и придирчивый критик поторопится составить их перечень. С любым из таких перечней мы согласны заранее и даже беремся его продолжить. Однако ограниченный объем книги и ее популярный характер заставили авторов остановиться лишь на некоторых темах, которые они сочли (возможно, субъективно) наиболее уместными. По той же причине в книге практически нет ссылок на обширную библиографию работ в этой области.
оы выполняют приятный долг поблагодарить своих советчиков и крити-
А пые активно боролись с недостатками книги: докт. техн. наук проф.
ков, к°т°{? льского прочитавшего всю рукопись и не поскупившегося на заме-
В' И' канд физ-мат. наук Б. И. Хацета и канд. экон. наук В. А. Спектора,
чаНИЯ;тявших отдельные главы, а также многих других.
прочитав ^огда авторам приходилось выбирать между строгостью изло-материа'ла и его доступностью читателю, авторы принимали сторону
ПОС^ястоГво введении авторы указывают, кто из них и что написал в книге. В РМ случае сделать это нетрудно: все остроумное, понятное и нужное НЭ адлежит моему соавтору, а все ошибки, натяжки и безвкусицы — мне.
В. Воропаев, М. Рейтман
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................... 3
День 1-й. Один день Павла Ивановича..................... 6
День 2-й. Основы теории управления ..................... 18
День 3-й. Оптимальное производственное планирование ........ 30
День 4-й. Оптимальное планирование транспортных перевозок...... 42
День 5-й. Календарное планирование..................... 56
День 6-й. Автоматизированные системы управления :........... 70
День 7-й. Оптимальное проектирование.................... 86
День 8-й. Что такое АСПОС? .......................... 102
День 1001-й. Технические средства строительной кибернетики и программирование..................................... 114
Эпилог....................................... 124
Литература..................................... 125

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz