Математика | ||||
Братио И. Б 87 Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта: -Пер. с англ. -М.: Мир, 1990.- 560 с., ил. ISBN 5-03-001425-Х Книга известного специалиста по программированию (Югославия), содержащая основы языка Пролог и его приложения для решения задач искусственного интеллекта. Изложение отличается методическими достоинствами - КНИГА написана в хорошем стиле, живым языком. ' Книга, дополняет имеющуюся на русском языке литературу по языку Пролог. Для программистов разной квалификации, специалистов по искусственному интеллекту, для всех изучающих программирование. | ||||
ОТ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА По существующей традиции предисловие редактора перевода - это своего рода рецензия, в которой обычно излагается история вопроса, а затем даётся обзор содержания книги и оценка. ее качества (как правило, рекламного характера). В данном случае моя задача несколько упрощается, так как все это читатель, перевернув страницу, найдет в предисловии известного американского ученого, специалиста по искусственному интеллекту П. Уинстона,' а .затем - в предисловии автора. Мне остается только присоединиться к авторитетному мнению П. Уинстона, что перед нами прекрасно написанный учебник по Прологу, ориентированный на практическое использование в области искусственного интеллекта. Добавлю также, что для советского читателя потребность в такой книге особенно велика, поскольку в нашей стране Пролог пока еще не получил того распространения, которого он заслуживает. Несколько замечаний относительно особенностей перевода. Кроме обычных терминологических трудностей, как правило возникающих при переводе книг по программированию, переводчикам пришлось преодолевать одну дополнительную сложность. Дело в том, что в Прологе идентификаторы (имена переменных, процедур и атомов) несут на себе значительно большую смысловую нагрузку, чем в традиционных языках программирования. Поэтому программные примеры пришлось излагать на некоей условной русской версии Пролога - в противном случае, для читателей, не владеющих английским языком, эти примеры стали бы значительно менее понятными. Мы оставили без перевода все имена встроенных операторов и процедур, все же остальные имена переводились на русский язык. Следует признать, что в ряде случаев русская версия этих имея оказалась менее эстетически привлекательной, чем исходный английский вариант. Пытаясь наиболее точно передать смысл того или иного имени, переводчик нередко оказывался перед нелегким выбором между громоздким идентификатором (иногда из нескольких слов) и неблагозвучной аббревиатурой. Впрочем, все эти проблемы хорошо известны любому «русскоязычному» программисту. Главы 1-8 перевел А. И- Лупенко, а предисловия и главы 9-16 - А.М. Степанов. Подготовку оригинала-макета книги на ЭВМ выполнили А.Н. Черных и Н.Г. Черных. Эту книгу можно рекомендовать как тем читателям, которые впервые приступают к изучению Пролога и искусственного интеллекта, так и программистам, уже имеющим опыт составления пролог-программ. A.M. Степанов ПРЕДИСЛОВИЕ В средние века знание латинского к греческого языков являлось существенной частью образования любого ученого. Ученый, владеющий только одним языком, неизбежно чувствовал себя неполноценным, поскольку он был лишен той полноты восприятия, которая возникает благодаря возможности посмотреть на мир сразу с двух точек зрения-. Таким же неполноценным ощущает себя сегодняшний исследователь в области искусственного интеллекта, если он не обладает основательным знакомством как с Лиспом, так и с Прологом - с этими двумя основополагающими языками искусственного интеллекта, без знания которых невозможен более широкий взгляд на предмет исследования. Сам я приверженец Лиспа, так как воспитывался в Массачусетском технологическом институте, где этот язык был изобретен. Тем не менее, я никогда не забуду того волнения, которое я испытал, увидев в действии свою первую программу, - написанную в прологовском стиле. Эта программа была частью знаменитой системы Shrdlu Терри Винограда. Решатель задач, встроенный в систему, работал в «мире кубиков» и заставлял руку робота (точнее, ее модель)-перемещать кубики на экране дисплея, решая при этом хитроумные задачи, поставленные оператором. Решатель задач Винограда был написан на Микропленнере, языке, который, как мы теперь понимаем, был своего рода Прологом в миниатюре. Любой прологоподобный язык заставляет программиста мыслить в терминах целей, поэтому, несмотря на - все недостатки Микропленнера, достоинством этой программы было то, что в ее структуре содержались многочисленные явные указания на те или иные цели. Процедуры-цели «схватить», «освободить», «избавиться», «переместить», «отпустить» и т.п. делали программу простой и компактной, а поведение ее Казалось попяяителкно ПЯЗУМНЫМ. ОГЛАВЛЕНИЕ От редактора перевода ............................. 5 Предисловие ......................................... 7 Предисловие автора ..................•............. 12 ЧАСТЬ 1. ЯЗЫК ПРОЛОГ............................. 17 Глава 1. Общий обзор языка Пролог ................. 18 1.1. Пример программы: родственные отношения •• 18 1.2. Расширение программы-примера с помощью правил ................................... 24 1.3. .Рекурсивное определение правил ........... 31 1.4. Как пролог-система отвечает на вопросы ..... 37 1.5. Декларативный и процедурный смысл программ 43 Глава '2. Синтаксис и семантика пролог-программ • — • 47 2.1. Объекты данных............................. 47 2.2. Сопоставление т...............•........... 57 .2.3. Декларативный смысл пролог-программ......*• 64 2.4. Процедурная семантика .................... 67 2.5. Пример: обезьяна и банан ................. 74 2.6. Порядок предложений и целей ......•....... 81 2.7. Замечания о взаимосвязи между Прологом и логикой • •................................. 90 Глава 3. Списки. Операторы. Арифметика.............. 94 3.1. Представление списков • •.................. 94 3.2. ~ Некоторые операции над списками • • • •....... 98 3.3. Операторная запись (нотация) .............. 112 3.4. Арифметические действия ..............•..... 120 Глава 4. Использование структур: примеры ........... 130 , 4.1. Получение структурированной информации из базы данных................................ • 130 4.2. Абстракция данных ......................• • • • 135 4.3. Моделирование недетерминированного автомата 138 4.4. Планирование поездки .........•............. 143 4.5. Задача о восьми ферзях .........•.......... 149 Глава 5. Управление перебором ....................... 164 5.1. Ограничение перебора ....................... 164 5.2. Примеры, использующие отсечение ........... 171 --------'—•— — 5.3. Отрицание как неуспех ................ 5.4. Трудности с отсечением и отрицанием ......!." «Г? API Глава в. Ввод и вывод............................. 6.1. Связь с файлами .................... 6.2. Обработка файлов термов ................'.','.' Jfjj 6.3. Обработка символов ...................'.'.[' |~JJ 6.4. Создание и декомпозиция атомов ..........'. in? 6.5. Ввод программ: consult, recommit........ 205 Глава 7. Другие встроенные процедуры .............. 208 7.1. Проверка типов термов .................... «08 7.1: 3Z^uSrS^^:::::*«»M 2» 7.4. Работа с базой данных .................... «2fi 7.5. Средства управления ....................... 941 7.6. bagof, setof и findall .................... 232 Глава 8. Стиль и методы программирования ........... 238 8.1. Общие принципы хорошего программирования •• 238 о Г ?ак представлять себе программы на Прологе 242 8.3. Стиль программирования .................... 245 8.4. Отладка ................................... 250 8.5. Эффективность ............................. 252 ЧАСТЬ 2. ПРОЛОГ В ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ.....267 Глава 9. Операции над структурами данных ........... 268 9.1. Представление списков. Сортировка ........ 268 9.2. Представление множеств двоичными деревьями 278 9.3. Двоичные справочники: добавление и удаление элемента* ................................ 286 9.4. Отображение деревьев ....................• • • 292 9.5. Графы...................................... 295 Глава 10. Усовершенствованные методы представления множеств деревьями....................... 306 10.1. Двоично-троичные справочники .............. 306 10.2. AVL-дерево: приближенно сбалансированное дерево .....................•............. 316 Глава 11. Основные стратегии решения задач ........323 11.1. Предварительные понятия и примеры ........323 11.2. Стратегия поиска в глубину .................330 11.3. Поиск в ширину............................. 336 11.4. Замечания относительно поиска в графах, оптимальности я сложности ..........•......345 Глава 12. Поиск с предпочтением: эвристический поиск 349 12.1. Поиск с предпочтением .................... 349 12.2. Поиск с предпочтением применительно к головоломке "игра в восемь" . .............. 361 12.3. Применение поиска с предпочтением к планированию выполнения задач.............. 367 Глава 13. Сведение задач к подзадачам. И/ИЛИ-графы 377 13.1. Представление задач в виде И/ИЛИ-графов • • 377 13.2. Примеры И/ИЛИ-представления задач ........ 383 13.3. Базовые процедуры поиска в И/ИЛИ-графах • • 388 13.4. Поиск с предпочтением в И/ИЛИ-графах ..... 395 Глава 14. Экспертные системы ....................... 414 14.1. Функции, выполняемые экспертной системой • • 414 14.2. Грубая структура экспертной системы ........ 416 14.3. Правила типа «если-то» для представления знаний ................•.................. 417 14.4. Разработка оболочки ....................... 426 14.5. Реализация................................ 434 14.6. Работа с неопределенностью ................. 456 14.7. Заключительные замечания ................. 466 Глава 15. Игры...................................... 472 15.1. Игры двух лиц с полной информацией ........ 472 ' 15.2. Минимаксный принцип....................... 475 15.3. Альфа-бета алгоритм: эффективная реализация минимаксного принципа .................... 479 15.4. Минимаксные игровые программы: усовершенствования и ограничения ........... 485 15.5. Знания о типовых ситуациях и механизм «советов> .....•.......................... 488 15.6. Программа на языке ALO для игры в шахматном эндшпиле................................... 494 Глава 16. Программирование в терминах типовых конфигураций ............................. 514 16.1. Архитектура, ориентированная на типовые конфигурации ............................. 514 16.2. Простой интерпретатор программ, управляемых образцами ................................ 521 16.3. Простая программа для автоматического доказательства теорем.................... 524 16.4. Заключительные замечания ................. 532 Ответы к некоторым упражнениям- ..........•......... 536 Предметный указатель..............................• • 552 Цена: 300руб. |
||||