Предисловие Г. П. Лазаренко 250 «золотых» сочинений. — М.: Олимп; 000 «Фирма «Издательство ACT», 1999.- 560 с. ISBN 5-7390-0329-6 (Олимп). ISBN 5-237-01297-3 (ООО «Фирма «Издательство ACT»), Сочинения школьников, собранные в этой книге, относятся к лучшим, ах объединяет общее, «золотое» качество: в них ощутимо бьются мысли и чувства, их юные авторы, преодолевая «хрестоматийный глянец», нередко по-своему, свежим взглядом прочитывают и осмысляют классическую русскую словесность и творчество наших современников, те произведения, которые входят в школьную программу, а также рекомендованы для внеклассного чтения. Кроме того, публикуются темы сочинений на выпускных экзаменах 1994—1997 годов и примерные темы на экзаменах 1998 года. | ||||
ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР (Предисловие) Да, да, уважаемый старшеклассник (выпускник, абитуриент)! Скромное школьное (или вступительное) сочинение на литературную тему столь же уважаемо и ценимо нами, преподавателями, как и статья, новелла, очерк — «малые» литературные жанры. К сожалению, очень часто, учась в школе, мы недооцениваем этот вид литературного творчества, считая сочинение рядовой «зачетной» работой и не понимая, что оно является показателем нашей интеллектуальной и нравственной зрелости и общекультурной состоятельности. Это часто идет от убежденности, что сочинение не обязано выражать наши собственные искания, «сцепление мыслей и чувств», «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»... А поэтому учиться серьезно и вдумчиво написанию сочинений — такой цели мы перед собой не ставим. Есть такое слово в нашем языке: стереотип (с греч. «твердый отпечаток»). Оно применимо к большинству сочинений, что ложатся на учительский стол, так как написаны как будто «под копирку» — готовыми штампами (подходов к теме, оценок, выводов) и целыми синтаксическими блоками, которые нужно выучить и удачно разместить в сочинении на темы либо «классической», либо «советской» литературы, — и наше авторское «я» съежилось, скукожилось под «напором» затасканных цитат и авторитетов с их мнениями. Кто писал, сколько автору лет, о чем болит его душа, чем он живет, — не понять... Не понять и другое: различает ли автор сочинения истинную литературную образованность и «нахватанность», ориентированную на готовую и часто поверхностно усвоенную информацию? Я не хочу, чтоб наш разговор о сочинении воспринимался как упрек или как атака на сложившуюся традицию. Просто сейчас я увидела себя десятиклассницей, которая не всегда понимала, что задача, а лучше, цель сочинения триедина: показать знание конкретного произведения в контексте всей отечественной литературы, умение решать чисто «технологические» задачи (как «выстроить» работу, чем начать и закончить, соотношение критического, литературоведческого, цитатного материала и собственных рассуждений, язык) и способность не «остаться за кадром» и выразить свое мнение, свое авторство... ...Ваше «авторство» и в продуманности и четкости «ведения», раскрытия темы, и в словесном оформлении мысли, и в умении писать в контексте Автора, т. е. привлекая для сопоставления героев и идей произведения с художественным миром писателя в целом; в контексте литературной традиции. Тем более, что сейчас наметилась тенденция предлагать выпускнику или абитуриенту темы не узкие, не ограничен-ные образом одного героя, а свозные, магистральные для выявления понимания культурного процесса как в литературе XIX века, так и XX. Что может быть интереснее, как пуститься в свободное «плавание» по литературно-эстетическому и нравственно-психологическому океану русской и мировой культуры! Разве неинтересно выбрать одну из таких тем? 1. Воображаемое путешествие в мир русского романа XIX века. 2. «Маленький человек» в литературе XIX века — такой ли он «маленький». (Пушкин—Гоголь—Достоевский—Чехов) 3. «Мысль семейная» в литературе XIX века. (Ларины—Ростовы— Болконские—Головлевы) 4. Тема «живой» и «мертвой» души в литературе XIX века 5. Губительные человеческие страсти в зеркале христианства. (Пушкин—Лермонтов—Достоевский—Чехов) 6. «Великая боль» о человеке в литературе XIX века. 7. «Чувство добрые» в лирике XIX века. 8. Театр — «великая школа жизни». (По творчеству Гоголя, Островского, Чехова) 9. «Мы все глядим в Наполеоны». (Тема больших и маленьких «наполеонов» в литературе XIX века) 10. Тема революционного «бесовства» в литературе XX века как антитеза христианскому миролюбию, доброте, милосердию. 11. Человек и фашизм в литературе XX века. Темы трудные, но привлекают именно возможностью свободы творчества, не правда ли? В нашей книге представлены сочинения, в которых бьется мысль и чувство, есть попытка преодолеть «хрестоматийный глянец», наводившийся десятилетиями на русскую классику, на писателей, которые достойны свежего, юношеского прочтения. Хочется, чтобы сочинения, написанные вашими ровесниками, вызвали иногда удовольствие, иногда хорошую зависть, а порой несогласие с позицией автора. Для пишущих взрослых издается журнал «Литературная учеба». Вот и наша небольшая книжка создана с такой же целью, хотя адресат другой... Во вступительной статье вам предлагается небольшая консультация, которая поможет ответить на все вопросы, связанные с теорией и практикой написания сочинения. Я хочу прервать свой учительский монолог и дать вам возможность прочитать очень хорошее, великолепное сочинение пятнадцатилетнего гимназиста. Оно, я уверена, понравится. Попробуйте мысленно его рецензировать и очень захотеть научиться писать, ибо без «духовной Содержание Г. П. Лазаренко.Школьное сочинение как литературный жанр............................... 3 Слово о полку Игореве................................. 18 Д.И.Фонвизин ............................................ 22 В.А-Жуковский .......................................... 26 К.Н.Батюшков ........................................... 28 Е.А.Баратынский........................................ 29 И.А.Крылов ............................................... 31 А.С.Грибоедов............................................. 33 А.С.Пупшин ............................................... 58 М.Ю.Лермонтов......................................... 116 Н.В.Гоголь ................................................ 142 А.А.Фет .................................................... 173 И.А.Гончаров ............................................175 А.Н.Островский ......................................... 176 Н.Г.Чернышевский ....................................183 И.С.Тургенев .............................................189 Ф.М.Достоевский .......................................199 М.Е.Салтыков-Щедрин ...............................222 Н.А.Некрасов ............................................226 Л.Н.Толстой ..............................................241 Н.С.Лесков................................................275 Ф.Н.Тютчев...............................................277 А.П.Чехов .................................................285 И.А.БУШШ ................................................307 А.И.Куприн ..............................................317 М.Горький.................................................319 А.А.Блок ..................................................328 В.Ю.Брюсов ..............................................346 И.Северянин..............................................348 В.В.Маяковский ........................................349 С.А.Есенин ................................................361 Б.Л.Пастернак ...........................................370 А.А.Ахматова ............................................386 М.И.Цветаева ............................................897 Е.И.Замятин .............................................406 М.А.Булгаков ............................................411 А.А.Фадеев ...............................................422 М.А.Шолохов ............................................425 В.С.Гроссман .............................................433 А,А.Платонов............................................ 438 Н.А.Заболоцкий ........................................442 Ю.В.Бондарев ............................................444 А.И.Солженицын .......................................447 Г.Н.Владимов ............................................450 Ч.Т.Айтматов............................................453 В.М.Шукшин ............................................463 В.Г.Распутин .............................................465 В.С.Высоцкий ...........................................468 Б.Л.Васильев.............................................471 В.В.Быков .................................................474 Сочинения о современной поэзии.................476 Сочинения на свободную тему......................491 Темы сочинений......................................... 558 Цена: 75руб. |
||||