Математика | ||||
Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя на1 классов по внеклас. работе.—М.: Просвещение, 1985--112 с., ил. Книга поможет учителям начальных классов, руководителям групп продленного кружков !Умелые руки», родителям в организации и проведении внеклассных занятий по изгО топлению поделок из разных материалов. | ||||
В книге даны краткие сведения по м ....._____, n(JOinnc ^падения по материаловедению, характеристика инструментов и п способлений для работы, описание отдельных поделок. п 4306031900— 9Я9 ВВЕДЕНИЕ Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, металлов, древесины, пластилина и т. п. В процессе изготовления простейших поделок, наглядных пособий, игрушек учащиеся овладевают приемами пользования * ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их при-1 менении в народном хозяйстве, знакомятся с элементами графической грамоты, производят разметку несложных изделий. Внеклассные занятия наряду с уроками трудового обучения призваны расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов. Они занимают большое место в трудовом обучении и воспитании младших школьников. Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках труда. Правда, время на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками труда и опираться' на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи — всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их деятельности. Самоделки из разных материалов — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей. Изготовление поделок не должно являться самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач. Необходимо помнить, что труд учащихся должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счетным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник и т. п. Изготовление самоделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. В процессе изготовления поделок дети учатся пилить, строгать древесину, обрабатывать металлы, природные и другие материалы, т. е. они прилагают определенные усилия, в процессе чего происходит физическое развитие детей. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы ее построения. В данном пособии предложены самоделки из разных материалов, доступные для изготовления учащимся младших классов. Они объединены в разделы, в каждом из которых имеются краткие сведения по материаловедению, использованию разных материалов в народном хозяйстве, описаны ручные инструменты и приспособления, что позволит по необходимости провести беседу с учащимися, дать им сведения общеобразовательного характера. Для отработки навыков и умений в каждом разделе предложены образцы поделок. Описание технологии их изготовления дано с общеметодических позиций, но не претендует на полноту охвата, т. е. предложен общий принцип построения поделок, который может быть взят за основу. Такой подход, на наш взгляд, даст большую возможность для творческого использования предложенного материала. Пособие рассчитано на учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, руководителей кружков «Умелые руки», родителей. СОДЕРЖАНИЕ к Введение..............' . . ....... 3 Организация занятий . ...........'..... 4 Графическая подготовка учащихся........... 6 . I, Металлы....................... 7 Проволока ..................... 8 Инструменты и приспособления ............. 8 Самоделки из проволоки ............... 9 Листовой металл.................. 18 Инструменты и приспособления ......... .... 19 Самоделки из листового металла............. 20 Чеканка ..................... 21 Инструменты и приспособления ............. 22 Технология чеканки ................. 23 II. Пластмассы..................... 25 Инструменты и приспособления............ 26 Самоделки из пластмассы............... 27 HI. Древесина ..................... 33 Инструменты и приспособления....._........ 35 ,1 Самоделки из древесины............... 36 :1V. Природные материалы....../ .......... 42 : Инструменты и приспособления . . '. .-, , . . . "..... 43 Самоделки из природных материалов........,.-.... 44 '. Глина и пластилин.................. 57 Инструменты и приспособления . \_........... 59 Самоделки из глины......:......... 60 Самоделки из пластилина............... 63 i'l. Разные и бросовые материалы.............. 70 Самоделки из разных и бросовых материалов ....... 70 ill. Игрушки-самоделки.................. 86 |'Ш.Подвески из многогранников .............. 102 Лразила техники безопасности............... 107 включение....................... 109 Цена: 75руб. |
||||