Математика | ||||
Технология ремонта автомобилей: Учебник для студентов вузов по спец. «Автомобили и автомоб. хоз-во / Дехтеринский Л. В., Апсин В. П., Доценко Г. Н. и др.; под ред. Л. В. Дехтеринского. — М.: Транспорт, 1D79. — 342 с, ил., табл. В пер.: 1 руб. В учебнике приведены характеристики объектов ремонта, описана технология и даны основы теории эффективности ремонта, научные основы управления качеством ремонта автомобилей и проектирования технологических процессов восстановления деталей. „_„„-.„„„¦ Рассмотрены вопросы проектирования технологических процессов восстановления типовых деталей автомобиля. ,„„„„„ Приведены основные сведения по теории ведения промышленных экспери ментов в области технологии ремонта автомобилей. „„„„,.„„ Учебник предназначен для студентов автомобильно-дорожных институтов. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в общем объеме перевозок пассажиров и грузов. Производство автомобилей растет ускоренными темпами. Но, несмотря на это, потребность в них еще велика. Для обеспечения высоких темпов роста пассажирских и грузовых перевозок используются все резервы увеличения парка автомобилей и в том числе массовый капитальный ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Ежегодно около миллиона автомобилей капитально ремонтируют и за счет этого существенно снижают естественную убыль автомобилей и повышают численность п арка. Ремонт автомобилей является сопутствующей потребностью автомобилестроения. В 30-х годах группой научных сотрудников МАДИ под руководством проф. В. В. Ефремова было экспериментально установлено, что ремонт машин является объективной необходимостью для поддержания их в работоспособном состоянии в течение запланированного срока службы, а объемы ремонтных работ зависят от продолжительности эксплуатации. При длительной эксплуатации автомобилей наступает момент, когда уровень надежности снижается настолько, что восстанавливать его в условиях эксплуатационных предприятий оказывается экономически нецелесообразным и поэтому автомобили подвергают капитальному ремонту на авторемонтных предприятиях. Была разработана система технического обслуживания и ремонта автомобилей, научной основой которой явилось следующее объективное положение. Какой бы совершенной конструкции автомобили ни вступали в процесс эксплуатации, а течением времени из-за различия в ресурсах их составных частей обнаруживаются недостатки, которые приходится устранять ремонтом. Многочисленная сеть ремонтных заводов и различных ремонтных предприятий, созданных в стране, призвана удовлетворять все потребности в ремонтах автомобилей. Однако, несмотря на большие успехи, достигнутые авторемонтниками, еще имеются неиспользованные потенциальные возможности повышения эффективности капитального ремонта. Реализация резервов повышения эффективности капитального рента автомобилей обеспечит дальнейшее совершенствование техно-авто" я 0РганизаВДи авторемонтного npoH3BOAQTBa, усилит влияние омобильной промышленности в формировании технического уров- 3 пя ремонтных заводов, в разработке технологии восстановления типовых деталей и уровня автоматизации процессов. Успех решения этих задач во многом будет определяться методологическим обеспечением и подготовленностью к этой деятельности работников ремонтного производства и прежде всего его инженерного состава. Поэтому основная задача учебной дисциплины «Технология ремонта автомобилей» заключается в том, чтобы сформировать инженерные знания, достаточные для проектирования современных технологических процессов ремонта, вести необходимые технологические исследования для определения оптимальных режимов обработки и максимальной производительности труда, организовать контроль процессов ремонта и управлять качеством ремонта. Технология ремонта автомобилей является синтезирующей научной дисциплиной, использующей основные положения технологии машиностроения, технологии металлов, металловедения и термической обработки, квалиметрии, экономики и организации производства, автоматизации производственных и вспомогательных процессов, теории надежности и старения машин, теории автомобилей и их эксплуатационных свойств, системотехники и кибернетики, теории контроля и управления. Кроме того, особенности ремонтного производства по сравнению с автомобилестроением требуют разработки частных методик для изучения закономерностей явлений и процессов, совокупность которых и составляет основу теории ремонта автомобилей. Учение, занимающееся сущностью закономерностей подготовки к ремонту, ремонта деталей и сборки автомобилей требуемого качества и заданного количества с наименьшими общественными затратами, называется технологией ремонта автомобилей. В формирование этой научной дисциплины большой вклад внесли советские ученые проф. В. В. Ефремов, В. И. Казарцев, К. Т. Кошкин, А. ИлСеливанов, И. С. Левитский, Г. И. Зеленков, М. П. Мелков, В. А. Шадричев, М. А. Масино, П. Н. Волков, В. С. Крамаров, Н. Н. Маслов, А. М. Шейнин и многие другие. При написании данного учебника были также использованы.тео-. ретические положения, разработанные советскими учеными: акад. Н. Г. Бруевичем, проф. Г. А. Шаумяном, Д. П. Великановым, Н. А. Бородачевым, Б. С. Балакшиным, А. И. Якушевым, И. В. Кра-гельским, В. М. Кованом, А. С. Прониковым, В. С. Корсаковым и многими другими. Кроме того, в учебном пособии содержатся разработки, выполненные авторами и научными коллективами при участии авторов. Книга построена по единому замыслу и написана в соответствии с утвержденной программой для специальности 1609 «Автомобили и автомобильное хозяйство». В написании книги принимали участие: Л. В, Дехтеринский (введение, главы I, II, VII, § 4, 5 и 12 главы III совместно с В. П. Апсиным); В. П. Апсин (§ 1, 2, 3, 11 главы III); В. П. Крюков (§ 6, 7, 8, 9, 10 главы III и V); С. И. Румянцев (глава IV); Г. Н. Доценко (§ 1, 2, 3 главы VI); А. Ф. Синельников (§ 4 главы. VI). Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания, направленные на улучшение содержания книги. 4 Авторы Введение ОГЛАВЛЕНИЕ 3 Глава 1. Характеристика объекта ремонта, технологии л эффективности ремонта ............ .......... . .; 5' 1.1 Основные свойства, определяющие качество автомобилей, агрегатов и деталей ..... ..... 5 1.2. Основные технологические показатели, определяющие качество . 15 1.3. Методы определения взаимной связи показателей надежности и технологических показателей.............. 22 1.4. Методы восстановления свойств автомобиля.........33 Глава 2. Основы теории эффективности ремонта автомобилей 43 2.1. Источники экономической эффективности ремонтногв производства ........................... 43 2.2. Методы обоснования экономической иелееоебразноати капитального ремонта автомобилей.............. . . . 51 2.3. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей ....................... 54 2.4. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования ............................. 60 2.5. Обоснование сроков действия технологии ремонта деталей , ... 66 2.6. Основные технологические методы повышения производительности используемого оборудования.......... ... .....',. 72 Г л а в а 3. Качество ремонта и научные основы управления качеством ремонта.............. ................ 77 3.1. Качество ремонта и система управления качеством ремонта 77 3.2. Оптимизация показателей качества ......... . ",. ..'jeS 3.3. Технологические способы повышения долговечности ремонтируг емых изделий........• ¦ ¦ ¦ • ¦ . . ¦ ¦ • ¦ • ..'..'. &7 3.4. Методы ©пределения допустимой погрешности еборечной единицы .............., , . . . . ... .'-.... .,,'.'.. .'..',¦ ,91 ¦ 3.5. Определение допустимой погрешности детали и предельных ее, размеров .................. . . . . , . . . '., 98 3.6. Входной контроль при ремонте автомобилей . . ... . .102 3.7. Методы и средства контроля деталей ремонтного фонда . . . 109 3.8. Статистическое регулирование технологических процессов авторемонтного производства.................. 113 3.9. Статистический приемочный контроль качества.......120 3.10. Экономическая эффективность статистических методов контроля .............................125 3.11. Прогнозирование качества ремонта автомобилей и агрегатов по величине технологических показателей...........127 3.12. Стимулирование работников за повышение качества ремонта 135 341 Глава 4. Технологические способы, применяемые при восстановлении деталей............................144 4.1. Пластическое деформирование................ 144 4.2. Сварка и наплавка..................... 152 4.3. Металлизация напылением.................. 168 4.4. Гальванические и химические покрытия............ 181 4.5. Применение синтетических материалов. 195 4.6. Механические и электрофизические способы обработки ... 199 Глава 5. Проектирование технологических процессов восстановления деталей............................207 5.1. Исхоцные данные......................207 5.2. Принципы формирования технологических маршрутов восстановления деталей............... . 214 ' 5.3. Разработка технологических маршрутов восстановления деталей .............................222 5.4. Типизация технологических процессов восстановления деталей 224 5.5. Автоматизация проектирования технологических процессов восстановления деталей............... ... 236 Глава 6. Технологические процессы восстановления рам, кузовов и типовых деталей автомобилей.................240 6.1. Восстановление деталей класса валов.............240 6.2. Восстановление корпусных деталей............. 249 6.3. Восстановление рам....................255 6.4. Восстановление кузовов и кабин...............260 Глава 7. Научное исследование как фактор ускорения научно-технического прогресса в области технологии ремонта автомобилей . . 286 7.1. Основные понятия и определения............... 286 7.2. Выбор параметров оптимизации, факторов и уровней их варьирования .......................... . . 290 7.3. Построение математической модели объекта исследования . . 294 7.4. Априорное ранжирование факторов.............297 7.5. Методы экспериментального отсеивания факторов......301 7.6. Полный факторный эксперимент и дробные реплики.....ЗЮ 7.7. Поиск оптимальных решений...............321 7.8. Исследование процессов и систем методом пассивных экспериментов........................ ... 325 Список литературы...........................340 Цена: 150руб. |
||||