Рыков А. И. Избранные произведения/Редкол.: Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др.— М.: Экономика, 1990.— 495 с—(Экон. наследие).—ISBN 5—282— 00797—5 А. И. Рыков (1881—1938) сочетал большую государственную работу с теоретическим обобщением вопросов государственного и хозяйственного строительства. В книгу включены экономические работы из трехтомника, изданного при его жизни: речи, доклады, статьи. Сборник дает представление о важных народнохозяйственных проблемах периода «военного коммунизма» и нэпа. Издание снабжено вступительной статьей, справочным аппаратом. Для широкого круга читателей, интересующихся экономической теорией, преподавателей, аспирантов, студентов. | ||||
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......................5 Доклад о деятельности Высшего Совета Народного Хозяйства (Выступление на I Всероссийском съезде советов народного хозяйства 29 мая 1918 г.).....................36 Заключительное слово (30 мая 1918 г).............49 Доклад Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства на Пленуме ВСНХ (14 сентября 1918 г.)...............55 Доклад по организационному вопросу на Пленуме 20 сентября 1918 г.......................67 Организация хозяйства (Обработанная стенограмма речи А. И. Рыкова на II Всероссийском съезде советов народного хозяйства 21 декабря 1918 г.).....................79 Экономические отношения между советскими государствами • (Беседа А. И. Рыкова с сотрудником газеты «Экономическая жизнь») ... 91 О работе ВСНХ (Речь на заседании пленума Московского совета рабочих и красноармейских депутатов 4 марта 1919 г.) ....... 93 Экономическое положение Советской России (Доклад на объединенном заседании III Всероссийского съезда советов народного хозяйства, Моссовета и профсоюзов 25 января 1920 г.).........106 О деятельности ВСНХ за два года (Вечернее заседание III Всероссийского съезда профсоюзов 9 апреля 1920 г.)..........119 Вопросы снабжения и распределения (Беседа с А. И. Рыковым) .... 134 Итоги советского строительства (Речь на V Всероссийской конференции профсоюзов).....................138 Положение промышленности и меры к ее восстановлению......161 О топливном кризисе (Доклад на второй сессии ВЦИК VIII созыва 19 марта 1921 г.)....................171 Состояние и возможности развития промышленности в условиях новой экономической политики (Доклад на IV съезде СНХ 18 мая 1921 г.) 182 Заключительное слово по докладу на IV съезде СНХ 18 мая 1921 г. 198 Хозяйственное положение страны и выводы о дальнейшей работе . -. 207 Очередные задачи торговой политики и практики (Речь на I Всероссийском съезде представителей биржевой торговли 11 января 1923 г.) 232 О конференции по изучению естественных производительных сил страны (18 марта 1923 г.)...................239 О реорганизации ВСНХ (14 октября 1923 г.)..........241 Кризис и регулирование цен (Речь на расширенном заседании Президиума ВСНХ 29 октября 1923 г.).............248 Кризис и очередные хозяйственные задачи (Речь на собрании красных директоров Московской губернии 18 ноября 1923 г.)......253 Заключительное слово на собрании красных директоров 18 ноября 1923 г........................261 Ближайшие перспективы народного хозяйства СССР (Доклад в Деловом клубе 11 декабря 1923 г.)................263 Хозяйственное положение советских республик (Доклад на собрании Бюро ячеек и активных работников Московской организации РКП(б) 29 декабря 1923 г.)...............275 О международном и внутреннем положении СССР (Доклад на Бауманской партконференции 10 мая 1924 г.)..........311 Речь на Московском районном финансовом совещании (2 июня 1924 г.) 322 О промысловой кооперации (Речь на открытии второго собрания уполномоченных Всероссийского союза промысловой кооперации) . . . 326 Итоги XIII съезда ВКП(б) (Доклад на собрании партийного актива Ха- мовнического района в Москве 12 июня 1924 г.)........330 Об экономическом положении СССР и итогах партдискуссии в РКП (б) (Доклад на V конгрессе Коминтерна 27 июня 1924 г.).....343 Письма в деревню....................375 Письмо первое. О недороде . . . ............ 375 Письмо второе. О кооперации..............380 Экономическое положение СССР (Доклад на VI съезде профсоюзов СССР 14 ноября 1924 г.)................385 О кооперации........'..............403 Индустриализация и хлеб (Доклад на собрании актива Ленинградской парторганизации 30 ноября 1928 г.).............418 На подъеме (Доклад на второй сессии ЦИК СССР)........453 Я ограничусь в дальнейших сообщениях уже самыми ми данными о положении и организации нашей фабпи Т" зодской промышленности. В настоящее время фабричНоЧН°' цские организации распадаются на два типа: по всей Pop33 даны губернские советы народного хозяйства, в болып°ИИ зе уездов также имеются местные советы народного хо^' за или соответствующие отделы губернских. Организац^ здных советов народного хозяйства происходит таким обо м, что президиум их конструируется совместно с губернским зетом профсоюзов. Кандидаты обычно намечаются на пле ме советов народного хозяйства, в котором большинство пя^ чих и профессиональных организаций. Другой тип — централизованная промышленность —тре-dI, с формальной стороны они организуются точно так же к и СНХ,— по соглашению с соответствующими профсоюзами.' его трестов, подобных объединениям Гомзы, химической омышленности, гвоздильно-проволочной или медной промыш-нности, имеется 53. Членов коллегии в них 232. Из них ра-чих 83 человека, т. е. 36%, инженеров — 79, т. е. 34%, про-тариев-конторщиков или служащих прилавка — 50 чел., т. е. %. По объему коллегии имеется: 1) заведующий—1, чле-в от 2 до 3; таких коллегий 18; 2) от 1 до 5 членов —22; от 5 до 7 — 7; 4) свыше 7 членов — 3 коллегии. Партийный став: коммунистов 115 (больше 50%), других партий 12 %) и беспартийных около 40%. Состав местного совнархоза ачительно выгоднее. Там гораздо больше представителей ра-чих и крестьян. Главнейшей из отраслей хозяйства нашей промышленности перь является топливное дело. Последний год в области топ-воснабжения был невероятно тяжелый. Мы должны были постановить не только большую часть фабрик и заводов, но екращено было отопление значительного количества домов даже части лазаретов. С получением вновь доступа в Донец-:й бассейн была возможность получить уголь и нефть. Потре ¦ сть, вычисленная на 1920 г., для удовлетворения наиболе обходимых нужд республики в переводе на дрова выра*^' ся в 14,5 млн. куб. саж. дров. Заготовка дров 1920 г. пРеВ ла заготовку 1919 г. в 2 раза. Было заготовлено мень млрд. куб. саж. дров. Теперь мы заготовили около с! м Р ^ них не все вывезено к рекам и железным дорогам.„Ч^кйм юизводится постройка очень многих подъездных путей. !HHblX разом, предполагается осуществить вывоз заготовЛцерба >ов. Все топливо полностью может быть свезено без У ^ [я республики. Мы получим в этом году 7 млн. куо- этИ юв, около 180 млн. пуд. нефти и ПО млн. пуд. торфа- в ^ |фры мы сможем реализовать теми средствами и теми Р ми, которые находятся в нашем распоряжении. о разрешений топливного кризиса на сезон будущего В°пРт1Яется исключительно вопросом умелости, дисциплины, г°да жки рабочих и советских органов республики. Добыча, вЫ^ пениям, полученным мною сегодня, угля в Донецком бас-п0„СВ стала значительно расти. Она повысилась и в Челябин-се"Не'оайоне. Начался рост и в Подмосковном районе. По дан-ском р ина получается утешительная, мы сможем избежать НЬ"л'ивного кризиса на протяжении предстоящего года. По-Т°П ка ДР0В п0 всем железным дорогам говорит о том, что в то ГГ^мя как в декабре исполнялось только 79 % того, что должны были погрузить железные дороги, в марте они погрузили Вопрос об использовании нефти будет разрешен в зависимости от организации транспорта, ибо в //****************************************************************************************** //****************************************************************************************** Грозном и отчасти в Майкопском районе имеется значительный запас жидкого топлива, //****************************************************************************************** //****************************************************************************************** который может быть использован только в том случае, если железные дороги справятся с его перевозкой. Причем на нефтяных промыслах, в значительной их части, добыча нефти приостановлена из-за того, что нефть некуда сливать. В общем, улучшение дела железнодорожного транспорта поведет к тему, что богатейшие ресурсы нефтяных районов полностью могут быть использованы для топливоснабжения. Я повторяю, положение с топливом было катастрофическим, нам пришлось приостановить почти все заводы металлургической промышленности в центре. В настоящее время мы только подходим к тому, чтобы начать подъем этой отрасли почти замершей промышленности. До настоящего времени в районе Донецкого бассейна не работает ни один завод, ни одна Домна, несмотря на то, что там же вырабатывается до 20 млн. ПУД- угля в месяц. Если таково положение в области металлургии в Донецком районе, то тем более тяжело оно у нас в России. Металлургия переживает фазу первоначального накопления. т а стРемится сосредоточить хотя бы небольшое количество rjeifHBHbIX РесУРсов, чтобы начать развертывать свою работу. сПе СПектива металлоснабжения значительно хуже, чем пер-Ма тива топливоснабжения. Потребность в металле (мини-ство Н В ^^ г' исчислена в 65 млн. пуд. Все же производило ' Которого при благоприятных условиях мы сможем Мы Н1?Ь' Даст циФрУ> в несколько раз меньшую. Таким образом, дод D В коем случае не можем уничтожить металлический го-Hofi p спУ^лики. Советская Россия была ограничена Централь-^е и пССИей' следовательно, потребность ее была меньше; все тельно ^И ^чете этого обстоятельства мы дали металла значи-т°чно Меньше> чем в текущем году. Кризис путей сообщения гИи. Д/ь.К Же сказывается с невероятной болью и на металлур-не можем подвезти запас металлов с Урала, с Донец- Цена: 500руб. |
||||