Математика | ||||
Цыганков Э. С. 94 Управление автомобилем в критических ситуациях: (50 приемов вождения).—М.: Транспорт, 1993.— 159 с: ил.— (Высшая школа водительского мастерства). ISBN 5-277-01707-0 Автор книги — заслуженный тренер России — считает, что нет таких ситуаций на дороге, из которых нельзя найти выход. Предлагаемые им 50 приемов управления помогут любому водителю предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Данное издание открывает серию «Высшая школа водительского мастерства». Для водителей-профессионалов и автолюбителей. | ||||
ОТ АВТОРА В этой книге я хотел бы поделиться с водителями транспортных средств всех категорий с .1юбым стажем секретами лучших автогонщиков по управлению автомобилем в критических ситуациях. Их бесценный опыт, добытый ценою тысяч аварий на, соревновательных и тренировочных трассах, ценою здоровья, а в отдельных случаях и жизни многих самых талантливых автомобилистов-профессионалов, лег в основу тех пятидесяти приемов мастерства, которые помогут сохранить безопасность миллионам людей, ежедневно находящихся за рулем служебных или личных автомобилей. Авторство многих приемов принадлежит моим ученикам — мастерам спорта международного класса: Николаю и Игорю Больших, Владимиру Ганину, Владимиру Гольцову, Константину Антропову, Вячеславу Данилову, Николаю Елизарову, Борису Федотову, Андрею Герасенкову, Ноэлю Таммеке, Якову Агишеву, Тыну Вуну и многим другим гонщикам, которые создали высшую школу водительского мастерства и добились признания российского автоспорта не только в нашей стране, но и за рубежом. Они побеждали на этапах чемпионатов мира, Европы, в марафонах Париж — Дакар, Париж — Кейптаун. Цена этих побед очень высока, если учесть, что они добыты в борьбе с опытными гонщиками на самых современных спортивных авто- мобилях, мощность двигателей которых в два и более раз превышает возможности наших «Лад», «Самар» и КамАЗов. В этой книге представлена только малая часть широкого арсенала мастерства водителей высшей квалификации. Часть приемов можно назвать опережающими, так как соединенные с прогнозированием они позволяют не попадать в экстремальные условия, в которых может быть дорога каждая десятая доля секунды. Другая часть — это конкретные действия, позволяющие преодолеть многие критические ситуации, кажущиеся на первый взгляд непреодолимыми. Но сразу надо оговориться, что не может быть готовых рецептов. Управление в критической ситуации — это всегда творчество водителя. Главное в нем — за короткое время сконструировать из имеющегося арсенала правильные действия, которые смогут разрядить ситуацию, вернуть потерянную устойчивость и управляемость автомобилю, а человеку — преодолеть страх и неуверенность в себе. Конечно, знание и умение — это разные понятия. Не случайно один из самых быстрых гонщиков, одиннадцатикратный чемпион страны Евгениус Тумалявичус гоюрит: «Можно ехать быстро и очень быстро. Очень быстро можно ехать только на рефлексах!» Но все, что изложено в этой книге, вполне доступно любому человеку. Это подтверждает многолетний опыт работы нашей школы. Обучение в ней с успехом завершили тысячи водителей, которые никогда не стремились стать автогонщиками или каскадерами. Автор заранее извиняется перед читателями за большое количество специальных терминов, которые не встречаются в обычной литературе, например: хват, захват и перехват рулевого колеса, дросселирование, упор, контрсмещение и многое другое. Но профессиональный подход требует и профессиональных терминов, без которых сложно объяснить взаимосвязь между человеком и автомобилем в лаконичной форме. Задайте вопрос любому водителю о его мастерстве. Самое удивительное, что большинство не видят особых проблем в управлении автомобилем. Когда задаешь подобный вопрос одному из лучших российских гонщиков Николаю Больших, то просто поражаешься его самокритичности и признанию многих серьезных ошибок. Это не просто человеческая скромность, это настоящий профессионализм. Каждый из нас, находящийся за рулем автомобиля, не застрахован от серьезных ошибок в управлении. Некоторые ошибки легко преодолимы даже малоподготовленными водителями. Цена других настолько велика, что не поддается никаким подсчетам. Поэтому основная цель этой книги — помочь всем, кто в этом нуждается, преодолеть последствия собственных или чужих ошибок и сохранить жизнь и здоровье тех, кто сидит за рулем, и тех, кто хочет перейти км дорогу. Заслуженный тренер России, кандидат технических наук, доцент Э. С. ЦЫГАНКОВ ОГЛАВЛЕНИЕ 12 От автора..... I. Обеспечение готовности к экстренным действиям ....... (1) Безопасная посадка (2) Положение рук при повороте ..... (3) Положение рук на рулевом колесе при прогнозировании критической ситуации (предварительный захват) ...... (4) Скоростное руление одной рукой ... 14 (5) Скоростное руление двумя руками ... 17 (6) Уступающее руление как способ сохранения устойчивости автомобиля в заключительной фазе маневра ...... (7) Опережающее дросселирование для повышения надежности в сложных дорожных ситуациях .... 22 (8) Опережающее компенсаторное руление для сохранения устойчивости автомобиля ......24 (9) Опережающее включение понижающих передач для повышения безопасности 26 (10) Включение понижающих передач с пропуском для экстренного маневра ... 29 (11) Трогание на скользкой дороге .... 32 (12) Сохранение устойчивости автомобиля 20 •' при переключении пе- редач на скользкой дороге .....35 (13) Повышение тяги ' двигателя для дейст-; вий в критических ситуациях .....38 2. Повышение эффективности торможения 44 (14) Подготовка к экстренному торможению 44 (15) Экстренное прерывистое торможение . 47 (16) Ступенчатое торможение на постоянной передаче.....50 (17) Плавное торможение на дуге поворота 53 (18) «Газ — тормоз» . . 56 (19) Сохранение устойчивости и управляемости автомобиля при ,i экстренном торможении .......58 ;, 3. Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота .63 (20) Повышение управляемости автомобиля перед поворотом . . 63 ' , (21) Повышение управляемости в повороте 66 (22) «Двойной вход» 69 (23) «Глубокий вход» . 71 (24) Сглаживающая траектория ..... 74 (25) Ломаная траекто рия 4. Активная безопасность при преодолении неровностей 77 (26) «Зацеп».....81 (27) «Упор».....84 (28) Стабилизация автомобиля в колесе . 87 (29) Боковая разгрузка 90 (30) Опережающая стабилизация при преодолении неровностей .......92 (31) Повышение управляемости при подбро- се, подскоке и прыжке 95 (32) Стабилизация автомобиля при раскачивании ......98 (33) Аквапланирование . 101 5. Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости .....105 (34) Снос передних колес .......105 (35) Занос малой амплитуды ...... 108 (36) Глубокий занос . 111 (37) Критический занос 114 (38) Ритмический занос 117 (39) Вращение вокруг задней оси на 180° («полицейский разворот» задним ходом) 119 (40) Вращение на 360° . 123 (41) Силовое руление при повреждении передней подвески . 126 (42) Перевод автомобиля на «упор после скольжения» .....128 (43) Стабилизация при боковом опрокидывании .......130 6. Экстренный разгон, экстренное или аварийное торможение . 135 (44) Экстренный ударный разгон......135 (45) Торможение боковым соскальзыванием 138 (46) Торможение сносом всех колес .... 142 (47) Экстренное комбинированное торможение .......144 (48) Аварий'ное торможение вращением 149 (49) Аварийное контактное торможение . 153 (50) Предотвращение наезда на человека . .155 эуководство Цена: 100руб. |
||||