Математика | ||||
Автоматика и регулирования воздушно-реактивных двигателей-Б.Ч.Черкасов Москва 1965 стр.400 В книге излагаются принципы регулирования авиационных газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Главное внимание уделяется тем особенностям рабочего процесса различных типов ВРД и их элементов, которые существенно влияют на работу всей системы регулирования. Рассматриваются методы аналитического и экспериментального исследования систем регулирования и расчета регулирующей аппаратуры. Дается общее представление о регулировании ядерных В'РД, о принципах экстремального .регулирования авиационной силовой установки и о применении статистических методов расчета, позволяющих учитывать влияние случайных воздействий на системы управления. Книга является учебником для студентов авиационных втузов по курсу «Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей». Она может быть полезной инженерам н научным сотрудникам, работающим в области автоматического регулирования авиационных двигателей. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ В связи с непрерывным ростом скоростей и высот полета все более и более усложняются задачи регулирования авиационных двигателей. В предлагаемой книге автор стремился отразить современный уровень знаний по вопросам теории и практики автоматического регулирования авиационных двигателей. В ней приведены необходимые для практической работы сведения из теории автоматического регулирования. Для чтения книги требуется предварительная подготовка в области теории .лопаточных машин, воздушно-реактивных двигателей и ядерной энергетики. В книге разобраны особенности рабочего процесса различных типов ВРД и их элементов, которые существенно влияют на работу всей системы регулирования. Подробно рассмотрены свойства различных ВРД как объектов регулирования. Поскольку основным регулирующим фактором в системе регулирования авиационного двигателя является изменение расхода топлива, существует тесная связь в работе устройств системы регулирования и топливной системы. Во многих случаях выбор системы регулирования двигателя предопределяется условиями работы топливой системы и наоборот. Поэтому в книге уделено внимание характеристикам отдельных элементов топливных систем. Гл. IX книги посвящена вопросам регулирования ядерных авиационных двигателей и главным образом ядерному реактору как объекту регулирования. При анализе динамики регулирования ВРД весьма широко используются методы физического и математического моделирования. Эффективность этих методов проявляется особенно сильно при изучении нелинейных систем. Поэтому в книге излагаются основные принципы моделирования процессов автоматического регулирования. Если раньше системы автоматического регулирования ВРД в основном лишь поддерживали заданный режим, то сейчас становятся реальностью системы автоматического управления,.осуществляю-Щие поиск наивыгоднейшего режима, в частности, системы экстремального регулирования. Разработка подобных систем регулирования относится к одному из новых разделов теории автоматического Управления, базирующейся на аппарате математической логики. В книге дается общее представление о принципах построения самонастраивающихся систем автоматического управления. Формулируется задача экстремального регулирования авиационного .двигателя. Сейчас во всех областях автоматики широко применяются статистические методы расчета, которые позволяют учитывать не только строго заданные, но и разного рода случайные воздействия на системы управления. В книге излагается методика обработки характеристик случайных воздействий, получаемых опытным путем, и представления их в такой форме, при которой они могут использоваться для расчета регулирующей аппаратуры ВРД. Автор весьма признателен рецензентам чл.-корр. АН СССР А. М. Люльке и коллективу кафедры «Теории двигателей летательных аппаратов» КАИ за их труд. Автор приносит глубокую благодарность проф. А. В. Штоде, просмотревшему рукопись всей книги, д-ру техн. наук Б. С. Воронкову, д-ру техн. наук Ю. Н. Нечаеву и канд. техн. наук И. И. Хайдукову, которые читали ее отдельные главы. Они сделали ряд ценных замечаний, учтенных при окончательном редактировании книги. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр Предисловие....................................................................................... 3 Основные обозначения........................................................................... 5 Глава I. Авиационные газотурбинные двигатели. Особенности рабочего процесса и возможные программы регулирования........................... 9 § 1. Однокаскадные турбореактивные двигатели................................. 9 § 2. Двухкаскадные ТРДФ............................................................ 28 § 3. Турбовинтовые двигатели (ТВД) ______.................................... 34 § 4. Двухконтурные ТРД (ТРДД) ..„......................„..............,......... 38 Глава II. Газотурбинные двигатели, работающие на химическом топливе, как объекты регулирования ..........................„....................... 41 § 1. Понятие о собственной устойчивости энергетических систем ...... 41 § 2. Уравнения движения различных ГТД ....................................... 45 § 3. Влияние различного рода возмущений на изменение регулируемых параметров ТРДФ .....................____....................................... 64 § 4. Приближенные способы расчета коэффициентов, входящих в уравнения движения двигателей как объектов регулирования ............ 75 Примеры .........,.__.................................................................. 80 Глава III. Регулирование сверхзвуковых входных устройств.................. 84 § 1. Особенности рабочего процесса и характеристики входных диффузоров ----............................................................................ 84 § 2. Влияние способа регулирования на характеристики'входного диффузора.................................................................................... 92 § 3. Выбор программы регулирования входного диффузора ......,......... 97 § 4. Особенности динамических характеристик диффузоро'в............ 102: Глава IV. Регулирование сверхзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (СПВРД) .................................................... 104 § 1. Особенности рабочего процесса................................................ 104 § 2. Выбор программы регулирования .............................„..........„.. 106 § 3. Область возможных режимов работы маршевого ПВРД ,............ 110 § 4. ПВРД как объект регулирования ..„......................................... ИЗ4 Глава V. Системы регулирования авиационных воздушно-реактивных двигателей....................................................................„.........VI17 § 1. Общие принципы построения систем регулирования ....................."'-117 § 2. Элементы систем питания и автоматических устройств............... -129 § 3. Схемы систем регулирования ГТД.......................................... 152 § 4. Повышение надежности ТРД и ТВД с помощью средств автоматики 184 Примеры ............................._.................................................. 188 Глава VI. Основные сведения о системах регулирования. Типовые звенья и их характеристики............................................................ 190 § 1. Понятие о системе регулирования. Объект регулирования и регулятор как замкнутая система регулирования........................... 190 § 2. Типовые звенья систем регулирования ВРД..............„.............. 195 § 3. Экспериментальные методы определения коэффициентов, входящих в уравнения типовых звеньев................................................... 207 § 4. Частотные характеристики типовых звеньев.............................. 219 § 5. Экспериментальное определение коэффициентов, входящих в уравнения движения двигателей, как объектов регулирования ......... 225 Примеры...................................................------........................ 229 Глава VII. Методы расчета и исследования динамических характеристик систем автоматического регулирования.....................,........ 235 § 1. Дифференциальные уравнения переходных процессов в линейной система регулирования............................................................ 235 § 2. Методы исследования устойчивости линейных систем регулирования....................................................................................... 237 § 3. Методы оценки качества переходного процесса в линейных сис- • темах регулирования............................................................... 258 § 4. Способы улучшения динамических характеристик систем автоматического регулирования. Понятие о синтезе систем автоматического регулирования............................................................... 277 § 5. Исследование систем регулирования, содержащих элементы с существенно нелинейными характеристиками...................----...... 286 Примеры................................................................................. 305 Глава VIII. Регулирование ГТД на неустановившихся режимах ............... 309 § 1. Регулирование разгона и сброса газа ГТД................................. 309 § 2. Регулирование запуска ГТД ............,....................................... 324 Примеры..............................•••................................................ 326 Глава IX. Регулирование авиационной ядерной силовой установки ......... 329 § 1. Схемы ядерных ВРД............................................................... 329 § 2. Реактор как объект регулирования.....................,........................ 331 § 3. Управление силовой установкой с ядерным реактором.................. 345 § 4. Системы автоматического регулирования ядерного ТРД............ 353 Глава X. Моделирование процессов в системе автоматического регулирования..........................................'.. и................................... 358 § 1. Способы моделирования физических процессов ........-.............. 358 § 2. Математическое моделирование ..„............................................ 360 § 3. Линейные решающие элементы ..„............................................ 362 § 4. Моделирование элементов систем регулирования с нелинейными характеристиками и с прямым запаздыванием в передаче сигнала 366 'Пример.................................................................................... 368 Глава XI. Экстремальное регулирование ............................................. 372 § 1. Основные понятия .................................................................. 372 § 2. Типы автоматов оптимизации................................................... 373 § 3. Экстремальное регулирование режима авиационного двигателя 380 Глава XII. Влияние на систему регулирования авиационного воздушно-реактивного двигателя случайных внешних воздействий......... 385 § 1. Применение методов статистической динамики к исследованиям систем автоматического регулирования...........~..........................385 § 2. Математические характеристики турбулентной атмосферы............ 394 Литература .........—......................................................................... 398 Цена: 300руб. |
||||