Математика | ||||
Блинкин С. А. Б69 Очерки о естествознании (Уроки научного творчества), М., «Знание», 1979. 160 с. (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак. Издается С 1961 г.) Знакомство с жизнью ученых, чьи имена и творчество стали широко известными, несомненно вызывает у молодежи стремление к науке, поможет определить призвание. Автор в интересной и увлекательной форме рассказывает о науке и ученых, учителях и учениках, о поисках и замечательных открытиях в естествознании, о подвигах и самоотверженности в научном труде. Книга адресована широкому кругу читателей, особенно молодежи, стремящейся найти свои пути в науку. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ История учит. Не зная прошлого, говорил Алексей Максимович Горький, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Для молодежи, стремящейся к научному творчеству, эти слова звучат как призыв изучать историю науки, особенно .в избранной отрасли знания, профессии, специальности. Книга посвящена молодежи. Молодым людям, увлеченным наукой, полезно знать не только о ее замечательных достижениях, в частности в области естествознания, но также и о том, какими не всегда торными, бывают пути в науку. Об этом ярко свидетельствует жизнь многих ученых, чьи имена стали широко известными, а творчество овеяно легендами. В ряде очерков рассказано о науке и ученых, учениках и учителях, поисках и удивительных экспериментах, раздумья о самоотверженности в научном труде. Сколько интересного, важного и полезного таит в себе история научных открытий? От скольких ошибок может предостеречь молодых ученых опыт учителей? Вот почему основой книги являются очерки, в которых рассматриваются вопросы о «случайности» в открытиях; о, казалось бы, неудачных опытах, которые иногда оборачиваются важными открытиями; о неожиданной трактовке результатов исследований и ряде других проблем из истории открытий в естествознании. Великий Ньютон говорил, что «при изучении науки примеры не менее поучительны, чем правила». Избран- ные нами примеры, различные по своей тематике, объединены определенной идеей и важны для того, чтобы, описывая выдающиеся события в науке, показать молодежи внутренние побуждения ученых, цели, к которым они стремились и те внешние условия, обстоятельства, препятствия, которые приходилось преодолевать во имя научной истины. Молодежи важно знать и о том, что помогало ученым помимо огромного труда и таланта. Одним помогало несокрушимое мужество в отстаивании своих идей, другим -* целеустремленное, терпеливое многолетнее стремление к поставленной цели, третьим — тонкая наблюдательность, четвертым — умение сделать неожиданный поворот в интерпретации результатов своих исследований и т. д. А все это учит, расширяет кругозор, пробуждает интерес к науке, ставшей в нашей стране могучей производительной силой, творящей для настоящего и будущего. «Размышляя о будущем,— говорил Л. И. Брежнев на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета Союза ССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию Великого Октября,— мы придаем большое значение науке. Ей предстоит внести огромный вклад в решение самых важных задач строительства коммунизма». ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Хотя в книге, в ряде очерков об открытиях в естествознании, раскрыты лишь отдельные страницы истории научного творчества, приведенные примеры имеют и более общий характер. Тот, кто видит в научном поиске только романтику, должен знать и другое. Кто не любит или не хочет трудиться, тому в науку идти не нужно, ему там не место. В науке, помимо таланта, нужен еще и труд, труд большой, целеустремленный. Больше того, нужен особый «сплав» труда, таланта, энтузиазма и призвания к научной деятельности. «Так же как поглощение пищи без удовольствия,— писал Леонардо да Винчи,— превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет мозг, который становится неспособным усваивать то, что он поглощает». Прошлое в любой отрасли науки и, в частности, естествознании, не только прошлое. Оно живет в замечательной истории величайших поисков и открытий, дает пищу уму. Уроки научного творчества учат. «Цепным реакциям» мыслей и идей нет предела, ибо лучшее — враг хорошего. В научной работе это—постоянное условие, даже, пожалуй, девиз ученых в их стремлении к поискам нового, так как границ познанию нет. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......... 3 Молодежи, вступающей в мир науки .... 5 О путях в науку......... 20 Одна из страниц прошлого..... 21 По стопам Ломоносова...... 26 Имена, овеянные легендой..... 32 История науки учит........ 45 Счастливая ли случайность? ..... 48 Целеустремленный труд побеждает .... 58 Наука чудесных превращений .... 58 «Волшебные пули» Пауля Эрлиха ... 65 Охотник за гельминтами...... 79 О том, как неудачи в науке тоже могут привести к открытиям.......... 83 Поиски и неожиданные результаты .... 88 Об анафилаксии и аллергии . . . . 88 Как был открыт малярийный плазмодий . . 102 Наблюдательность и открытия..... 106 Страничка из истории создания вакцины против полиомиелита ........ 107 День в лаборатории ученого...... 109 Новые достижения и новые задачи ... 112 В науке нет мелочей — все важно! . . . 12J Вопреки, общепринятым взглядам . . . 125 Как был получен вирус лейкоза .... 130 Снова незначительный факт..... 134 Краски и клетки........ 138 Вещество или существо?...... 145 Вместо заключения........ 158 Цена: 100руб. |
||||