На обор. тит. л. авт.: Богданова Д. Я-, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Радченко Л. Н., Смирнов Б. Н. Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для студентов институтов физической культуры, а также факультетов физвоспитания. Одновременно оно может быть использовано преподавателями как методическое пособие. В пособии представлен материал по общей психологии и психологии спорта в шести разделах: «Общие вопросы психологии». «Психические процессы», «Свойства личности», «Психологические основы обучения и воспитания в спорте», «Предсорев-новательные психические состояния», «Психологическая практика». Каждый раздел должен способствовать освоению студентами простых методов психологического исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также использованию знаний психологии для решения вопросов методики обучения и воспитания спортсменов в процессе тренировки. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ В "системе наук, относящихся к области человекознания, психология занимает одно из ведущих мест. Как было подчеркнуто в решениях XXV съезда КПСС, одной из генеральных задач коммунистического строительства является формирование нового человека с гармоническим развитием физических и духовных сил. К решению этой задачи призваны все, кто так или иначе связан с идейно направленным влиянием на человека, и прежде всего педагоги всех профилей и всех специальностей. Однако «обучать и воспитывать молодежь, — как писал К- Мазуров, — может только тот, кто сам обладает широким кругозором, в совершенстве владеет марксистско-ленинской методологией, хорошо знает современное состояние науки, которую преподает, и смежных с нею дисциплин, глубоко разбирается в вопросах педагогики и психологии (разрядка моя. — А. П.), постоянно стремится пополнять свои знания, оттачивать свое профессиональное мастерство» *. В связи с этим психологическая образованность учителей физической культуры, преподавателей физического воспитания, тренеров по видам спорта, которых готовят институты физической культуры и факультеты физического воспитания, приобретает все большее значение. Им доверено решение задач всестороннего коммунистического воспитания широких масс трудящихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Перед ними поставлены и специальные задачи, связанные с обнаружением спортивных талантов, подготовкой спортсменов экстракласса. Естественно, это требует обширных, глубоких и разносторонних знаний о человеке, его психологии, умения связывать их с решениями практических задач физической культуры и спорта. Руководство к практическим занятиям по психологии для студентов институтов физической культуры как раз и должно всемерно содействовать усвоению и использованию знаний психологии в указанном плане. Руководство написано коллективом преподавателей кафедры психологии Государственного ордена Ленина и ордена Красного Знамени института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта на основе многолетнего опыта работы со студентами. «Введение» и темы 3, 5, 10, 13, 14, 15, 17, 28 разработаны Д. Я. Богдановой; тема 2 — Д. Я. Богдановой и Ю. Я. Киселевым; темы 23, 24, 27 — Ю. Я. Киселевым; тема 19 — Ю. Я. Киселевым и Б. Н. Смирновым; темы 4, 11, 12, 16, 20, 21—Б. Н. Смирновым; темы 1, 7, 26 —Л. Н. Радченко; .темы 6, 8, 9, 18, 22, 25 — Г. Д. Горбуновым. В настоящее, второе, издание «Руководства» внесен ряд дополнений. Введены новые темы: «Самосознание личности». «Психология межличностных отношений», «Мышление», «Чувства», «Психологическая характеристика личности», «Влияние физических нагрузок на психические процессы», «Аутогенная тренировка», «Методические указания к проведению психологической практики в школе». Ряд других тем в большей или меньшей мере переработаны и дополнены. Это темы 1, 7, 12, 13, 14, 18, 23, 24. Введение новых тем и переработка некоторых старых продиктованы современным этапом развития психологической науки, в которой центральное положение занимает проблема психологии личности и деятельности. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ....................... 3 Введение......................... 4 Общая психология Раздел I. Общие вопросы психологии............. 9 Тема 1. Законы высшей нервной деятельности ......... — Тема 2. Самосознание личности.............. 11 Тема 3. Психология межличностных отношений........ 20 Раздел II. Психические процессы.............. 25 Тема 4. Чувствительность и пороги ощущений......... — Тема 5. Рациональные приемы заучивания.......... 32 Тема 6. Индивидуальные особенности 'памяти......... 38 Тема 7. Свойства внимания................ 46 Тема 8. Мыслительные операции.............. 51 Тема 9. Индивидуальные особенности решения задач...... 53 Тема 10. Чувства .................... 55 Тема 11. Психологический анализ сложного волевого действия ... 62 Раздел III. Свойства личности............... 68 t Тема 12. Некоторые методы изучения темперамента....... — Тема 13. Анализ черт характера.............. 77 Тема 14. Психологический анализ проявления способностей и задатков ...................... 85 Тема 15. Психологическая характеристика личности (итоговое занятие курса общей психологии)............. 91 Психология спорта Раздел I. Психологические основы обучения и воспитания в спорте 95 Тема 16. Осознавание движений в заученных действиях (навыках) — Тема 17. Повышение отчетливости мышечно-двигательных ощущений 96 Тема 18. Тренирующее действие представления движений (идеомотор- ная тренировка)................. 99 Тема 19. Условия, способствующие проявлению волевого усилия . . 103 Тема 20. Психологический анализ развития волевых качеств .... 107 Тема 21. Самовоспитание воли спортсмена........... 113 Тема 22. Влияние физических нагрузок на психические процессы . . 116 Раздел II. Предсоревновательные психические состояния..... 119 Тема 23, Самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний Тема 24. Определение эмоционального состояния по его внешним проявлениям .................... 123 Тема 25. Саморегуляция неблагоприятных предстартовых состояний 132 Тема 26 Аутогенная тренировка.............. 136 Тема 27. Методы исследования предсоревновательных психических состояний у спортсменов .............. 139 Психологическая практика Тема 28. Некоторые методы психологического исследования и задания для студентов, проходящих педагогическую практику в школе 144 Рекомендуемая литература.................. 155 Цена: 100руб. |
||||