Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 169 по спец. «Дефектология»/Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. — М: Просвещение, 1989. — 528 с: ил. ISBN 5-09-000754-3 В пособии рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии, различные формы нарушений речи, краткая история логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Книга построена с учетом традиционного подхода к патологии речи. В ней излагаются достижения советской и зарубежной теории и практики логопедии. В приложении приводится терминологический словарь. Пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических институтов, его могут использовать и логопеды-практики. | ||||
ОТ РЕДАКТОРА Настоящее учебное пособие по логопедии предназначается для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Издание данного пособия направлено на повышение качества подготовки педагогических кадров, совершенствование педагогической, а также логопедической работы с детьми. Основное направление настоящего учебного пособия — педагогическое. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой организованный и целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Материал учебного пособия дается в соответствии с программой и учебным планом для отделений логопедии дефектологических факультетов. Готовя настоящее учебное пособие, авторы помнили о том, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных с логопедией дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицинских дисциплин. В самом учебном пособии использованы и объединены достижения целого ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от изиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики, вторский коллектив стремился к тому, чтобы преобладающим при оценке дефектов речи и их преодолении был психолингвистический подход, опирающийся на знания студентов, полученные в курсе психологии речи. Все это в целом обеспечивает комплексный подход к изучению и устранению особенно сложных и системных нарушений речи. Учебное пособие состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе пособия рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих разделах излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, а также вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце пособия дан терминологический словарь. В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления, предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В пособии даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом. Содержание учебного пособия, его структура, вычленение актуальных проблем, контрольные вопросы и задания, литература к каждой главе предусматривают создание максимальных возможностей для активизации самостоятельной и исследовательской работы студентов по логопедии. При подготовке учебного пособия учитывался традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками советской логопедии и представленный в имеющихся учебниках и учебных пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития советской и зарубежной теории и практики логопедии. Основное внимание в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школьной реформе уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается основная направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния н» формирование личности ребенка. В связи с этим только в отдельных разделах учебного пособия рассматриваются вопросы коррекции нарушений речи у взрослых. Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом авторов, в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических факультетов МГПИ им. В. И. Ленина, ЛГПИ им. А. И. Герцена, МГЗПИ, НИИ дефектологии АПН СССР и НИИ неврологии АМН СССР. Авторами глав являются: глава 1 — Л. С. Волкова, Р. И. Лалае-ва, Е. М. Мастюкова; главы 2,'3, 8, 18 — Е. М. Мастюкова; главы 4, 6 — Б. М. Гриншпун, глава 5 — Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева; глава 7 — Г. В. Чиркина; глава 9 — Е. В. Лаврова; главы 10, 11 — Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов; глава 12 — Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская; глава 13 — М. К. Бурлакова; главы 14, 17 — Р. И. Лалаева; глава 15 — Л. Г. Парамонова; глава 16 — Л. С. Волкова; главы 19, 20, 21, 22 — Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; глава 23 — Л. И. Белякова. Авторский коллектив выражает искреннюю признательность всем, кто взял на себя труд глубоко и критично отрецензировать проспект пособия и само учебное пособие, а также принять участие в их обсуждении. Все замечания и пожелания, направленные на дальнейшее совершенствование учебного пособия, будут приняты авторами с большой благодарностью. Оглавление От редактора 3 Раздел 1 Теоретические и методологические основы логопедии Глава 1. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Личность советского логопеда. Актуальные вопросы современной логопедии ................ 5 Глава 2. Этиология нарушений речи.....*.......... 22 Глава 3. Принципы анализа речевых нарушений........... 35 Глава 4. Классификация нарушений речи............. 44 Глава 5. Принципы и методы логопедического воздействия....... 55 Раздел II Виды речевых нарушений и их коррекция Глава 6. Дислалия..... ............... 66 Глава 7. Ринолалия.................... 102 Глава 8. Дизартрия.................... 122 Глава 9. Нарушения голоса.................. 155 Глава 10. Нарушения темпа речи................ 179 Глава 11. Заикание..................... 198 Глава 12. Алалия................#..... 262 Глава 13. Афазия...................... 308 Глава 14. Нарушения письменной речи.............. 345 Раздел III Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития Глава 15. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха . . . 383 Глава 16. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения . . . 393 Глава 17. Особенности логопедической работы с умственна отсталыми детьми................... 399 Глава 18. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе..................... 419 Раздел IV Организация логопедической помощи в СССР Глава 19. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи....................... 437 Глава 20. Отбор детей в специальные учреждения.......... 459 Глава 21. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ..................... 472 Глава 22. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи .... 482 Глава 23. Предупреждение речевых нарушений........... 508 Словарь......................... 521 Цена: 150руб. |
||||