Математика | ||||
Долматовский Ю. А. >4 Автомобиль за 100 лет. — М.: Знание, 1986. — 240 с, ил. 1 Р- 10 к. 150 000 экз. Автор рассказывает о развитии автомобиля за 100 лет со дня изобретения. Читатель узнает о машинах-предшественницах, об изменениях и усовершенствованиях конструкций, о роли автомобильного транспорта в народном хозяйстве и о применении его в первой и второй мировых войнах. На основе изучения тенденций развития автомобиля в книге рассказывается о его дальнейших перспективах. Рассчитана на широкий круг читателей. | ||||
Предисловие В 1986 году во всех странах отмечают столетний юбилей значительного научно-технического достижения — изобретения автомобиля. Появление автомобиля было подготовлено всем прогрессом техники, социальным и экономическим развитием человеческого общества, ростом потребности в средствах транспорта. К этому прогрессу уже на ранней стадии причастны, кроме официально признанных изобретателей автомобиля, многие, иногда забытые подвижники в разных областях деятельности — получении необходимого для автомобиля топлива, организации безрельсовых перевозок, создании (не только для автомобиля!) пневматических шин, высокопрочных и легких материалов, электрических приборов. Потребовалось около трех десятков лет, насыщенных драматическими ситуациями, общественными, политическими и культурными сдвигами, чтобы автомобиль из капризной и еще ненадежной спортивной игрушки превратился в практичное транспортное средство. Возникли новые задачи — создание массового производства этой сложной машины и системы ее технического обслуживания, разработка особых технологических приемов, прокладка пригодных для автомобильного движения дорог, градостроительные проблемы. И опять вложили свою лепту в комплекс автомобильного дела сотни специалистов, миллионы тружеников. Наша страна вступила на путь автомобилизации в период, когда в развитых странах мира уже существовали сотни тысяч автомобилей, молодая Страна Советов получила в наследство от дореволюционной России несколько сот изношенных машин, недостроенные автозаводы и почти полное отсутствие не только автомобильных, но и вообще мощеных дорог. Первая в мире страна социализма привлекла энтузиастов, вызвала к жизни силы, которые сумели в короткий срок в значительной мере наверстать отставание. Уже в третьей пятилетке СССР вышел на одно из первых мест в Европе по производству автомобилей, умножил в сотни раз свой автомобильный парк, доведя его до миллиона. Важную роль сыграли автомобили в Великой Отечественной войне. Богата событиями и послевоенная летопись автомобильного транспорта: тут и его выход на первое место в стране среди других видов транспорта по объему перевозок, и введение «перспективного типажа» автомобилей, и создание новых более производительных конструкций, строительство автозаводов-гигантов, развитие дорожной сети, решение вопросов экономии топливных и трудовых ресурсов, защиты окружающей среды... Автомобиль стал незаменимым связующим звеном многоотраслевого народного хозяйства. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» предусматривают дальнейший прогресс автомобильного транспорта. Увеличивается выпуск дизельных автомобилей, а также работающих на сжатом и сжиженном газе, большегрузных автосамосвалов, специальных сельскохозяйственных и малотоннажных автомобилей. Будут уменьшены удельные металлоемкость машин, расход ими топлива, их вредное влияние на окружающую среду, улучшится комфортность для обслуживающего персонала. Планируется рост грузовых и автобусных перевозок на 14—16%, а контейнерные и пакетные перевозки увеличатся в 1,4—1,5 раза. Наряду с развитием автомобильного транспорта народного хозяйства и общего пользования намечено существенное увеличение выпуска товаров длительного пользования, к которым относятся и автомобили; потребность населения в услугах по их ремонту и техническому обслуживанию должна быть полностью обеспечена. Перед автомобилестроителями — широкие перспективы. Они представляют собой продолжение основных направлений развития автомобильной техники, прослеживающихся в течение всего столетия. Автор — один из старейших советских специалистов и популяризаторов автомобиля — повествует здесь не только о датах, машинах и знаменитых людях, но и вводит читателя в курс, казалось бы, второстепенных событий, знакомит с пионерами и новаторами автомобильного дела, зарубежными и отечественными — основоположником теории автомобиля академиком Е. А. Чудаковым, «красным директором» завода АМО, позднее министром автомобильного транспорта И. А. Лихачевым, конструкторами оригинальных советских легковых автомобилей К. А. Шараповым и А. А. Липгар-том. Быть может, из-за интересной изобретательской, конструкторской, вообще технической проблематики книги несколько отходят на задний план экономические и социальные проблемы. Поэтому уместно подчеркнуть их здесь; отчасти мы их уже затронули выше. После первых десятилетий становле- ния автомобиля это борьба между защитниками «модной» — по ленинскому выражению — дорогой престижной или спортивной машины для избранных, с одной стороны, и сторонниками автомобиля для широких кругов населения — с другой. Последние, хоть и не полностью одолели своих противников, все же достигли многого, чему способствовал рост мобильности людей, развитие городов, все большее распространение автомобиля в качестве массового народнохозяйственного транспортного средства. Его скоростные качества, универсальность, доставка пассажиров «от двери до двери», привлекательность автомобильного туризма и другие достоинства привели к тому, что автомобиль, несмотря на сравнительную сложность и дороговизну, стал одним из самых распространенных технических сооружений. С его популярностью связаны и острые проблемы, переживаемые человечеством в последние десятилетия. Таковы в капиталистическом мире проблемы сбыта, конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, потогонная организация производства и как реакция — активное рабочее движение. Таково — уже повсюду в мире — вредное влияние автотранспорта на окружающую среду и как следствие различного рода ограничения проезда автомобилей, их скорости, их технических характеристик. В самое последнее время благодаря усилиям международных организаций и специалистов во всех странах наметилось некоторое ослабление наиболее острых автомобильных проблем, вступление в этом деле на путь рационализации. Предлагаемая книга может служить документальной и вместе с тем живой, наглядной иллюстрацией преобразования автомобиля и автомобильного транспорта на их пути из прошлого в будущее. А. К. ВАСИЛЬЕВ, заместитель министра автомобильного транспорта РСФСР ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 5 Введение 8 Глава первая Предшественники автомобиля 12 Без двигателя 12 «Продолжение человека» 23 Эпоха пара 27 Сила, которую можно возить с собой 35 Рождение автомобиля 43 Четыреста шестнадцать изобретателей 43 Почему именно ДВС? 50 Двигатель специально для автомобиля 54 Автомобильному двигателю нужен... автомобиль 58 «Рожденные открытиями науки» 65 Глава третья «Ветераны» 69 На рубеже веков. Некоторая систематизация 69 Облик автомобиля начала XX века 74 Механизмы — то простые, то сложные 79 Большие гонки и большие машины 87 Машина «неудачников» 92 Действительно полезные 96 Глава четвертая «Классики» J 06 Автомобиль «для всех» 106 Неожиданное препятствие 117 Автомобиль меняет облик 122 Труженики 130 \ Автомобиль за 50 лет 132 Глава пятая На сорок лет моложе 141 Трудные годы 141 Начало отечественного автостроения 149 От сотен к миллионам 153 Горьковские и московские «классики» 160 По фронтовым дорогам 165 Автомобиль «Победа» 170 Глава шестая Вчера — сегодня — завтра 185 Под знаками «жука» и «мини» 185 Опасен на любой скорости? Угроза обществу? 195 Всемирный автомобиль 204 Еще раз о «действительно полезных» 219 История подсказывает будущее 225 Литература Цена: 150руб. |
||||