Основы филосовских знаний-В.Г.Афанасьев Москва 1984 стр.311 | ||||
К ЧИТАТЕЛЮ В этой книге в общедоступной форме излагаются основы марксистских философских знаний. Она написана для читателя, впервые приступающего к изучению марксистско-ленинской философии. Что же дает изучение философии марксизма? Марксистская философия1 представляет собой стройную систему взглядов на окружающий человека мир, на законы его развития, на пути его познания. А потому, изучив философию, мы получим связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в мире и способен ли он познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как ее лучше устроить и т. д. Какое же практическое значение имеют эти общие вопросы, какую пользу они приносят человеку в его непосредственной жизни, труде? Практическое значение марксистской философии огромно. Являясь составной частью марксизма-ленинизма, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, показывая необходимость и неизбежность социалистической революции, победы социализма и коммунизма, она оказывает неоценимую помощь трудящимся в их борьбе за лучшее будущее человечества. Веками люди мечтали о коммунизме — новом обществе, в котором навсегда будет покончено с эксплуатацией и всякого рода гнетом, в котором трудящийся человек в полной мере будет пользоваться творением своих рук и разума и подлинное равенство, изобилие и счастье станут достоянием каждого члена великого содружества людей труда. Долгий и трудный путь титанической борьбы,' славных побед и временных поражений прошло человечество, прежде чем коммунизм из мечты стал непосредственной перспективой исторического развития, величайшей силой современности. Для советского народа коммунистическое общество—это недалекое будущее; его сози- дание составляет практическую задачу, которую уже сегодня решает дружная семья народов СССР. Борьба за победу коммунизма предполагает не только создание материально-технической базы и формирование коммунистических общественных отношений» но и всестороннее и гармоническое развитие личности. А для этого члену общества недостаточно знать только свою производственную специальность. Важно овладеть всей суммой человеческих знаний, а главное — научиться применять эти знания на практике. Чтобы в поведении каждого человека, его труде и жизни коммунистические идеи органически сочетались с коммунистическими делами, необходимо овладеть научным мировоззрением. Формирование у всех тружеников советского общества научного мировоззрения на основе марксизма-ленинизма как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов приобретает в современных условиях первостепенное значение. Человек коммунистического общества—это человек глубоких идейных убеждений, высоких моральных принципов, обширных знаний, это человек, который не мыслит своей жизни без труда на благо общества. Философия марксизма и является одним из важных средств воспитания в советских людях этих высоких качеств. Органически связанная с жизнью, вобравшая в себя духовный и практический опыт многих поколений, марксистская философия учит советских людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них высокую идейность, преданность народу и партии, непримиримость к социальному злу и несправедливости. Философия марксизма помогает строителям коммунизма глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом, убеждает в правоте революционного дела, в необходимости победы социализма и коммунизма во всем , мире. Она вооружает на борьбу с реакционной идеологией ; империализма, пережитками старого, способствует выяв- ! лению и преодолению трудностей, мешающих успешному ' строительству коммунизма, учит жить и работать по- ] коммунистически. \ Марксистская философия воспитывает в человеке ши- ; рокий, правильный взгляд на мир, умение видеть большое \ даже в самом малом. Она развивает мышление, делает его ! более гибким, проницательным, враждебным застою и | рутине. А ведь хорошо известно, сколь необходим в век | небывалого технического и научного прогресса, покорения | атома, в век электричества, автоматов и освоения космоса 1 острый, изобретательный ум! | Философия марксизма прививает человеку драгоценное "1 чувство нового. Новое рождается в нашей жизни везде —-на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, школах и учреждениях. Вот почему и рабочий, и колхозник, и интеллигент должны обладать этим чувством, видеть новое, уметь бороться за него, добиваться его победы. Особенно большое значение чувство нового имеет в условиях строительства коммунизма, когда развертывает-. ся могучая творческая инициатива и самодеятельность народных масс, когда великие задачи созидания нового общества требуют исключительно гибких и эффективных форм руководства экономической, политической и идеологической жизнью Советского государства. Пронизанное духом новаторства, творчества, коммунистическое строительство несовместимо с малейшими проявлениями косности и рутины, благодушия и зазнайства. Оно требует полета мысли, неустанного поиска нового, постоянной инициативы и организованности, дисциплины и ответственности. Ученому марксистская философия указывает правильный путь в его научных изысканиях. Писателю и художнику дает верный ориентир в их творческой работе, помогает глубоко и ярко отразить в художественных образах величие нашей жизни, подвиги советского народа, народов других стран в строительстве нового общества. Знание марксистской философии необходимо нашей советской молодежи, оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями — качества, без которых создать коммунистическое будущее невозможно. Одним словом, кто борется за социальное и национальное освобождение, кто строит коммунизм и будет жить при коммунизме, кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть непобедимым учением марксизма-ленинизма, его боевой и жизнеутверждающей философией. СОДЕРЖАНИЕ К читателю .......................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ Глава I Философия как наука ................................................................. 6 ', 1. Основной вопрос философии. Противоположность материализма и идеализма................................................... — 2. Понятие о методе. Диалектика и метафизика.................. 9 3. Предмет марксистской философии ................................ 12 4. Теоретическое оружие пролетариата.............................. 15 Глава II Возникновение и развитие философии марксизма........................... 17 у 1. Условия и предпосылки возникновения марксистской философии.................................................................. — 2. В чем существо революции, произведенной марксизмом в философии ...................................................•............... 21 3. Творческий характер марксистско-ленинской философии............................................................................. 24 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава III Материя и формы ее существования............................................. 28 v 1. Что такое материя........................................................ — 2. Движение — форма существования материи .................... 36 3. Пррстранство и время................................................... 41 Глава IV Материя и сознание.................................................................... 46 1. Сознание — свойство высокоорганизованной материи ...... —; / 2. Сознание — продукт развития материи. Происхождение и развитие сознания........................................................ 51 Глава V Марксистская диалектика как учение о развитии и всеобщей связи.................................................................................... — 59 1. Диалектика — учение о развитии.................................... — 2. Диалектика — учение о всеобщей связи .......................... 62 3. Значение марксистской диалектики................................ 66 Глава VI Основные законы материалистической диалектики......................... 68 Закон единства и борьбы противоположностей................ -— 1. Единство и борьба противоположностей......................... — 2. Многообразие противоречий.......................................... 72 3, Противоречия социалистического общества и пути их преодоления ................................................................ 79 "Закон перехода количественных изменений в качественные................................................................................ 82 1. Понятие о качестве и количестве................................... 83 2. Переход количественных изменений в качественные — закон развития............................................................. 84 3. Многообразие форм перехода от старого качества к новому ........................................................................ 89 4. О характере качественных изменений при переходе от социализма к коммунизму............................................. 91 Закон отрицания отрицания ............................................ 94 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ............ — 2. Прогрессивный характер развития................................. 96 3. Действие закона отрицания отрицания в условиях социализма......................................................................... 100 Глава VII Категории материалистической диалектики................................... 104 1. Происхождение и общие особенности категорий диалектики ............................................................................ 105 2. Единичное и общее....................................................... 107 3. Содержание и форма.................................................... 110 4. Сущность и явление ..................................................... 114 5. Причина и следствие .................................................... 118 6. Необходимость и случайность ....................................... 122 7. Возможность и действительность.................................. 126 8. Система и ее компоненты, структура и функция ............... 130 Глава VIII Теория познания диалектического материализма............................ 136 1. Что такое познание ...................................................... — 2. Практика — исходный пункт и основа процесса познания ............................................................................. 138 3. От живого созерцания к абстрактному мышлению .......... 140 4. Марксистское учение об истине..................................... 148 5. Практика — критерий истины ........................................ 353 6. Приемы и способы научного познания ........................... 155 ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава IX Что изучает исторический материализм ......................................... 164 1. Возникновение исторического материализма— революционный переворот во взглядах на общество........ — 2. Предмет исторического материализма............................ 167 3. Историческая необходимость и свобода человека............ 169 4. Антинаучный характер современной буржуазной социологии ......................................................................... 171 Глава X Общественно-экономическая формация......................................... 176 1. Естественные условия жизни общества.......................... — 2. Способ производства — главная, определяющая сила об-щественного^ШЗВИШЯ ..7.:...:-.......-.-.-:.;;..;-.7^.r.:.:r..-.-:*vr-~~«^..... 180 3. "Экономический базис и надстройка общества и их взаимодействие................................................................. 185 .''И V 4. Общественно-экономическая формация как сложный социальный организм....................................................... 189 5. История общества как история развития и закономерной смены общественно-экономтеских-формадий—;...::..;;..:: 193 6. Коммунистическая" обшественн6:эк6номическая форма---------- ция ............................................................................. 200 Глава XI Народные массы—решающая сила общественного развития. Общество и личность ......................................................................... 208 1. Народ — подлинный творец исторического процесса, решающая сила общественного развития........................... — 2. Общество и личность.................................................... 213 3. О роли личности в истории............................................ 217 Глава XII Классы и классовая борьба ......................................................... 221 1. Сущность и происхождение классов............................... — 2. Классовая борьба — источник развития классово антагонистических обществ.................................................... 222 3. Классовая борьба в капиталистическом обществе ........... 225 4. Классы и классовая борьба в переходный период от капитализма к социализму ............................................ 234 х 5. Классовая структура социалистического общества.......... 237 6. Пути преодоления классовых различий .......................... 239 Глава XIII Исторические формы общности людей .......................................... 243 у 1. Род,ТШм»гяярОДЯ8сть, нация ...................................... — • 2. Нация и национальные отношения в капиталистическом | обществе..................................................................... 245 3. Социализм и нации ....................................................... 250 \ 4. Семья.......................................................................... 254 Глава XIV Государство............................................................................... 258 1. Происхождение и сущность государства ........................ — 2. Государство в эксплуататорском обществе..................... 260 3. Диктатура пролетариата................................................ 265 4. Государство в социалистическом обществе..................... 273 5. Об отмирании государства ............................................ 280 Глава XV Социальная революция............................................................... 282 \/ 1. Социальная революция — закон развития классово антагонистического общества.............................................. — 2. Социалистическая революция........................................ 285 3. Торжество ленинской теории социалистической революции в современную эпоху.............................................. 289 Глава XVI Общественное сознание и его роль в развитии общества.................. J03 1. Общественное сознание — отражение общественного бытия.............................................................................. \ 1 2. Индивидуальное и общественное сознание. Общественная \ /"' " псШйлотяя и идеология................................................ 307 _3. Марксистско-ленинская идеология................................. 311 Глава XVII Формы вещественного сознания. Наука......................................... 316 1. Политические и правовые идеи...................................... __ 2. Мораль.................................................................." ' 321 1 3. Религия....................................................................... з28 4. Искусство ............................................................. 332 5. Наука.............................................................'.'...'.'.'.'".'.'.'.' 337 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 346 Цена: 150руб. |
||||