Математика | ||||
Шеклеин А. В. ) Фотографический калейдоскоп. М.: Химия, 1988. 192 с: ил. ISBN 5-7245-0124-4 R книге оассказывается, как знание химии позволяет фотолюбителю получать каче'ственные снимки сложнейших сюжетов в --"х трудных^ условиях на чеоно-белых и цветных светочувствительных материалах. Описы Хтся петпадиционные и малоизвестные приемы их химико-фотографической обработки Книга содержит большое число практически проверенных пепептов полезных в повседневной работе фотолюбителя, рассказывает об TcS условиях сьемки, проявления и печати, о некоторых перспективах ^^Tд™cotZ'нlГнri:yrкaюшимeя фотографией; будет полезна всем фотолюбителям. | ||||
Шеклеин А. В.
) Фотографический калейдоскоп. М.: Химия, 1988. 192 с: ил. ISBN 5-7245-0124-4 R книге оассказывается, как знание химии позволяет фотолюбителю получать каче'ственные снимки сложнейших сюжетов в --"х трудных^ условиях на чеоно-белых и цветных светочувствительных материалах. Описы Хтся петпадиционные и малоизвестные приемы их химико-фотографической обработки Книга содержит большое число практически проверенных пепептов полезных в повседневной работе фотолюбителя, рассказывает об TcS условиях сьемки, проявления и печати, о некоторых перспективах ^^Tд™cotZ'нlГнri:yrкaюшимeя фотографией; будет полезна всем фотолюбителям. ОТ АВТОРА У каждой книги есть своя цель и свой читатель. Это в полной мере относится и к книге, которую -вы держите в руках. Ее назначение многоплановое. Во-первых, здесь сведена воедино более или менее полная информация о практике обработки черно-белых негативов (и в меньшей степени - позитивов), представляющая непосредственный практический интерес для повседневной работы фотолюбителя. Большая часть этих рекомендаций уже появлялась в разное время в печати, в том числе и в журналах, но она не всегда доступна широкому кругу читателей. Будучи собраны под одной обложкой, многие полезные сведения получают как бы второе рождение. Во-вторых, наряду с конкретными полезными сведениями в книге настойчиво проводится мысль о единстве всех этапов фотографического «действа». Такой подход очень важен: начинающие часто переоценивают роль одних этапов и недооценивают, а порой и вообще упускают роль других. В фотографии все процессы тесно взаимосвязаны, здесь нет этапов второстепенных или малосущественных. Это важно понять и усвоить, это - важнейшее условие непрерывного совершенствования мастерства. В-третьих, автор пытался показать несостоятельность некоторых чрезвычайно живучих заблуждений, преследующих любителя чуть не с первых годов появления фотографии. Это вера в некий таинственный проявитель, будто бы известный только посвященным, попытки создать свой «уникальный» рецепт, по возможности из труднодоступных реактивов, убеждение, что хороший снимок можно сделать только самым дорогим в мире фотоаппаратом. Такие заблуждения приходится развенчивать постоянно, а сотни писем читателей в редакции фотографических журналов свидетельствуют об их удивительной живучести. Итак, это не учебное пособие. Более того, здесь нет cipororo, логичного и последовательного изложения даже химической стороны фотографии. Автор предполагает, что читатель знаком с основами фотографической техники, умеет обращаться с аппаратом, знает, что такое выдержка и диафрагма, как нужно навести на резкость и когда целесообразно применить сменный объектив или светофильтр. И если вы совсем не умеете снимать, вам следует обратиться к руководству для начинающих. ^ Это и не рецептурный справочник, хотя рецептов обра-оатывающих растворов здесь много. Скорее всего это книга о том, как лучше добиться хорошего изображения, получить интересные эффекты при обработке фотопленки и не повторять ошибок, которые неоднократно повторялись до вас. Вы найдете здесь сведения, по-видимому, не очень известные, они взяты из старинных книг и журналов, давно уже ставших библиографической редкостью. Кому-то из читателей (а я был бы очень рад этому) они могут оказаться полезными, ведь недаром говорят, что новое-это хорошо забытое старое. Для новичка они будут всего лишь занимательным практикумом, а фотографа более опытного могут натолкнуть на творческие находки. Такая многоплановость книги и, в некоторой степени, ее фрагментарность затрудняли выбор названия. Наиболее подходящим показалось это несколько странное сочетание слов-«фотографический калейдоскоп». Как и в известной детской игрушке из цветных стеклышек, здесь получилась пестрая, мозаичная картина из полезных советов, забытых рецептов, наставлений, лирических отступлений и многого другого, что, по замыслу автора, подчинено одной идее: все это должно быть достаточно интересно и практически полезно. Был у автора и еще один замысел. Говорят, что на ошибках учатся. Так лучше, наверное, учиться на чужих ошибках, усвоив для себя лишь полезный результат; это сохранит ваше время, силы, фотоматериалы и реактивы. Такие учебные рекомендации, которые имеются в книге, неизбежно сложнее по содержанию и изложению, чем другие ее места, хотя автор и избегал всякой математизации или углубления в чистую теорию. Может быть, именно они особенно пригодятся вам в работе, а чтобы разобраться в любом вопросе, потребуются лишь сосредоточенность и внимание. И все же у книги есть один главный адресат. Это начинающий, скорее всего юный, фотограф-не тот, кто впервые взял в руки аппарат, а тот, кто, сделав свои первые снимки, убедился, что хорошими они получатся, если ты действуешь не только грамотно и методично, но и творчески. Это всегда легче в коллективе, когда взаимная помощь и обсуждение становятся верными помощниками обучения. Коллектив начинающих фотографов-это, как правило, фотокружок в школе, где и руководитель опытен, и возможностей для. экспериментов больше. Именно поэтому в книгу включены сведения, необходимые для повседневной работы школьного фотокружка, которые помогут сделать эту работу менее шаблонной и более творческой, интересной. Но не только для школьников, конечно, она может стать полезной. Любой фотограф-практик, даже вполне подготовленный, найдет в ней для себя что-то существенное. Иными словами, эта книга для каждого, кто интересуется практической стороной фотографии. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора 3 НЕКОТОРЫЕ ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ 5 Чуть-чуть истории 6 Лаборатория 9 Реактивы 16 Растворы 23 ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ 31 Шаг за шагом 32 Что такое экспозиция 34 Правильная экспозиция 37 «Все кошки серы», или Как «ошибается» экспонометр 41 Рецепты, рецепты, рецепты... 43 Так что же это такое-стандартная обработка? 47 Немного о фотопленках, и не только о них 50 «ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ-ОТСУТСТВИЕ СЕКРЕТОВ» 57 Нестареющий Родинал 58 Проявитель в двух бачках 64 Свеча вместо импульсной лампы 71 Всегда готовый концентрат 80 Проявление, которое может быть после фиксирования 85 И еще об одной «знаменитости»... 89 ТВОРЧЕСТВУ ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ МЕСТО 93 От полуфабриката - к шедевру 94 Березка, Снежинка, Самшит 100 «Высокий ключ» 103 Фотография на полстены 110 Платок с портретом 116 Растр на изображении 119 ФИКСИРОВАНИЕМ ДЕЛО НЕ КОНЧАЕТСЯ 123 Проявляя - проявляй, закрепляя - закрепляй 124 Вымойте снимок шампунем 127 Всегда ли фотография должна быть серой? 129 Берлинская лазурь и другие 134 Вирирование диапозитивов 136 Как избавиться от излишней черноты 149 Отпечаток как зеркало 154 ТТортрет для моряка 156 ЛЮБОЙ ПУТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОГО ШАГА 161 Гарантия успеха - фотографические пробы 162 Этот удивительный мир фотографии... 179 О литературе по фотографии 184 Указатель названий реактивов 187 Цена: 150руб. |
||||