Математика | ||||
Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями/А. Г. Аганбегян, В. С. Рапопорт, В. Д. Речин и др.; Под ред. А Г. Аганбегяна, В. Д. Речина.— М.: Экономика,] 1989.-255 с.- ISBN 5-282-00216-7 Клуб директоров проводит обсуждения, дискуссии по острым назревшим проблемам, которые волнуют сегодня хозяйственников. скиеРпДЛкаГаеМ°И «ИИГе диРе*т°Ра предприятий, ученые и практические работники обсуждают накопленный в нашей стране опыт при-пешать пР°гР<>ммно-целевого подхода, позволяющего успешно решать широкий круг вопросов, возникающих в процессе перестройки системы управления на предприятии Для хозяйственных руководителей, специалистов в области упЛ равления, преподавателей вузов, пропагандистов, работников НИИ,; | ||||
ОТ РЕДАКТОРОВ • В наше время у предприятий появились возможно- • сти, на которых они давно настаивали. Сколько говори- • лось о том, что административные методы управления • предприятиями сковывают их инициативу, не стимули-М руют вовлечение в дело накопившиеся крупные резервы! 1 И вот Закон СССР о государственном предприятии I (объединении), переход на самофинансирование и мно- • гие другие решения 1987—1988 гг. сняли многие огра- • ничения. Теперь на первый план стали выходить не • только проблемы, решение которых зависит от внешних I факторов, но и внутренние проблемы предприятий. I И среди них важнейшая — что менять в. системе управ-1 ления? 1 Система внутризаводского управления сложилась • под воздействием административной системы управле-I ния сверху и переняла все ее недостатки. Главный из них 1 в том, что как предприятие не заинтересовано открывать 1 перед всеми вышестоящими организациями свои Ш потенциальные возможности, так и подразделения I предприятия стараются скрыть свои резервы от органов I управления предприятием. В результате сдерживается • повышение производительности труда, на всех произ-Ё водственных стыках скопились огромные излишние • запасы и очень слабо используются большие резервы • мощностей. • Поэтому систему управления предприятием нужно • менять в корне. • И тут выясняется, что подготовленных для широкого 1 внедрения идей по перестройке управления предприя-I тиями недостаточно, особенно тех, которые прошли • апробацию и на практике доказали свою эффектив-I ность. Среди тех немногих, которые можно рекомендо-I вать,— программно-целевой подход (ПЦП). I ПЦП более 10 лет используется в практике управле-I ния на ряде наших предприятий и во многих странах I мира. Нам не известны случаи, когда использование *»™ ОГЛАВЛЕНИЕ От редакторов ........................... 3 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ......... 7 I. Экономическая реформа в СССР — необходимое условие повышения эффективности работы предприятий ..... 7 1.1. Суть стратегии перестройки .............. 7 1.2. Главные итоги первых трех лет перестройки .... 12 1.3. Интенсификация — основное требование экономики . . 22 1.4. Реформа управления ................... 26 1.5. Почему перестройка в экономике шла медленно .... 33 2. Перестройка системы управления: развитие программно-целевого подхода ....................... 37 2.1. Новые требования к организации управления предприятием и объединением ............... 37 2.2. Сущность и особенности применения программно-целевого подхода к управлению организацией ... 42 2.3. Изменение экономических отношений при реализации программно-целевого подхода ............. 50 2.4. Изменение стиля работы и проблемы внедрения новых форм и методов управления ............. 56 3. Методология и организация разработки комплексной программы развития предприятия ............. 64 3.1. Главные цели предприятия .............. 65 3.2. Количественное выражение целей ........... 68 3.3. «Дерево целей» ...................... 70 3.4. Обеспечивающие программы и подпрограммы. «Дерево целей» и «дерево проблем» ............ 71 3.5. Краткосрочная и долгосрочная части программы . . 74 3.6. КПР цехов ........................ 76 3.7. Порядок разработки КПР и некоторые другие методологические вопросы .................. 77 3.8. Руководитель программы, совет и штаб при нем ... 81 3.9. КПР составлена, если ................. 83 4. Применение целевого подхода к управлению производством в фирмах США .................... 86 4.1. Организация программно-целевого управления ... 88 4.2. Системы «стратегического управления» ....... 94 4.3. Кооперативно-целевая форма .............. 97 4.4. Проблемы и эволюция систем целевого управления 99 •'" РАЗДЕЛ II. ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ ........... 5. Программы развития предприятия (опыт Николаевского производственного объединения по выпуску смазочного оборудования) ......................... 5.1. Практическая ценность программно-целевого управления предприятием ................... 5.2. Цели и содержание программно-целевого управления 5.3. Программа «Смазка» .................. 5.4. Программа «Подряд» .................. 6. Программно-целевой подход как инструмент решения сложных проблем на предприятии ............ 6.1. Как мы осваивали программно-целевой подход . . . 6.2. Этапы разработки целевой программы ........ 6.3. Управление целевыми программами ......... 6.4. Стимулирование работ по ЦП и их идеологическое обеспечение ........................ ] 6.5. Основные выводы .................... 1 7. Разработка и реализация комплексной программы развития ПО «Павлодарский тракторный завод» ...... 1 7.1. Комплексная программа развития объединения на 1982—1985 гг........................ 1 7.2. Целевая комплексная программа развития объединения на двенадцатую пятилетку ............ Ь 7.3. Состав комплексной программы развития объединения на двенадцатую пятилетку............ 1^ 7.4. Краткое содержание целевых комплексных программ If 7.5. Организация разработки целевых комплексных программ ............................ 16 &. Стратегия развития предприятия и программно-целевое управление ........................... 16 8.1. Целевая комплексная программа — стратегический документ ......................... 16> 8.2. Сетевые методы — в основу методологии разработки целевых научно-технических программ ........ 16' 8.3. Некоторые практические трудности разработки ЦКП и опыт их преодоления ................ I7i 9. Интегрированная система управления — основа программно-целевого управления научно-техническим прогрессом (опыт НПО «Крногенмаш» ................. 176 9.1. Общая теория систем — методологическая основа ИСУ НПО ......................... 177 9.2. Система моделей, используемая в ИСУ НПО .... 181 1ft. Программно-целевой метод управления НПО (организационный аспект) ........................ 190 10.1. Научно-производственные комплексы ........ 190 10.2. Продолжение перестройки управления НПО. Совершенствование планирования .............. 194 10.3. Контроль, оценка и воздействие на исполнителей 199 10.4. О трудностях ...................... 203 РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ..................... 205 1). Взаимодействие руководителей и консультантов .... 205 11.1. Первая встреча ..................... 206 11.2. Совместимость руководителя и консультанта .... 207 11.3. Некоторые принципы взаимодействия ....... 209 11.4. О результативности консультирования ....... 211 12. Из опыта управленческого консультирования ...... 213 12.1. Некоторые подробности и результаты консультирования ........................... 214 12.2. О практике организации консультирования .... 218 12.3. Две опасности современного периода консультирования ........................... 221 12.4. Экономическая эффективность консультирования . . 225 12.5. Помогать прежде всего отстающим ......... 228 12.6. О критериях успешности консультирования .... 230 13. Управленческое консультирование в капиталистических странах ............................. 231 13.1. Становление и развитие управленческого консультирования ......................... 233 13.2. Статус консультанта, роли и типы выполняемых работ............................ 236 13.3. Профессия,— консультант по управлению ..... 241 14. Что мы ждем от управленческого консультирования .... 246 Литература ............................. 251 Цена: 150руб. |
||||