Математика | ||||
Термическая обработка сталей для самолетостроения(Я.М.Потак) 350стр оборонгиз 1948 ПРЕДИСЛОВИЕ В советском самолетостроении конструкционные стали получили весьма широкое распространение. До 85% по весу всех стальных деталей 'Современного самолета изготовляются из низколегированных сталей. Все силовые детали самолета подвергаются термической обработке. Процесс термической обработки деталей самолета имеет свои специфические особенности, которые- не отражены в учебниках по термической обработке стали, В настоящей работе авторы ставили себе целью дать руководящий материал для работников термических цехов и лабораторий самолетостроительных заводов, а также для студентов-термистов старших курсов. Наряду с использованием некоторых общеизвестных материалов авторы стремились привести результаты исследований, проведенных ВИА'М за последние годы. В монографии приведено также большое количество справочного материала, необходимого для составления технологических карт по термической обработка стальных деталей самолета. Авторы считали также целесообразным дать подробное описание сталей для самолетостроения, применяемых в Советском Союзе и за границей. Специальная глава книги посвящена описанию печей и различных современных устройств для термической обработки стали. Книга рассчитана на инженерно-технических работников и студентов, знакомых с основами термической обработки и металлографии железоуглеродистых сплавов. Главы с I по VIII написаны Я- !М. Потак, главы IX, X, XI, XIII — Э. Р. Шор. Глава XII написана И. И. Гузман. | ||||
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие............................. 3 Глава J. Краткие сведения о процессе распада аустенита при охлаждении стали..............., . . . 4 Глава П. Отжиг и нормализация.....•........... 10 Высокий отжиг и нормализация............. 10 Ускоренный (неполный) отжиг............. . 16 Низкий отжиг.................. • . . . 18 Изотермический отжиг.................. 21 Гомогенизация .............. .-..-... 22 Отжиг для улучшения механической обрабатываемости . . 24 Отжиг листов для улучшения штампуемости„.....- . 27 Отжиг полуфабрикатов, подвергаемых холодной деформации.......................... 30 Отжиг отливок . . . - •................. 38 Глава III. Закалка........................ . 42 Влияние предварительной обработки на свойства закаленной стали.................... - . 42 Влияние температуры закалки на механические свойства стали......................... 45 Неполная закалка стали с присутствием в структуре свободного феррита.....•.............. 49 Прокаливаемость стали.................. 55 Изотермическая закалка ................. 70 Глава IV. Отпуск.......................73 Структурные превращения и изменения механических свойств при отпуске стали ,.............. 78 Кратковременный отпуск................. 87 Хрупкость при медленном охлаждении после отпуска ... 91 Снятие внутренних напряжений при отпуске закаленной стали.....•.................. 93 Глава V. Влияние термической обработки и легирования на сопротивление стали хрупкому разрушению при статических нагрузках................... 95 Два типа разрушения—срез и отрыв......• . . . . 95 Влияние отпуска на сопротивление закаленных сталей хрупкому разрушению ... •...............100 Влияние температуры закалки на сопротивление стали хрупкому разрушению.................ПО Влияние термической обработки на самопроизвольное разрушение закаленных деталей под действием статической нагрузки......• . . .............112 Влияние легирующих элементов на сопротивление стали хрупкому разрушению..........- -.....119 Глаьа VI. Некоторые данные по термической обработке сварных деталей и конструкций.................131 Глава УП. Тепловые режимы термической обработки.......138 Способ и время нагрева . ................138 Температура нагрева...................142 Способ охлаждения...................144 Глава VIII. Практические указания по термической обработке сталей для самолетостроения......* -......145 А. Предварительная обработка..............145 Б. Окончательная обработка...............148 Глава IX. Примеры термической обработки деталей самолета . • 154 Глава X. Контроль операций термической обработки ...... 155 Глава XI. Оборудование, применяемое для термической обработки деталей самолета.............. ... 173 A. Основное оборудование • . - , •...........173 Б. Новые агрегаты для термической обработки......203 B. Индукционный нагрев для термической обработки ... 211 Глава XII. Конструкционные стали, применяемые в самолетостроении Советского Союза........*.......217 Глава XIII. Конструкционные стали, применяемые в иностранном самолетостроении...................272 Приложение. Таблица перевода твердости по Бринеллю, Роквеллу, Суперроквеллу и Виккерсу на предел прочности ...... 315 Литература..........•..................342 Цена: 300руб. |
||||