Чуковский К. 4-88 От двух до пяти.— Изд. испр. и доп.— Мы.: Нар. асвета, 1983.— 319 с., 8 л. ил., 1 л. портр. В пер.: 1 р. 50 к. «От двух до пяти» — художественное исследование умственной и психической жизни ребенка, его речевого развития, его влечения к стихосложению. Написанная живо, интересно, книга пользуется популярностью у читателя. | ||||
Последние издания этой книги я посвящал своей единственной правнучке Маше. Но Маша уже давно не единственная. Добрая моя судьба то и дело обогащает меня все новыми и новыми правнуками. Теперь у меня, кроме Маши, есть и Юра, и Боба, и Коля, и Анд-рюша, и Марина, и Митя. Каждому из них и всем вместе я посвящаю эту правдивую книгу, а также их внукам и правнукам, которые будут жить и работать в завтрашнем двадцать первом столетии. ОГЛАВЛЕНИЕ Г Л Л В Л ПЕРВАЯ ДЕТСКИЙ ЯЗЫК 1. Прислушиваюсь............. 4 II. Подражание и творчество.......... 9 III. «Народная этимология»........... 17 IV. Действенность.............. 23 V. Завоевание грамматики .........27 VI. Анализ языкового наследия взрослых.....39 УН. Разоблачение штампов ..........46 VIII. Маскировка неведения...........52 IX. Ложное истолкование слов.........56 X. Детская речь и народ...........65 XI. Воспитание речи........... .71 ГЛАВА ВТОРАЯ НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ I. Поиски закономерностей..........77 II. Полуверие ..............85 III. «Сто тысяч почему»...........89 IV. Дети о рождении.............94 V. Ненависть к печали............107 VI. Дети о смерти..............113 VII. Новая эпоха и дети............120 VIII. Слезы и хитрости.............138 IX. Продолжаю прислушиваться..........143 ГЛАВА Т Р К Т Ь Я БОРЬБА ЗА СКАЗКУ I. Разговор о Мюнхаузене..........152 II. «Акулов не бывает!»........."... 158 III. Пора бы поумнеть!............166 IV. И опять о Мюнхаузене. 1936.........170 V. Обывательские методы критики. 1956......172 VI. «Противоестественно, чтобы...» 1960......179 ЛЕПЫЕ НЕЛЕПИЦЫ I. Письмо ...............183 II. Тимошка на кошке............184 III. Тяготение ребенка к перевертышам......186 IV. Педагогическая ценность перевертышей.....192 V. Предки их врагов и гонителей........206 ГЛАВА ПЯТАЯ КАК ДЕТИ СЛАГАЮТ СТИХИ I. Влечение к рифме......... . . 215 II. Стиховые подхваты............219 III. Па. и ма................226 IV. Первые стихи..............228 V. О стиховом воспитании...........245 VI. Экикики и не экикики...........254 VII. Еще о стиховом воспитании......... 263 VIII. Прежде и теперь.......... . . 266 ГЛАВА ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ I. Учиться у народа — учиться у детей.....273 II. Образность и действенность.........279 III. Музыка ...............280 IV. Рифмы.— Структура стихов....... . 282 V. Отказ от эпитетов.— Ритмика........284 VI. Игровые стихи .............287 VII. Последние заповеди ...........290 Послесловие ................295 ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ СТАРОГО СКАЗОЧНИКА I. Как была написана «Муха-Цокотуха».....297 П. История моего «Айболита».........301 III.....................310 Цена: 100руб. |
||||