Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Руководство к практическим работам по неорганической химии-Р.Рипан Москва 1965 565стр.Книга написана румынскими учеными, имеющими большой педагогический опыт. Авторам удалось систематически и весьма наглядно изложить обширный материал по химии неметаллов. Каждому рассматриваемому элементу посвящен отдельный раздел, где даются сведения об истории открытия данного элемента, описываются химические и физические свойства, распространенность в природе, способы получения и применение как самого элемента, так и его соединений. Описано очень много самых разнообразных химических опытов с указанием необходимой для их постановки аппаратуры и методики экспериментальной работы. Как руководство к практическим занятиям по общей и неорганической химии книга будет полезна для всех изучающих химию и особенно для преподающих этот предмет в высших и средних учебных заведениях.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга Р. Рипан и И. Четяну «Руководство к практическим работам по неорганической химии» представит значительный интерес для советских читателей, поскольку она отражает богатый опыт развития преподавания химии в Румынской Народной Республике. За 20 лет народной Румынией достигнуты большие успехи в строительстве химической промышленности и связанной с этим подготовке кадров квалифицированных химиков.
Материал «Руководства» включает разделы, посвященные водороду и всем элементам-неметаллам III—VII групп периодической системы Д. И. Менделеева. В V группе после азота и фосфора рассматриваются также промежуточные элементы — мышьяк и сурьма. Каждому элементу посвящается отдельный раздел «Руководства». В начале разделов даются небольшие теоретические введения, а в конце — краткий перечень практических применений элемента и его соединений. Кроме того, каждому опыту или группе опытов, как правило, предшествует изложение химической сущности предстоящей работы и описание свойств изучаемых элементов и их соединений, особенностей реакций.
Для данного «Руководства» характерно то, что в нем уделяется очень большое внимание различным способам приготовления разнообразных веществ — свободных элементов и соединений неметаллов. Например, рассматривается более 15 реакций, могущих служить для получения водорода, 12 способов получения хлора и т. д. По этой причине время, необходимое для выполнения всех опытов, описанных в «Руководстве», превышает число часов, отводимых на практические занятия студентов 1-го курса. Однако книга дает хорошие возможности выбора опытов по указанию преподавателя или по запросам самого студента.
Обычно рекомендуемые «Руководством» опыты выполняются на несложном оборудовании и во многих случаях — на самодельных приборах и установках, описываемых тут же во многих разновидностях. Это, несомненно, будет содействовать развитию инициативы учащихся, привитию им вкуса к самостоятельному конструированию сначала простейших, а затем и более сложных химических приборов.
Конечно, нужно считать полезным, чтобы будущие специалисты-химики как можно быстрее научились работать с применением современной лабораторной техники — высокотемпературных печей,
автоклавов, средств автоматического контроля и регулирования химических процессов и т. д. Однако сложная аппаратура не должна заслонять интереса к веществу и его замечательным особенностям. Каждый химик может вспомнить то волнение, с которым он проводил свои первые химические опыты, наблюдая, например, пламя газа, выделяющегося при сухой перегонке дерева, или процессы кристаллизации солей. Изучение вещества воспитывает романтическое отношение к химии, и книга Р. Рипан и И. Четяну, несомненно, будет содействовать выращиванию молодых химиков-романтиков, увлеченных своей наукой.
Книга, безусловно, окажется полезной для студентов-химиков, приступающих к основательному изучению неорганической химии или углубляющих свои знания в этом предмете. Она будет также хороша для преподавателей химии средних школ и техникумов, для школьников старших классов — любителей химии — и участников различных химических кружков.
В. И. Спицын
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ
Необходимость издания «Руководства к практическим работам по неорганической химии» возникла в связи с тем, что уже на протяжении 15 лет параллельно с чтением лекций по неорганической химии на первых курсах химического факультета практикуется проведение лабораторных работ.
Это руководство отличается от. обычных сборников опытов по химии. Его задача заключается в том, чтобы ознакомить экспериментатора с распространенностью, физическими и химическими свойствами изучаемого элемента, а уже затем, на основе приобретенных знаний, перейти к его получению и проверке физических и химических свойств. Всякий раз, когда в этом имеется необходимость, приводятся и теоретические соображения и объяснения физических и химических процессов, лежащих в основе опыта. При таком подходе к выполнению лабораторных работ создаются оптимальные условия не только для проведения опыта, но и для того, чтобы экспериментатор был в состоянии проверить свойства элемента и законы химических превращений.
Приводимые в книге сведения о распространении элемента позволяют судить и об источниках его получения. Сведения о применении элемента помогают оценить значение изучаемых веществ и усиливают связь приобретаемых знаний с практикой. Таким образом, опыт выполняется не механически, а становится средством проверки свойств и законов, усвоенных экспериментатором.
Для достижения поставленной цели в руководство включен обширный практический материал. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть большое значение, придающееся непосредственному изучению не только законов и свойств материи, но и правильному выбору метода, который лучше всего соответствует возможностям экспериментирования.
При таком проведении лабораторной практики она становится экспериментальным курсом и дает возможность экспериментатору не только усвоить химические законы и изучить свойства веществ, но и самому проверить их. Подобного рода опыты вызывают у студентов особый интерес к изучению материала, так как выполняются не механически, а сознательно и дают возможность самостоятельно проверить на практике полученные знания.
Описание различных приборов, многие из которых можно сделать самим, развивает у студентов инициативу и изобретательность
ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА VI ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
КИСЛОРОД
История, распространение, получение............... 217"
I. Сухие способы получения кислорода путем термической
диссоциации ...................... 21&
II. Мокрые способы получения кислорода .......... 226-
III. Получение кислорода из жидкого воздуха........ 229-
Свойства кислорода....................... 231
А. Физические свойства................... 231
Б. Химические свойства................... 233-
Озон.............................. 245
Перекись водорода...................... 259-
Вода...........'................ . . 26»
СЕРА
История, распространение, получение.............. 27&
Свойства серы......................... 283-
А. Физические свойства................... 283-
Б. Химические свойства................... 287
Соединения серы.......'................. 290
Сероводород ........................ 290
Сернистый газ........................ 304
Серный ангидрид....................... 319
Серная кислота....................... 328
Надсерные кислоты и персульфаты.............. 349
СЕЛЕН
История, распространение, получение .............. 352
Физико-химические свойства................... 355
Селенистый водород....................... 357
Двуокись селена........................ 35$
Селенистая кислота .......... ............. 359
Селеновая кислота ....................... 360
ТЕЛЛУР
История, распространение, получение .............. 363
Физико-химические свойства................... 36*
Теллуристый водород...................... 365
Двуокись теллура........................ "
Теллуристая кислота ......................
Теллуровая кислота .......................
ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА V ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
АЗОТ
История, распространение, получение .............. 373
I. Получение азота из воздуха связыванием кислорода . . . 374
II. Получение азота из соединений.............. 381
Физико-химические свойства................... 383
Применение азота........................ 385
Соединения азота........................ 385
Аммиак........................... 385
Кислородные соединения азота................ 402
Закись азота........................ 402
Окись азота........................ 405
Двуокись и четырехокись азота или азотноватая окись..... 415
Азотистый ангидрид..................... 420
Азотистая кислота и ее соли................. 422
Азотная кислота ........................ 424
ФОСФОР
История, распространение, получение............... 443
Физико-химические свойства белого фосфора........... 448
Красный фосфор ........................ 456
Применение фосфора ...................... 458
Соединения фосфора....................... 459
Фосфористый водород.................... 459
Жидкий фосфористый водород................ 465
Кислородные соединения фосфора ................ 467
Соединения фосфора с галогенами ................ 472
мышьяк
История, распространение, получение............... 476
Физико-химические свойства .................. 478
Соединения мышьяка...................... 480
СУРЬМА
История, распространение, получение .............. 486
Физико-химические свойства................... 487
Соединения сурьмы....................... 488
ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА IV ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
УГЛЕРОД
Распространение ........................ 495
Получение искусственного аморфного углерода.......... 495
Свойства искусственного аморфного углерода........... 499
Соединения углерода . . .................... 507
Углекислый газ ...................... 507
Окись углерода....................... 522
Метан............................ 529
Ацетилен.......................... 531
Сероуглерод......................... 534
Синильная или цианистоводородная кислота......... 536
КРЕМНИЙ
История, распространение, получение............... 538
Физико-химические свойства................... 541
Соединения кремния ....................... 542
Кремнистый водород .................... 542
Гидраты кремнезема..................... 543
Силикаты.......................... 547
ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА III ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
БОР
История, распространение, получение .............. 553
Физико-химические свойства................... 555
Соединения бора ........................ 556
Борный ангидрид и борные кислоты ............. 556
Бура.............................. 557

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz