Ярошевский М. Г. '7 Психология в XX столетии. Теоретич. проблемы развития психологич. науки. М., Политиздат, 1971. 368 с. Психология занимает ныне одно из ведущих мест среди наук, изучающих человека. Расширяются ее связи с практикой, возрастает мировоззренческое значение. Познакомить читателя с современным состоянием психологии, рассказать о важнейших теоретических проблемах, тенденциях ее развития — такова задача этой книги. Книга содержит критический анализ основных направлений, школ зарубежной психологии: бихевиоризма, гештальтпзма, фрейдизма и др. Показывая роль марксистской философии в прогрессе психологической мысли, в обогащении научных представлений о сознании и деятельности человека, доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский характеризует особенности развития психологии в период современной научно-технической революции, ее вклад в изучение психических процессов и путей управления ими. | ||||
ВВЕДЕНИЕ В кругу наук, от которых зависит изменение облика современного мира, позиция психологии становится все более прочной и ответственной. Вооруженная экспериментальными, клиническими и математическими методами, психология выступает непременной участницей решения великого множества человеческих проблем. Поле разработки и применения психологических знаний необозримо. Современный психолог работает в клинике и па производстве, в школе и на космодроме, в военной лаборатории и органах управления. В нем нуждаются всюду, где речь идет о научной организации человеческой деятельности, об эс^фективном использовании интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности. Научно-техническая революция придала психологическому 'исследованию особое значение. Напомним, что в середине прошлого столетия, когда под психологией понималось учение об особой бестелесной сущности — душе, ее свойствах и явлениях, Маркс выдвинул принципиально новый взгляд на сознание, его детерминацию и природу. «...История промышленности,— писал он,— и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией...-» ' Поэтому «такая психология, для которой эта книга... закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» 2. ОГЛАВЛЕНИЕ % Введение 3 Глава 1. Как была открыта психическая реальность 20 Глава 2. Психология становится самостоятельной наукой 55 Глава 3. Биологическая модель поведения и функциональная психология 66 Глава 4. Ленинский анализ кризиса в естествознании и его значение для развития психологии 77 Глава 5. О двух главных направлениях исследований, сомкнувших психологию с практикой 111 Глава 6. Бихевиоризм и категория действия 137 Глава 7. Гештальтпсихология и категория образа 170 Глава 8. Фрейдизм и категория мотивации. Психоаналитическое движение 182 Глава 9. «Теория поля» (Левин п его школа) 216 Глава 10. Учение о стадиальном развитии • интеллекта (Пиаже и женевская школа) 233 Глава 11. Марксизм и развитие психологической мысли 247 Глава 12. Психология в период научно-технической революции 298 Цена: 150руб. |
||||