Математика | ||||
Ученый и научный коллектив: социальные аспек-91 ты деятельности/Отв. ред. В. Н. Иванов, Н. Яхиел. — М.: Прогресс, 1986.—264 с.— (Реальный социализм. Теория и практика). Книга является совместным советско-болгарским трудом по проблемам интенсификации научной деятельности, поиска оптимальных организационно-управленческих структур науки, связи научного прогресса с развитием всей совокупности институтов социалистического общества. В ней дается социологический анализ межличностных отношений в первичном научном коллективе, вопросов социального планирования в научных коллективах, эффективности научного труда, совершенствования организации комплексных исследований и многих других. | ||||
Введение Эффективное использование огромного научного потенциала, накопленного в странах социализма, имеет большое значение для интенсификации народного хозяйства, совершенствования общественных отношений и формирования нового человека социалистического общества. Поэтому особую актуальность приобретает изучение факторов, особенно социальных, влияющих на эффективность научной деятельности. Это тем более важно, что социальные проблемы науки на современном этапе усложняются вследствие развития новых, междисциплинарных и комплексных типов исследований. Настоящая книга посвящена социальным аспектам деятельности ученых и научных коллективов в современных условиях. Она создана в результате творческого сотрудничества советских и болгарских ученых. В статьях книги рассмотрен широкий диапазон теоретических и прикладных вопросов: от философского осмысления деятельности научного сообщества до социологического анализа организации международного сотрудничества ученых. Вместе с тем все статьи содержательно объединены идеей об основополагающей роли социальных условий и личности ученого в повышении эффективности науки. В книге затрагиваются такие проблемы, как роль научного сообщества, управление кадровым потенциалом науки и развитием научных коллективов, социокультурная и мировоззренческая обусловленность научного мышления, отношения сотрудничества между учеными, планирование исследовательской проблематики, роль руководителя науки, пути оптимизации социально-психологического климата в научном коллективе, организация научного к труда. В ряде статей раскрываются возможности и пути разрешения противоречий, возникающих в научной сфере. Приводятся также результаты некоторых социологических и социально-психологических исследований, выполненных в СССР и НРБ за последние годы. Коммунистические партии Советского Союза, Болгарии, других стран социалистического содружества уделяют исключительное внимание созданию оптимальных условий для интенсификации развития науки, повышения ее роли в коммунистическом строительстве. Центральное место занимают здесь вопросы повышения эффективности деятельности научного сообщества на всех уровнях, улучшения управления и организации кадрового потенциала науки, вопросы оптимизации процесса исследования и успешного преодоления противоречий в научной деятельности. Сообразно этому построены основные разделы сборника. Материалы сборника заинтересуют не только исследователей социальных проблем науки, но и тех, кто практически занимается управлением научной деятельностью и ее организацией. _ Авторский коллектив выражает надежду, что данная книга послужит дальнейшему укреплению сотрудничества социологов братских стран. Содержание Г ' , • ' ' Введейие . . ............. 5 I. ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА И НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Н. Яхиел. О научном сообществе как коллективном субъекте научной деятельности ........ 7 И, В. Бестужев-Лада. Перспективные проблемы организации труда научного коллектива ........ 18 В, Мит ее. О некоторых противоречивых тенденциях в ходе развития науки...........34 Г. М. Доброе. Исследовательская группа—-первичное звено социальной структуры науки.......42 М. А. Иванов. Межличностные отношения в первичном научном коллективе............56 В. Самуилов. Интегративная функция общения в науке 67 В. А. Бабин. Роль потребностей личности в отборе научных кадров..............78 В. Я. Ядов, П. В. Баранов, В. М. Гаськов, Р. И. Хаиров. Социально-организационные проблемы международного научного сотрудничества ...........91 И. В. Блауберг, А. А. Игнатьев. Социологическое изучение международных научных контактов......ЮО II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ B. Н. Архангельский. Оценка и формирование творческой составляющей научного потенциала......"" Т. Летев, Н. Матвее, Г. Калушев. Концептуальные основы анализа кадрового потенциала науки......'*" П. Б. Шелищ. Проблемы повышения качественного уров-ня научных кадров............1J4 Л. В. Бабаева. Выявление и систематизация социальных факторов эффективности научного труда . . . • о • • * X. Домозетов. От науки «чистых исследователей» — к науке ученых-организаторов......... Е. Головинский. О роли руководителя в развитии твор-ческого потенциала научного коллектива ..... C. А. Кугелъ, Н. И. Ушакова. Искусство и научная ин- III. УЧЕНЫЕ И ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ Г. Горнее. К проблеме социокультурной детерминации современного научного мышления........191 Ю. Минков. Единство мнений и разногласия среди ученых................200 Ж. Недев. Противоречия в современной науке и их влияние на деятельность ученого ......... 206 С. Г. Кара-Мурза, С. А. Рожков, С. Меламед. Позназа-: тельная основа объединения ученых в исследовательское сообщество..............215 А. Иосифов, К. Петкова. Социологический анализ процедуры выбора исследовательской проблемы.....229 О. И. Иванов. Теоретико-методологические основы совершенствования планирования и организации комплексных исследований..............236 С. ?, Гурвич, Г. Г. Дюментон. Стереотипы организации научного труда и их роль в его интенсификации . . . 244 Е. Кало. Стереотип научной деятельности и возможности | повышения ее эффективности.........253 Цена: 100руб. |
||||