Математика | ||||
Руководство к практическим работам по неорганической химии-Р.Рипан Москва 1965 565стр.Книга написана румынскими учеными, имеющими большой педагогический опыт. Авторам удалось систематически и весьма наглядно изложить обширный материал по химии неметаллов. Каждому рассматриваемому элементу посвящен отдельный раздел, где даются сведения об истории открытия данного элемента, описываются химические и физические свойства, распространенность в природе, способы получения и применение как самого элемента, так и его соединений. Описано очень много самых разнообразных химических опытов с указанием необходимой для их постановки аппаратуры и методики экспериментальной работы. Как руководство к практическим занятиям по общей и неорганической химии книга будет полезна для всех изучающих химию и особенно для преподающих этот предмет в высших и средних учебных заведениях. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Книга Р. Рипан и И. Четяну «Руководство к практическим работам по неорганической химии» представит значительный интерес для советских читателей, поскольку она отражает богатый опыт развития преподавания химии в Румынской Народной Республике. За 20 лет народной Румынией достигнуты большие успехи в строительстве химической промышленности и связанной с этим подготовке кадров квалифицированных химиков. Материал «Руководства» включает разделы, посвященные водороду и всем элементам-неметаллам III—VII групп периодической системы Д. И. Менделеева. В V группе после азота и фосфора рассматриваются также промежуточные элементы — мышьяк и сурьма. Каждому элементу посвящается отдельный раздел «Руководства». В начале разделов даются небольшие теоретические введения, а в конце — краткий перечень практических применений элемента и его соединений. Кроме того, каждому опыту или группе опытов, как правило, предшествует изложение химической сущности предстоящей работы и описание свойств изучаемых элементов и их соединений, особенностей реакций. Для данного «Руководства» характерно то, что в нем уделяется очень большое внимание различным способам приготовления разнообразных веществ — свободных элементов и соединений неметаллов. Например, рассматривается более 15 реакций, могущих служить для получения водорода, 12 способов получения хлора и т. д. По этой причине время, необходимое для выполнения всех опытов, описанных в «Руководстве», превышает число часов, отводимых на практические занятия студентов 1-го курса. Однако книга дает хорошие возможности выбора опытов по указанию преподавателя или по запросам самого студента. Обычно рекомендуемые «Руководством» опыты выполняются на несложном оборудовании и во многих случаях — на самодельных приборах и установках, описываемых тут же во многих разновидностях. Это, несомненно, будет содействовать развитию инициативы учащихся, привитию им вкуса к самостоятельному конструированию сначала простейших, а затем и более сложных химических приборов. Конечно, нужно считать полезным, чтобы будущие специалисты-химики как можно быстрее научились работать с применением современной лабораторной техники — высокотемпературных печей, автоклавов, средств автоматического контроля и регулирования химических процессов и т. д. Однако сложная аппаратура не должна заслонять интереса к веществу и его замечательным особенностям. Каждый химик может вспомнить то волнение, с которым он проводил свои первые химические опыты, наблюдая, например, пламя газа, выделяющегося при сухой перегонке дерева, или процессы кристаллизации солей. Изучение вещества воспитывает романтическое отношение к химии, и книга Р. Рипан и И. Четяну, несомненно, будет содействовать выращиванию молодых химиков-романтиков, увлеченных своей наукой. Книга, безусловно, окажется полезной для студентов-химиков, приступающих к основательному изучению неорганической химии или углубляющих свои знания в этом предмете. Она будет также хороша для преподавателей химии средних школ и техникумов, для школьников старших классов — любителей химии — и участников различных химических кружков. В. И. Спицын ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ Необходимость издания «Руководства к практическим работам по неорганической химии» возникла в связи с тем, что уже на протяжении 15 лет параллельно с чтением лекций по неорганической химии на первых курсах химического факультета практикуется проведение лабораторных работ. Это руководство отличается от. обычных сборников опытов по химии. Его задача заключается в том, чтобы ознакомить экспериментатора с распространенностью, физическими и химическими свойствами изучаемого элемента, а уже затем, на основе приобретенных знаний, перейти к его получению и проверке физических и химических свойств. Всякий раз, когда в этом имеется необходимость, приводятся и теоретические соображения и объяснения физических и химических процессов, лежащих в основе опыта. При таком подходе к выполнению лабораторных работ создаются оптимальные условия не только для проведения опыта, но и для того, чтобы экспериментатор был в состоянии проверить свойства элемента и законы химических превращений. Приводимые в книге сведения о распространении элемента позволяют судить и об источниках его получения. Сведения о применении элемента помогают оценить значение изучаемых веществ и усиливают связь приобретаемых знаний с практикой. Таким образом, опыт выполняется не механически, а становится средством проверки свойств и законов, усвоенных экспериментатором. Для достижения поставленной цели в руководство включен обширный практический материал. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть большое значение, придающееся непосредственному изучению не только законов и свойств материи, но и правильному выбору метода, который лучше всего соответствует возможностям экспериментирования. При таком проведении лабораторной практики она становится экспериментальным курсом и дает возможность экспериментатору не только усвоить химические законы и изучить свойства веществ, но и самому проверить их. Подобного рода опыты вызывают у студентов особый интерес к изучению материала, так как выполняются не механически, а сознательно и дают возможность самостоятельно проверить на практике полученные знания. Описание различных приборов, многие из которых можно сделать самим, развивает у студентов инициативу и изобретательность ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА VI ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КИСЛОРОД История, распространение, получение............... 217" I. Сухие способы получения кислорода путем термической диссоциации ...................... 21& II. Мокрые способы получения кислорода .......... 226- III. Получение кислорода из жидкого воздуха........ 229- Свойства кислорода....................... 231 А. Физические свойства................... 231 Б. Химические свойства................... 233- Озон.............................. 245 Перекись водорода...................... 259- Вода...........'................ . . 26» СЕРА История, распространение, получение.............. 27& Свойства серы......................... 283- А. Физические свойства................... 283- Б. Химические свойства................... 287 Соединения серы.......'................. 290 Сероводород ........................ 290 Сернистый газ........................ 304 Серный ангидрид....................... 319 Серная кислота....................... 328 Надсерные кислоты и персульфаты.............. 349 СЕЛЕН История, распространение, получение .............. 352 Физико-химические свойства................... 355 Селенистый водород....................... 357 Двуокись селена........................ 35$ Селенистая кислота .......... ............. 359 Селеновая кислота ....................... 360 ТЕЛЛУР История, распространение, получение .............. 363 Физико-химические свойства................... 36* Теллуристый водород...................... 365 Двуокись теллура........................ " Теллуристая кислота ...................... Теллуровая кислота ....................... ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА V ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АЗОТ История, распространение, получение .............. 373 I. Получение азота из воздуха связыванием кислорода . . . 374 II. Получение азота из соединений.............. 381 Физико-химические свойства................... 383 Применение азота........................ 385 Соединения азота........................ 385 Аммиак........................... 385 Кислородные соединения азота................ 402 Закись азота........................ 402 Окись азота........................ 405 Двуокись и четырехокись азота или азотноватая окись..... 415 Азотистый ангидрид..................... 420 Азотистая кислота и ее соли................. 422 Азотная кислота ........................ 424 ФОСФОР История, распространение, получение............... 443 Физико-химические свойства белого фосфора........... 448 Красный фосфор ........................ 456 Применение фосфора ...................... 458 Соединения фосфора....................... 459 Фосфористый водород.................... 459 Жидкий фосфористый водород................ 465 Кислородные соединения фосфора ................ 467 Соединения фосфора с галогенами ................ 472 мышьяк История, распространение, получение............... 476 Физико-химические свойства .................. 478 Соединения мышьяка...................... 480 СУРЬМА История, распространение, получение .............. 486 Физико-химические свойства................... 487 Соединения сурьмы....................... 488 ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА IV ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УГЛЕРОД Распространение ........................ 495 Получение искусственного аморфного углерода.......... 495 Свойства искусственного аморфного углерода........... 499 Соединения углерода . . .................... 507 Углекислый газ ...................... 507 Окись углерода....................... 522 Метан............................ 529 Ацетилен.......................... 531 Сероуглерод......................... 534 Синильная или цианистоводородная кислота......... 536 КРЕМНИЙ История, распространение, получение............... 538 Физико-химические свойства................... 541 Соединения кремния ....................... 542 Кремнистый водород .................... 542 Гидраты кремнезема..................... 543 Силикаты.......................... 547 ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА III ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БОР История, распространение, получение .............. 553 Физико-химические свойства................... 555 Соединения бора ........................ 556 Борный ангидрид и борные кислоты ............. 556 Бура.............................. 557 Цена: 300руб. |
||||