социально-психологические проблемы науки-сборник Москва 1973 стр250 Сборник посвящен анализу взаимосвязи социально-психологических, личностных и предметно-логических факторов деятельности ученых в области естественных наук. . Рассматриваются вопросы об особенностях научного общения, о различных формах организации исследовательских коллективов, о стиле научного руководства, о соотношении внутренней и внешней мотивации. В научно-организационной работе по подготовке сборника участвовали В. Б. Гасилов и С. Д. Хайтун. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Сложные процессы развития современного знания, новые типы организационных связей, изменение соотношений между формальным и неформальным аспектами деятельности ученого повседневно приводят каждого участника научного производства (и особенно тех, на кого падают функции организации исследований и упт равления ими) к необходимости решать задачи соцально-психоло-гического порядка. Для эффективного решения этих задач нужны серьезные науковедческие основания, теоретическая и экспери-; ментальная разработка которых началась в настоящее время в ря-! де исследовательских центров. ~" Продуктивность такой разработки определяется прежде всего методологической ориентацией. Советское науковедение базируется на марксистской методологии, на принципах историзма ц учении об отражательной природе научных понятий, моделей я категорий, на трактовке науки как социально детерминирован-г ной системы, в структурах и содержании которой запечатлены успехи общественно-исторической практики. Соответственно интеллектуальные, мотивационные и иные психологические свойства отдельных ученых и их групп требуют раскрытия их социально-исторических предпосылок. Своеобразие научной деятельности на «микроуровне» не может бать понято вне макросоциальных процессов. «Малая группа» — это неавтономная, замкнутая в себе система, особенности функционирования которой раскрываются исходя из нее самой. Первичный исследовательский коллектив, поведение его членов, их межличностные отношения изначально зависят от социального целого. В условиях социалистического общества науку творят люди с передовым мировоззрением, вдохновленные идеалами служения социальному прогрессу, и естественно., что эти идейные установки воздействуют на позицию ученых в системе не только общественных (в широком смысле слова), но и специально научных отношений. К достижениям советской науки относятся не только ее всемирно известный вклад в разработку ряда фундаментальных проблем, но и опыт подготовки высококвалифицированных кад- ров, организации исследований, создания в передовых научно-исследовательских учреждениях оптимального для творчества психологического климата. XXIV съезд КПСС, углубив и конкретизировав задачи дальнейшего развертывания научных исследований в условиях развитого социалистического общества, подчеркнул, что повышение их эффективности зависит от творческой активности самих научных работников. Это требует разработки теоретических предпосылок организации научного труда. Авторы данного сборника ставили задачей осветить актуальные социально-психологические проблемы научного творчества, опираясь на анализ конкретных форм общения и взаимодействия ученых в одном из центров фундаментальных исследований Академии наук СССР, исследовать на конкретном материале ряд актуальных, практически значимых социально-психологических аспектов наукь (касающихся научных коммуникаций, мотивации и стимуляции творчества, соотношения формальных и неформальных связей, социальной и предметной адаптации научной молодежи, восприятия и оценки научных достижений и др.). В трактовке эмпирического материала авторский коллектив, состоящий в основном из сотрудников сектора проблем научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР, стремился реализовать комплексный подход к изучавшимся феноменам, рассматривая их с точки зрения взаимодействия предметно-логических, социальных и личностно-психологических факторов. Авторский коллектив выражает признательность С. Р. Микулинскому за ценные критические замечания по рукописи. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 5 ВВЕДЕНИЕ 7 ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НАУКИ . . 20 В. В. Максимов Научное общение и информационная служба в современном научном центре......................... 22 В. Б. Гасилов Восприятие и оценка научных достижений........... 59 К. Б. Сёребровская Современный неформальный коллектив в фундаментальных исследованиях ......................... 96 МАЛАЯ ГРУППА В НАУКЕ................. 128 B. Б. Гасилов О способах вхождения начинающих научных сотрудников в исследовательские коллективы................... 129 Б. А. Фролов Мотивация творчества в научном коллективе.......... 135 А. А. Баев Исследовательская группа и ее руководитель.......... 166 ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ...............173 М. Г. Ярошевский Трехаспектность науки и проблемы научной школы ,...... 174 А. Н. Ткаченко О категориальных предпосылках консолидации научной школы ... 185 C. Д. Хайтун О предпосылках возникновения научной школы......... 190 Е. С. Бойко К типологии научных школ................. 202 МЕТОДИКИ.......................210 B. В. Максимов • Анализ системы научных отношений ученых по текстам их публикаций ...........'...............211 I. C. Д. Хайтун Определение степени концентрированности научной тематики . . . 226 С. Д. Хайтун Анализ системы связей между учеными с помощью величины энтропии.......................... 232 А. Г. Энтина Исследование лидерства при выборе общей цели в сопоставлении с уровнем притязаний группы ...............236 I ПРИЛОЖЕНИЕ......................245 Л. В. Цветницкий, Н. Г. Алексеев Материалы к изучению динамики кадров научного центра , . . 245 Цена: 100руб. |
||||