Математика | ||||
Зайцев О. С. Задачи и вопросы по химии: Учеб. пособие для вузов.—М.: Химия, 1985. —304 с., ил. Содержит задачи и вопросы, охватывающие важнейшие разделы обшей химии: строение вещества, направление и скорость процессов, периодическое изменение свойств элементов и соединений. Предпочтение отдано задачам проблемного и качественного характера, формирующим химическое мышление, при решении которых требуется поиск дополнительных сведений. Для проверки химических знаний даются расчетные задачи традиционного типа. Рекомендуется для углубленного изучения химии. Предназначено для студентов химико-технологических вузов и университетов при организации учебной деятельности на семинарских занятиях и в самостоятельной работе. Может быть использовано преподавателями на лекциях при проблемном методе обучения. 304 с., 43 рис. | ||||
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Методические указания Глава 1. Строение вещества § 1. Атомно-молекулярное учение ......... § 2. Атомное ядро ............. 20 § 3. Атом ................ 26 § 4. Молекула .............. 33 § 5. Метод валентных связей .......... 39 § 6. Метод молекулярных орбиталей ........ 45 § 7. Межмолекулярные взаимодействия ....... 49 § 8. Координационная частица .......... 53 § 9. Частицы коллоидных систем ......... . . 60 § 10. Кристалл , .............. 64 § 11. Теория кристаллического поля ......... 70 Глава 2. Направление химических процессов ....... 73 § 12. Законы химической термодинамики ....... 73 § 13. Тепловые эффекты химических процессов ...... 83 § 14. Равновесие химических процессов. Константа равновесия 94 § 15. Возможность протекания химических реакций . . . . ЮЗ § 16. Правило фаз и фазовые переходы , ....... 116 Глава 3. Скорость химических реакций ......... '24 § 17. Зависимость скорости реакции от концентрации . . . . 124 § 18. Зависимость скорости реакции от температуры . . . . 139 § 19. Механизм химической реакции ......... 152 § 20. Каталитические процессы .......... 165 Глава 4. Растворы ............... 175 § 21. Общие свойства растворов .......... 175 § 22. Растворы электролитов .......... 187 Глава 5. Химические процессы в растворах ........ 201 § 23. Нейтрализация. Диссоциация воды. рН растворов . . . 201 § 24. Гидролиз. Буферные растворы. Амфотерность .... 213 § 25. Процессы в растворах комплексных солей ..... 225 § 26. Окислительно-восстановительные реакции ...... 237 § 27. Электродные процессы ........... 257 § 28. Процессы растворения и осаждения ....... 270 § 29. Произведение растворимости ......... 274 Глава 6. Заключительная ............. 289 § 30. Химия вокруг нас .... Г ....... 289 Рекомендуемая литература ...... 2S9 Приложение. Некоторые важнейшие постоянные . . 300 Творческие способности человека формируются специально отобранным предметным содержанием обучения и соответствующей организацией познавательной деятельности по его усвоению. Основную роль в этой деятельности играет решение задач как лабораторно-практического, так и теоретического направ-i ления. ; В настоящем задачнике вопросы и задачи отобраны и' сгруппированы на основе системного подхода к обучению и от-; ражают 1) систему современной химии (общей) как науки и как учебной дисциплины и 2) систему предмета изучения химической науки— реакции и вещества. \ Собранные в пособии задачи — это следствие постоянного; общения автора с преподавателями многих вузов страны, со студентами различных специальностей (химиками, геологами, биологами, географами и другими) и учителями химии средних школ. Автор глубоко благодарен коллективу кафедры общей химии химического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой проф. Е. М. Соколовская) за многие методические и научные идеи, положенные в основу пособия в целом и отдельных его задач. Автор признателен чл.-корр. АПН СССР проф. Н. Ф. Талызиной за предложение воспользоваться системным подходом для построения курса химии и канд. пед. наук Т. А. Сергеевой за ряд советов в осуществлении рекомендаций системного подхода. В обсуждении теоретических вопросов содержания курса химии участвовали чл.-корр. АПН СССР проф. Л. А. Цветков, проф. В. С. Полосин и доц. Г. М. Чернобельская. Их пожелания способствовали работе над пособием. Искреннюю благодарность автор выражает чл.-корр. АПН СССР проф. Е. Д. Щукину за горячую поддержку методических нововведений в курсы химии. Большую помощь в работе над книгой оказали проф. А. В. Суворов и проф. С. И. Дракин. Предложения и замечания по книге автор просит направлять по адресу: 119899, Москва, Ленинские Горы, МГУ, Химический факультет, кафедра общей химии. О. С. ЗАЙЦЕВ I МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ формирование творческих способностей будущих специали-Ов —важнейшая задача современной высшей школы. Один из путей решения этой задачи состоит в использовании достижений современной психологической науки, в частности, системного подхода в обучении и методов проблемного обучения и при соответствующей организации собственной познавательной деятельности студентов*. В традиционных задачниках, как правило, предлагаются задачи, решение которых заключается в подстановке числового материала в известные формулы и в получении результата, который сравнивается с ответом. В подавляющем большинстве случаев задача решается одним единственным способом и студент лишен возможности выбора пути решения задачи. Задачи подобного типа способствуют запоминанию формул, которые легко найти в любой справочной литературе. Подобные задачи нужны для закрепления опорных знаний и их проверки, но они не должны занимать слишком большого места в обучении. В настоящем пособии собрано более 2000 задач и вопросов как расчетного характера, так и задач нестандартных и качественных, предназначенных для формирования творческих способностей студентов. На основе системного подхода параграфы в предлагаемом сборнике подобраны соответственно выделенным разделам химии: 1) строение вещества, 2) направление химических процессов, 3) скорость химических процессов и 4) периодическое изменение свойств элементов и их соединений. В традиционных задачниках по общей химии вопросам скорости химических реакций уделено очень мало внимания. В предлагаемом пособии этому разделу курса общей химии отдано значительно больше места. В используемых в настоящее время задачниках каждая задача обычно посвящена отдельной теме курса и не включает элементы из других тем. В данном пособии решение многих задач осуществимо с привлечением теоретических основ всех перечисленных разделов химии, чтобы выработать у обучающихся способность к комплексному использованию накопленных знаний и системному изучению и описанию химического объекта, явления или процесса. В проблемном обучении задача или проблема возникает при отсутствии одного или нескольких элементов знания в системе имеющихся у обучаемого знаний, что вызывает потребит, о Зяйцев О. С. Наши методические принципы преподавания общей хи- 2Т 9-тник высшей школы, 1983, № 7, с. 27—31. ния J_-S?u4Pe О. С. Пути формирования творческого химического мышле-т. 28 №5 РНЭог Всесо1°зного химического об-ва им. Д. И. Менделеева, 1983, М нчтт „~"д1ев ®' С- Системно-структурный подход к обучению общей химии. «-, изд-во Московского ун-та, 1983 170 с. Цена: 150руб. |
||||