Математика | ||||
![]() |
Макареня А. А., Завлин П. М. 115 Повторим химию. Для поступающих в вузы: Учеб. пособие.—М.: Высш. шк., 1984, 191 с., ил. 35 к. Конспективное изложение вопросов программы для поступающих в вузы, данное на основе системы понятий общей, неорганической и органической химии. Особое внимание уделено выработке приемов химического мышления, обобщению знаний и творческому использованию усвоенного материала. Пособие поможет учащимся привести в систему полученные в школе фактические знания по химии, понять специфику и логику химической науки и ее связь с другими естественными науками. | |||
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящем пособии рассмотрены практически все вопросы программы по химии для поступающих в высшие учебные заведения. При использовании пособия надо иметь в виду, что в нем поставлены и решаются иные задачи, чем в учебнике. Оно не заменяет школьный учебник, а служит дополнением к нему, имея целью показать, как целесообразно повторять основной материал курса химии и обобщать знания по этому предмету. Научной основой курса химии средней школы является учение о периодичности свойств и строении атомов элементов. На первоначальном этапе обучения в средней школе и ПТУ, техникумах и на подготовительных курсах много внимания уделяется атомно-молекулярной теории и основным законам химии. Поэтому указанный материал намеренно не рассматривается в пособии отдельно. Его можно повторить, используя школьный учебник и тренируясь в решении задач и упражнений (нахождение формул соединений, расчеты по уравнению химической реакции и т. п.). Материал по общей и неорганической химии сведен в три раздела: 1) учение о строении вещества и о периодичности; 2) учение о химическом процессе и растворах; 3) важнейшие сведения о свойствах химических элементов и соединений. Структура пособия определена логикой взаимосвязей между важнейшими понятиями и системами понятий химической науки. Поэтому вначале рассматривается химическая статика — взаимосвязь свойств с составом и строением веществ, а затем элементы химической динамики — учение о химическом равновесии и скоростях химических реакций. На этой основе описываются такие важные темы, как растворы и окислительно-восстановительные процессы. На приемных экзаменах в высших учебных заведениях, как это предусмотрено программой и общими требованиями, экзаменаторы главное внимание уделяют умению сопоставить и соединить воедино сведения, которые были получены учащимися на разных этапах обучения, умению обобщить эти сведения и использовать их для раскрытия основ химии. Мы хотим обратить внимание поступающих в вузы на то, что при повторении соответствующих разделов программы по химии надо учитывать разбросанность материала по разным разделам школьного учебника, вследствие чего абитуриенты на экзамене нередко дают неполный и неаргументированный ответ, опираясь лишь на первоначальные сведения и не используя причинно-следственные связи, раскрываемые в учебнике позднее. Чтобы помочь абитуриентам, авторы уделяют внимание показу того, как составляется план ответа, как раскрывается логика химической науки. Классификация веществ и реакций, определение понятий и терминология, номенклатура, схемы и таблицы — все это служит иллюстрацией рассматриваемых положений и способствует обобщению знаний. Далее на основании важнейших общетеоретических положений раскрываются главнейшие свойства неорганических и органических соединений. Те абитуриенты, которые получили среднее образование незадолго до поступления в вуз (в средней школе,. ПТУ или техникуме), довольно хорошо знакомы с материалом органической химии — последним по времени изучения. Поэтому авторы пособия сочли возможным конспективно изложить сведения об основных классах органических соединений, их взаимосвязи, механизмах и важнейших типах превращений. Основой изложения являются теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, электронные и стереохимические представления. По мнению авторов, настоящее краткое конспективное изложение материала химии, данное в определенной системе, позволит учащимся и абитуриентам овладеть вопросами программы не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. В последнее время в содержании курса химии средней школы произошли некоторые изменения: усилилась роль теории, значительная часть представлений о строении вещества перенесена в начало курса, больше внимания уделяется обобщению знаний, развитию практических умений и навыков, формированию мировоззрения учащихся. Структура пособия разработана проф. А. А. Макареней, им же написаны все разделы, кроме раздела «Органическая химия», автором которого является проф. П. М. Завлин. В подготовке настоящего издания принимала участие доцент Г. М. Славуцкая (гл. I, § 2 и 3), Л. Н. Крючок (гл. VI, § 1 и 2). Авторы выражают глубокую благодарность рецензенту пособия доц. О. С. Зайцеву, а также канд. хим. наук И. Н. Семенову за просмотр рукописи и сделанные замечания. Авторы ВВЕДЕНИЕ Все вещества, которые нас окружают и которые мы используем в своей деятельности, условно можно разделить на две большие совокупности: возникшие естественным путем в ходе эволюции Земли и полученные искусственно, синтетически. К первым можно отнести кислород воздуха, воду, глину (глинозем), различные соли, нефть, уголь, т. е. вещества минерального, растительного и животного происхождения. С ними вы познакомились в курсе природоведения и в начальном курсе химии. Одни из этих веществ играют очень важную и заметную роль в тех постоянно и непрерывно идущих процессах круговорота веществ, которые создают устойчивый баланс их в атмосфере и гидросфере. Так, достаточно устойчивым, постоянным оказывается и поддерживается отношение (баланс) углекислого газа и кислорода воздуха. Химическое изучение и описание этих веществ показывает, что они имеют разнообразные состав, строение и свойства. Так, в атмосфере находятся атомы инертных газов (Не, Ne, Ar, Кг, Хе), молекулы кислорода О2, азота N», диоксида углерода (углекислого газа) СО2, пары воды Н2О, озон О3, некоторое количество газообразных и твердых веществ (пыль), являющихся как результатом естественных процессов, так и отходами (выбросами, побочными продуктами) химических производств, транспорта, переработки сырья и т. п. Гидросферу составляет вода рек, озер, морей и океанов. При этом следует различать пресную воду (содержащую незначительное количество солей — с ними связана так называемая «жесткость» воды) и соленую воду, в которой содержится значительно большее количество солей. Эти соли попадают в воду из литосферы в результате вымывания растворимой части минералов земной коры. Многие минералы сложны по составу и имеют кристаллическое строение. В земной коре находятся не только сложные, но и простые вещества (самородные сера, медь, золото и др.). В результате длительного процесса преобразования органического вещества растительного и животного происхождения при определенных условиях (давление, температура, радиация и т. п.) в далекие исторические времена образовались залежи угля, нефти, природного газа. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие , . ,.................... з ВВЕДЕНИЕ ........................ 5 РАЗДЕЛ I. УЧЕНИЕ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА И ПЕРИОДИЧНОСТИ ........................ g Глава 1. Строение и состав вещества.......... 9 § 1. Атом, молекула, кристалл, количество вещества. 9 § 2. Строение атома............... 10 § 3. Образование молекул и химическая связь ... 18 § 4. Химические соединения в конденсированном состоянии ................... 30 Глава 2. Учение о периодичности............ 37 § 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома................ 37 § 2. Содержание учения о периодичности .,,.... 44 § 3. Значение периодического закона ....... 49 РАЗДЕЛ II, УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ... 52 Глава 3. Основные понятия химической динамики..... 52 § 1. Химические уравнения — способ выражения качественной и количественной стороны химических реакций . . ............... 52 § 2. Условия протекания и направление химической реакции ............... 54 § 3. Скорость химических реакций........ 56 § 4. Химическое равновесие Принцип Ле Шателье 59 § 5. Управление химическим процессом...... 61 § 6. Типы химических реакций.......... 62 Глава 4 Растворы. Реакции в растворах электролитов ... 66 § 1. Растворы. Растворимость. Классификация растворов ..................... 66 § 2. Электролитическая диссоциация. Сила электролитов ...................... 70 § 3, Реакции в растворах электролитов и ионные уравнения .,,,................ 75 Глава 5, Окислительно-восстановительные реакции ... 81 § ). Окислители и восстановители......... 81 § 2. Химия и электрический ток......... 86 § 3. Окислительно-восстановительные процессы, проходящие при электролизе соединений ..... 88 § 4, Коррозия металлов.............. 9° РАЗДЕЛ III. ВАЖНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ...... 95 Глава 6. Важнейшие свойства химических элементов ... 95 § 1. Свойства р-элементов............. 95 § 2. Свойства s-элементов............. 104 § 3. Свойства d-элементов............. 108 Глава 7. Особенности химии углерода и его соединений. Органическая химия................. 115 § 1. Основные положения теории А. М. Бутлерова о строении органических соединений ...... 115 § 2. Классификация органических соединений .... 116 § 3. Предельные углеводороды (парафины) .... 120 § 4. Алициклические предельные углеводороды . . . 131 § 5. Непредельные углеводороды.......... 133 § 6. Ароматические углеводороды......... 144 Задачи и упражнения к § 1—6 гл. IX 147 § 7. Классы органических соединений. Спирты . . . 148 § 8. Фенолы......*............. 151 § 9. Альдегиды и кетоны............. 153 § 10. Органические кислоты........... 158 ..... ............... 160 § 11. Жиры.............. § 12. Углеводы................. 162 § 13. Азотсодержащие соединения......... 166 Задачи и упражнения к § 7—13 171 РАЗДЕЛ IV. ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ...... 171 Заключение.................... 181 Приложения ................... 185 Приложение 1. Вопросы к разделам I—II..... 185 Приложение 2. Перечень качественных реакций на наиболее важные ионы ...... 185 Перечень вопросов программы, изложенных в пособии 186 Цена: 75руб. |
||||