Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Основы филосовских знаний-В.Г.Афанасьев Москва 1984 стр.311
К ЧИТАТЕЛЮ
В этой книге в общедоступной форме излагаются основы марксистских философских знаний. Она написана для читателя, впервые приступающего к изучению марксистско-ленинской философии.
Что же дает изучение философии марксизма?
Марксистская философия1 представляет собой стройную систему взглядов на окружающий человека мир, на законы его развития, на пути его познания. А потому, изучив философию, мы получим связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в мире и способен ли он познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как ее лучше устроить и т. д.
Какое же практическое значение имеют эти общие вопросы, какую пользу они приносят человеку в его непосредственной жизни, труде?
Практическое значение марксистской философии огромно. Являясь составной частью марксизма-ленинизма, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, показывая необходимость и неизбежность социалистической революции, победы социализма и коммунизма, она оказывает неоценимую помощь трудящимся в их борьбе за лучшее будущее человечества.
Веками люди мечтали о коммунизме — новом обществе, в котором навсегда будет покончено с эксплуатацией и всякого рода гнетом, в котором трудящийся человек в полной мере будет пользоваться творением своих рук и разума и подлинное равенство, изобилие и счастье станут достоянием каждого члена великого содружества людей труда. Долгий и трудный путь титанической борьбы,' славных побед и временных поражений прошло человечество, прежде чем коммунизм из мечты стал непосредственной перспективой исторического развития, величайшей силой современности. Для советского народа коммунистическое общество—это недалекое будущее; его сози-
дание составляет практическую задачу, которую уже сегодня решает дружная семья народов СССР.
Борьба за победу коммунизма предполагает не только создание материально-технической базы и формирование коммунистических общественных отношений» но и всестороннее и гармоническое развитие личности. А для этого члену общества недостаточно знать только свою производственную специальность. Важно овладеть всей суммой человеческих знаний, а главное — научиться применять эти знания на практике. Чтобы в поведении каждого человека, его труде и жизни коммунистические идеи органически сочетались с коммунистическими делами, необходимо овладеть научным мировоззрением. Формирование у всех тружеников советского общества научного мировоззрения на основе марксизма-ленинизма как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов приобретает в современных условиях первостепенное значение.
Человек коммунистического общества—это человек глубоких идейных убеждений, высоких моральных принципов, обширных знаний, это человек, который не мыслит своей жизни без труда на благо общества. Философия марксизма и является одним из важных средств воспитания в советских людях этих высоких качеств. Органически связанная с жизнью, вобравшая в себя духовный и практический опыт многих поколений, марксистская философия учит советских людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них высокую идейность, преданность народу и партии, непримиримость к социальному злу и несправедливости.
Философия марксизма помогает строителям коммунизма глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом, убеждает в правоте революционного дела, в
необходимости победы социализма и коммунизма во всем ,
мире. Она вооружает на борьбу с реакционной идеологией ;
империализма, пережитками старого, способствует выяв- !
лению и преодолению трудностей, мешающих успешному '
строительству коммунизма, учит жить и работать по- ]
коммунистически. \
Марксистская философия воспитывает в человеке ши- ;
рокий, правильный взгляд на мир, умение видеть большое \
даже в самом малом. Она развивает мышление, делает его !
более гибким, проницательным, враждебным застою и |
рутине. А ведь хорошо известно, сколь необходим в век |
небывалого технического и научного прогресса, покорения |
атома, в век электричества, автоматов и освоения космоса 1
острый, изобретательный ум! |
Философия марксизма прививает человеку драгоценное "1
чувство нового. Новое рождается в нашей жизни везде —-на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, школах и учреждениях. Вот почему и рабочий, и колхозник, и интеллигент должны обладать этим чувством, видеть новое, уметь бороться за него, добиваться его победы.
Особенно большое значение чувство нового имеет в условиях строительства коммунизма, когда развертывает-. ся могучая творческая инициатива и самодеятельность народных масс, когда великие задачи созидания нового общества требуют исключительно гибких и эффективных форм руководства экономической, политической и идеологической жизнью Советского государства. Пронизанное духом новаторства, творчества, коммунистическое строительство несовместимо с малейшими проявлениями косности и рутины, благодушия и зазнайства. Оно требует полета мысли, неустанного поиска нового, постоянной инициативы и организованности, дисциплины и ответственности.
Ученому марксистская философия указывает правильный путь в его научных изысканиях. Писателю и художнику дает верный ориентир в их творческой работе, помогает глубоко и ярко отразить в художественных образах величие нашей жизни, подвиги советского народа, народов других стран в строительстве нового общества.
Знание марксистской философии необходимо нашей советской молодежи, оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями — качества, без которых создать коммунистическое будущее невозможно.
Одним словом, кто борется за социальное и национальное освобождение, кто строит коммунизм и будет жить при коммунизме, кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть непобедимым учением марксизма-ленинизма, его боевой и жизнеутверждающей философией.
СОДЕРЖАНИЕ
К читателю .......................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Философия как наука ................................................................. 6
', 1. Основной вопрос философии. Противоположность материализма и идеализма................................................... —
2. Понятие о методе. Диалектика и метафизика.................. 9
3. Предмет марксистской философии ................................ 12
4. Теоретическое оружие пролетариата.............................. 15
Глава II
Возникновение и развитие философии марксизма........................... 17
у 1. Условия и предпосылки возникновения марксистской
философии.................................................................. —
2. В чем существо революции, произведенной марксизмом в философии ...................................................•............... 21
3. Творческий характер марксистско-ленинской философии............................................................................. 24
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Глава III
Материя и формы ее существования............................................. 28
v 1. Что такое материя........................................................ —
2. Движение — форма существования материи .................... 36
3. Пррстранство и время................................................... 41
Глава IV
Материя и сознание.................................................................... 46
1. Сознание — свойство высокоорганизованной материи ...... —;
/ 2. Сознание — продукт развития материи. Происхождение и
развитие сознания........................................................ 51
Глава V
Марксистская диалектика как учение о развитии и всеобщей
связи.................................................................................... — 59
1. Диалектика — учение о развитии.................................... —
2. Диалектика — учение о всеобщей связи .......................... 62
3. Значение марксистской диалектики................................ 66
Глава VI
Основные законы материалистической диалектики......................... 68
Закон единства и борьбы противоположностей................ -—
1. Единство и борьба противоположностей......................... —
2. Многообразие противоречий.......................................... 72
3, Противоречия социалистического общества и пути их преодоления ................................................................ 79
"Закон перехода количественных изменений в качественные................................................................................ 82
1. Понятие о качестве и количестве................................... 83
2. Переход количественных изменений в качественные — закон развития............................................................. 84
3. Многообразие форм перехода от старого качества к новому ........................................................................ 89
4. О характере качественных изменений при переходе от социализма к коммунизму............................................. 91
Закон отрицания отрицания ............................................ 94
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ............ —
2. Прогрессивный характер развития................................. 96
3. Действие закона отрицания отрицания в условиях социализма......................................................................... 100
Глава VII
Категории материалистической диалектики................................... 104
1. Происхождение и общие особенности категорий диалектики ............................................................................ 105
2. Единичное и общее....................................................... 107
3. Содержание и форма.................................................... 110
4. Сущность и явление ..................................................... 114
5. Причина и следствие .................................................... 118
6. Необходимость и случайность ....................................... 122
7. Возможность и действительность.................................. 126
8. Система и ее компоненты, структура и функция ............... 130
Глава VIII
Теория познания диалектического материализма............................ 136
1. Что такое познание ...................................................... —
2. Практика — исходный пункт и основа процесса познания ............................................................................. 138
3. От живого созерцания к абстрактному мышлению .......... 140
4. Марксистское учение об истине..................................... 148
5. Практика — критерий истины ........................................ 353
6. Приемы и способы научного познания ........................... 155
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Глава IX
Что изучает исторический материализм ......................................... 164
1. Возникновение исторического материализма— революционный переворот во взглядах на общество........ —
2. Предмет исторического материализма............................ 167
3. Историческая необходимость и свобода человека............ 169
4. Антинаучный характер современной буржуазной социологии ......................................................................... 171
Глава X
Общественно-экономическая формация......................................... 176
1. Естественные условия жизни общества.......................... —
2. Способ производства — главная, определяющая сила об-щественного^ШЗВИШЯ ..7.:...:-.......-.-.-:.;;..;-.7^.r.:.:r..-.-:*vr-~~«^..... 180
3. "Экономический базис и надстройка общества и их взаимодействие................................................................. 185
.''И
V 4. Общественно-экономическая формация как сложный социальный организм....................................................... 189
5. История общества как история развития и закономерной смены общественно-экономтеских-формадий—;...::..;;..:: 193
6. Коммунистическая" обшественн6:эк6номическая форма----------
ция ............................................................................. 200
Глава XI
Народные массы—решающая сила общественного развития. Общество и личность ......................................................................... 208
1. Народ — подлинный творец исторического процесса, решающая сила общественного развития........................... —
2. Общество и личность.................................................... 213
3. О роли личности в истории............................................ 217
Глава XII
Классы и классовая борьба ......................................................... 221
1. Сущность и происхождение классов............................... —
2. Классовая борьба — источник развития классово антагонистических обществ.................................................... 222
3. Классовая борьба в капиталистическом обществе ........... 225
4. Классы и классовая борьба в переходный период от капитализма к социализму ............................................ 234
х 5. Классовая структура социалистического общества.......... 237
6. Пути преодоления классовых различий .......................... 239
Глава XIII
Исторические формы общности людей .......................................... 243
у 1. Род,ТШм»гяярОДЯ8сть, нация ...................................... —
• 2. Нация и национальные отношения в капиталистическом
| обществе..................................................................... 245
3. Социализм и нации ....................................................... 250
\ 4. Семья.......................................................................... 254
Глава XIV
Государство............................................................................... 258
1. Происхождение и сущность государства ........................ —
2. Государство в эксплуататорском обществе..................... 260
3. Диктатура пролетариата................................................ 265
4. Государство в социалистическом обществе..................... 273
5. Об отмирании государства ............................................ 280
Глава XV
Социальная революция............................................................... 282
\/ 1. Социальная революция — закон развития классово антагонистического общества.............................................. —
2. Социалистическая революция........................................ 285
3. Торжество ленинской теории социалистической революции в современную эпоху.............................................. 289
Глава XVI
Общественное сознание и его роль в развитии общества.................. J03
1. Общественное сознание — отражение общественного бытия..............................................................................
\ 1 2. Индивидуальное и общественное сознание. Общественная
\ /"' " псШйлотяя и идеология................................................ 307
_3. Марксистско-ленинская идеология................................. 311
Глава XVII
Формы вещественного сознания. Наука......................................... 316
1. Политические и правовые идеи...................................... __
2. Мораль.................................................................." ' 321
1 3. Религия....................................................................... з28
4. Искусство ............................................................. 332
5. Наука.............................................................'.'...'.'.'.'".'.'.'.' 337
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 346

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz