Математика | ||||
Практическое руководство по музыкальной грамоте-Г.Фридкин Москва 1965 стр.290 | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования'. Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая.формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической формулировки. Подобное построение отдельных тем музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность. Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы . в музыкальных школах. 1 Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и должны быть проработаны как примеры для сольфеджирования. Дополнительным материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио и музыкаль- « ных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые примеры. Для повторения пройденного курса в конце «Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс музыкальной грамоты в полном объеме. В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия. «Практическое руководство» наряду с аналогичными пособиями по музыкальной грамоте имеет целью готовить учащихся к прохождению кур.са элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам. Г. ФридкиН СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........... 3 1. Названия звуков.......... 5 2. Названия октав.......... 6 3. Размещение нот на нотоносце...... 8 •4. Скрипичный ключ . . ...... 9 5. Нотное обозначение длительности звуков . .' . Н 6. Размер 2/4........... 13 j 7. Восьмые в двухдольном такте...... 15 8. Запись песни со словами и без слов .... 17 9. Мажор и минор. Тоника....... 19 10. Гамма до мажор......... 21 11. Тоническое трезвучие........ 23 12. Вводные звуки.......... 25 13. Полутон и тон........... 26 14. Диез, бемоль, бекар......... 27 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации ... 29 16. Тональность соль мажор....... 32 17. Тональность фа мажор........ 34 -- 18. Транспозиция».......... 36 19. Пауза............. 37 20. Музыкальная фраза........ 39 21. Реприза.........•. . . 41 22. Басовый ключ.......... 43 23. Тональность ля минор........ 45 24. Тональность ми минор........ 46 25. Тональность ре минор........ 49 26. Размер 3/4........... 50 27. Размер 3/8........... 53 28. Затакт............ 54 29. Тональность ре мажор....... 57 30. Лига.......•...... 59 31. Четверть с точкой в двухдольном размере ... 61 32. Фермата............ 63 • 33. Интервалы........... 64 34. Главные ступени лада и их названия .... 67 «—35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада ... 69 36. Размер 4/4........... ,71 •«?. 37. Три вида минорного лада....... 75 38. Тональность c:i ' минор . •....... 79 39. Большая и малая секунды....... 81 40. Секунды в мажорном ладу....... 82 41. Большая и малая терции....... 83 -42. Терции в мажорном ладу....... 84 f—43. Мажорное и минорное трезвучия..... 86 44. Чистые квинты в мажорном ладу ...... 87 45. Чистые кварты в мажорном ладу..... 88 46. Тональность си-бемоль мажор •, • 90 47. Тональность соль минор........ 92 —-48. Тритоны в мажорном ладу....... -95 49. Секунды в гармоническом миноре..... 96 50. Терции в гармоническом миноре..... 97 •—-,51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора ............. 98 ~ " ' 52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия ............ 100 53. Шестнадцатые.......... 101 54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми .... 104 55. Тональность ля мажор........ 108 56. Тональность фа-диез минор......• ПО 57. Тональность ми-бемоль мажор...... 112 58. Тональность до минор........ 114 59. Большие и малые сексты....... 116 60. Сексты в мажорном ладу....... 118 •—•• 61. Обращения трезвучий........ 119 62. Большие и малые сапткмы...... 122 63. Септимы в мажорном ладу....... 123 _*-- 64. Обращения интервалов........ 125 х| 65. Доминантсептаккорд......... 126 66. Тональность ми мажор........ 129 67. Тональность до-диез минор....... 131 68. Тональность ля-бемоль мажор...... 133 69. Тональность фа минор........ 135 70. Размер 6/8........... 137 71. Триоли............ 139 72. Тональность си мажор ........ 141 73. Дубль-диез . . '......... 142 74. Тональность соль-диез минор...... 143 75. Тональность ре-бемоль мажор...... 146 76. Тональность си-бемоль минор...... 147 77. Дубль-бемоль.......... 149 78. Гармонический мажор........150 79. Таблица интервалов в пределах октавы . . . 151 80. Переменный лад..........154 , 81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу . .. 156 I 82. Ладовое разрешение интервалов.....158 \^83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений........159 NJ 84. Вводные септаккорды........160 85. Таблицы мажорных и минорных тональностей . . 162 86. Тетрахорды...........165 , 87. Энгармонически равные тональности .... 167 "N( 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей , 169 89. Квинтовый круг мажорных тональностей ... 171 >| 90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей........172 *91. Одноименные тональности.......175 ^92. Обращения доминантсептаккорда.....177 93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука ............ 179 94. Синкопа . .....«.....180' 95. Кварты в гармоническом минор.е.....182 96. Квинты в гармоническом миноре.....184 97. Соединения главных трезвучий......185 \ 98. Последовательность аккордов из главных трезвучий 187 99. Сопровождение мелодии^ главными трезвучиями . 189 100. Характерные интервалы гармонического минора . 196 101. Энгармонически равные интервалы . ...... 198" 102. Консонирующис и диссонирующие интервалы . 200 103. Составные интервалы.........202 104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре............203 105. Секвенции............204 106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия .... 207 107. Построение аккордов от данного звука . . . 209 108. Хроматическая гамма.........'210 109. Родственные тональности.......214 , 110. Модуляции в родственные тональности . . . 215 111. Каденции . ...........217 112. Период............220 113. Лады народной музыки , . '......223 114. Мелизмы.............227 115. Обозначения динамических оттенков .... 231 116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения ............232 Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) ....... 235 Задания для повторения (основной курс) . . . . 252 Краткий словарь музыкальных терминов .... 272 Цена: 150руб. |
||||