Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

методы сбора информации в социологическом исследовании-Ю.Л.Воронов Москва 1974 стр.155 Работа посвящена одной из важных методических проблем прикладной социологии — методам сбора информации. Автор рассматривает методы опроса, социально-психологического наблюдения, методы сбора информации при анализе малых групп. Особое внимание уделено частным методам опроса: формулированию вопросов, компоновке вопросника, выбору места опроса, отдельным приемам интервьюирования; разработаны вопросы построения опросных шкал. Книга рассчитана на научных работников, социологов, статистиков, а также широкий круг читателей, интересующихся вопросами методики социологического исследования.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Количество проводимых в нашей стране социологических исследований увеличивается с каждым годом. Ранее непременными авторами исследований были сотрудники научно-исследовательских институтов или преподаватели вузов. В настоящее время на многих предприятиях созданы и создаются социологические службы, не единичны социологи в совхозах, строительных организациях.
Расширение круга исследователей, занимающихся прикладной социологией, делает чрезвычайно актуальной проблему повышения квалификации исследовательских кадров. Социологи должны осваивать современный уровень научных знаний и, в особенности, современные методы социологии. Пока же в отечественной литературе весьма слабо разработаны вопросы методики социологического исследования.
В данной работе сделана первая попытка обобщить опыт советских и зарубежных исследователей, накопленный по частной группе методов— методов сбора информации. В основе книги лежит представление о социологическом исследовании как о коллективной работе, в которой участвуют люди разных специальностей и разной квалификации. Функции членов коллектива при этом дифференцированы. Среди них — теоретики, методологи, методисты, интервьюеры, программисты, математики и т. д. Часть этих людей занимается сбором социологической информации.
Такое представление — скорее идеал социологического коллектива, который в жизни пока встретишь не часто. Но со временем таких коллективов будет все больше и мы должны ориентироваться на социологическую работу, которая ведется в широких масштабах на основе разделения труда и получения коллективных результатов.
Тот, кто впервые проводит социологическое исследование, зачастую весьма упрощенно представляет себе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............. 3
Глава I.. Государственная статистика и социология . . 7
§ 1. О сотрудничестве социологов и органов государственной
статистики ............. 7
§ 2. Структура и полномочия органов советской государственной статистики.......... . 9
Глава II. Опрос. Общая характеристика метода . . . . 14
§ 1. Основные формы опроса......... 14
§ 2. Ситуация опроса.....•...... 18
§ 3. Экспертный и индивидуализированный опрос ... 20
§ 4. Степень стандартизации опроса . . •..... 21
§ 5. Проблемы массового опроса........ 24
Глава III. Построение вопросника ........ 28
§ '1. Гипотеза о вопросе и адекватном ответе..... 28
§ 2. Формы вопроса........: ... 31
§ 3. Формулировка вопроса......... 37
§ 4. Последовательность вопросов. Компоновка вопросника . 45
§ 5. Введение и завершение интервью и анкеты .... 51
Глава IV. Процесс опроса........... 58
§ 1. Место опроса............ 58
§ 2. Взаимодействие интервьюера и респондента .... 61
§ 3. Задание интервьюеру и прием заполненных вопросников 66
§ 4. Общая и специальная подготовка интервьюеров . . 71
§ 5. Подготовка респондентов к опросу...... 75
Глава V. Шкалы............. 79
§ 1. Общие принципы построения шкал..... 79
§ '2. Шкала Богардуса........... 83
§ 3. Шкала Терстоуна........... 86
§ 4. Шкала Ликерта............ 89
§ 5. Формальные типы шкал........ 93
Глава VI. Использование социального эксперимента в процессе
сбора информации............ 97
§ 1. Общая схема социального эксперимента . . . ; . 97 § 2. Основные виды экспериментирования в социальных исследованиях ............. 101
§ 3. Экспериментирование по ранее собранной информации . 104
Глава VII. Сбор информации при анализе малых групп . .109 § 1. Ситуация социометрического выбора, ее создание или
использование ............ 109
§ 2. Формулировка социометрического задания .... 118
§ 3. Сбор и использование информации при решении задачи
о лидере............. 120
Глава VIII. Сбор социальной информации с помощью психологического наблюдения........... 127
§ 1. Виды и специфика психологического наблюдения . 127
§ 2. Общие приемы наблюдения ........ 129
§ 3. Фиксация личных контактов........ 131
§ 4. Фиксация содержания речевых контактов . . . .133
§ 5. Однозначность результатов наблюдения..... 138
Глава IX. Планирование сбора информации в крупном социологическом исследовании.......... 142
§ 1. Сбор информации как один из этапов социологического исследования . . '. . . . . . . . .142
§ 2. Статистическое наблюдение и сбор информации в социологическом исследовании....... . .145
§ 3. Расчет затрат времени и финансовых средств . . . 147 § 4. Сопроводительные документы к массивам собранной информации ............. 149
Заключение............. 151
Использованная литература .......... 153

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz