Христоматия по истории древнего мира Введение Настоящая хрестоматия предназначена для студентов: младших курсов исторического флкультета. Она должна оказать им помощь в работе над курсовыми и контрольными сочинениями, а также при подготовке к практическим занятиям по истории древнего мира. Собранные в ней материалы могут1 быть использованы учителем средней школы в качестве иллюстративного материала на уроке и во внеклассной работе. | ||||
Поскольку сочинения по истории древнего мира являются первыми самостоятельными работами студента исторического факультета, мы полагаем целесообразным дать здесь -несколько методических'советов. Контрольная и особенно курсовая работа должна быть написана с использованием как литературы вопроса, так и исторических источников. Тема исторического исследования, предложенного студенту, не предполагает совершенно однозначного и строго сформулированного ответа, оставляя известный простор для самостоятельного творчества. Работая над своим сочинением, студент овладевает приемами самостоятельного исследования (пусть в самой элементарной их форме), учится систематизировать и логически стройно излагать определенную сумму фактов, подвергая их анализу и теоретическому обобщению. Имеет значение и то, что, выполняя свою письменную работу, он на практике познает нормы стилистики современного русского литературного язьжа. Используя для работы различные материалы— произведения классиков марксизма-ленинизма, учебную, научную и научно-популярную литературу, а также исторические источники, учащийся должен избегать их переписывания, за исключением лишь того случая, когда необходимо привести цитату из. 4 произведения автора, мнение которого приводится в работе, а также тогда, когда документальный характер исторического источника не позволяет ограничиться пересказом. Сочинение заслужит положительную оценку в том случае, если оно будет оригинальным и научно достоверным, основанным на принципах марксистско-ленинской методологии исторического исследования. Как это сделать и с чего начинать исследование? Необходимо прежде всего глубоко изучить высказывания классиков марксизма-ленинизма, имеющие отношение к предмету. После ознакомления с учебной литературой с целью первоначальной ориентировки можно переходить к анализу исторических источников, доносящих до нас неповторимый колорит эпохи. Источники по истории древнего мира обладают определенной спецификой. Имеем ли мы перед собой сборник законов или надпись, вырезанную на камне, хронику или литературное произведение — все они носят на себе печать эпохи, которую К. Маркс назвал «детством человеческого рода». Нормы общественного правосознания, социальные институты и верования, сами особенности быта человека античной эпохи были одновременно и более примитивными и более сложными для понимания, чем те, которые характерны для современности. Главным видом исторических источников по истории древнего мира продолжают оставаться письменные источники, и в первую очередь сочинения античных историков. Последние резко отличаются от современных научных исторических сочинений тем, что в 'большинстве случаев они одновременно были и произведениями художественной литературы. Образцы древнейшей исторической прозы содержат немало легендарных сведений, различного рода анекдотов и рассказов из жизни выдающихся исторических деятелей и вообще элементов художественного вымысла автора. Надо уметь отделять их от подлинной исторической действительности, которую иногда приходится восстанавливать по крупицам, тщательно и скрупулезно отбирая факты. При этом следует учитывать и тенденциозность античных источников, отражающих интересы класса рабовладельцев. Так,описывая восстание Спартака, великого полководца и вождя восставших против могущественного Рима рабов, римские историки всячески стараются принизить значение этого великого движения и опорочить его вождей. Античные историки часто сообщают непроверенные факты, вносят в- свое изложение речи исторических деятелей, чтобы сделать свое изложение более занима-тельным. Поэтому современный историк-марксист, стремящийся к научно достоверному освещению событий, должен уделить большое внимание критической оценке источника. Античных авторов не могла не интересовать причинная связь событий, и они искали ее, привлекая также чуждые историку-марксисту объяснения, как веру в божественное предопределение и судьбу. Для всей античной историографии характерна переоценка роли личности в истории. Воля царей, полководцев, политических деятелей выступает в их произведениях как главная движущая сила исторического процесса. Но для историка-марксиста совершенно незыблемым остается положение, согласно которому вся предшествующая история человечества, начиная с античной рабовладельческой формации, есть история борьбы классов. Поэтому при работе с сочинениями древних историков начинающий исследователь обязан перевести язык античного источника на язык современной исторической науки. Там, где древний автор видел проявление воли богов, веление рока или волеизъявление отдельных исторических деятелей, историк-марксист должен вскрыть истинные причины событий и нарисовать картину борьбы классов и отдельных социальных групп. Особенно важными являются данные по социально-экономической структуре общества, которые мы иногда лишь с большим трудом можем отыскать в сочинениях античных авторов. Здесь иногда вскользь брошенное замечание или случайно указанная цифра может оказаться 'более 'Ценны-м материалом, чем .пространные, но -мало содержательные описания. Все материалы хрестоматии сгруппированы по кардинальным темам, освещающим главным образом историю социальной и классовой борьбы в древних государствах. Но преподаватель, руководящий курсовой или контрольной' работой, может объединять эти материалы по своему усмотрению в зависимости от предложенной им тематики. Оглавление От редактора . . ... . . . * , . 3 Введение '. *......4 Аре&пий Восток Тр'удовое население Египта и народное восстание в конце Среднего царства....... 9 рабство по хеттским законам......s 29 Грабительские походы ассирийских царей ..... 34 Формы эксплуатации покоренного населения в Персии ... 42 Л сложение угнетенного н эксплуатируемого .населения в Индии по законам Май у и «Артхашастре»....... 50 Экономика .и социальный строй гомеровской Греции ... 63 Значение энономических и .политических реформ Солона в образовании Афинского рабовладельческого государства ... 9S Тирания в Афинах ......... 111 Реформы Клиефша и их значение для развитии -афинской рабовладельческой демократии ........ 122 Экономика, социальный и лолитичесяшй строй древней Спарты . 128 Образование Афинской морокой державы . . . . . 140 Древняя Скифия ........ 148 Государственное устройство Афин в эпоху расцвета демократии . 156 Социальные движения >в древней Спарте в III s до и. э. . ' , . 177 Дреёпий Рим (эпоха республики) Римское сельское хозяйство во II—I вз. до н. э..... 189 Перовое сицилийское восстание рабов ...,..* 203 Аграрное движение Б Римской республике (движение Гракхов) . 210 Союзническая война в Риме в 1 в. до н. э. . , . , . 234 Восстание рабов под руководством Спартака .... 243 Социальная борьба в Риме в 60-х гг. I .в. до н. э. (Заговор Каталины) 254 Второй триумвират и падение Римской республики . 280 Древний Рим (эпоха империи) Принципат Августа •.......... 296 Сельское хозяйство в эпоху равней империи..... 362 Колонат .......... 395 Кризис императорской •вл.асти .в III -в. нашей эры f 3S9 Цена: 150руб. |
||||