Эстетика техницизма(В.Тасалов) Москва 1960 150стр | ||||
Своеобразие техницистского направления заключается в том, что, в отличие от ряда открыто уродливых, смакующих свой антиэстетизм (сюрреализм, алитература, атональная музыка и др.) и свою регрессивность течении в художественной практике капитализма, техницистское искусство и его эстетика спекулируют на такой объективно здоровой основе, как роль техники в современной культуре. И в самом деле. В архитектуре техницистский абстрак-тивизм осуществляется одновременно с внедрением в архитектурную форму новых конструкций, материалов и даже индустриальных методов строительства. Если мы возьмем «скульптуру» Габо, то при всей ее абстрактности и техничности ее никак не назовешь уродливой, а кое-что из его созданий даже импонирует своей пространственно конструктивной изобретательностью. Наконец, и в западной электронной музыке антиэстетические явления живут в лоне той звуковой выразительности электрогенераторов, отдельные факторы которой, бесспорно, обогатят интонационную, тембровую и регистровую палитру музыки завтрашнего дня. Тем более в этом отношении осложняется ситуация в социалистической художественной практике, в которой ошибки техницистского порядка не имеют под собой социального основания и возникают в процессе вхождения новой прогрессивной техники и диктуемых ею методов в различные области нашей материальной и духовной культуры. В связи с этим могут задать и нередко задают вопрос, а стоит ли вообще так резко напоминать о возможности техницистских искажений в сегодняшней советской архи- 150 тектуре, кино и телевидении, прикладном искусстве в условиях, когда происходит прогрессивный по своей сути процесс рождения новой формы и новой выразительности под влиянием успехов техники? Не значит ли это вставлять палки в колеса, мешать движению? И не лучше ли было бы предоставить развитие самому себе? На все подобные вопросы не может быть иного ответа, кроме отрицательного. Нет, мы не можем сидеть сложа руки и равнодушно созерцать, как практика с большими и никому не нужными издержками стихийно добирается до истины. Что было бы со всем нашим коммунистическим строительством, если бы оно не корректировалось и не направлялось в каждом из участков деятельности Коммунистической партией живыми критериями великого марксистско-ленинского учения. А искусство является одним из важнейших участков. Без теории практика слепа, и никогда нельзя переоцепить роль здравого и своевременного теоретического осмысления новых проблем, выдвигаемых объективным ходом развития культуры. Наконец, мы не отгорожены от капитализма непроходимой стеной и не застрахованы от влияния реакционных идей техницистской эстетики на некоторых практиков социалистического искусства. Все дело в том, что это влияние не измеришь в процентах. Оно может быть незначительным, но может незаметно для самого художника увеличиваться, и до такой степени, что переродит его творчество в нечто нам совершенно чуждое и неприемлемое. Поэтому эстетика не может мерить на сантиметры и килограммы, а должна ставить вопрос принципиально, в его идейной и социальной бескомпромиссности. Другого пути нет, хотя практики и склонны мечтать о «приемлемых рецептах» заимствования зарубежного опыта. Ситуация в области идеологии и искусства на современном этапе такова, что мы не можем отстаивать свое, не борясь с тем, что выражает мировоззрение враждебного коммунизму и умирающего капиталистического строя жизни. Только в этой борьбе отливаются новые формы будущего и проходят шлифовку те его сверкающие грани, которые впоследствии — мы в этом уверены — будут светить уже всем людям на земле одинаково. ОГЛАВЛЕНИЕ Вместо введения.................. . 3 Принцип техницизма . , , . '............ 12 О техницистской эстетике.............. 23 Из практики современного техницистского искусства 49 За правильное соотношение технического и эстетического ..........-............ 98 Цена: 75руб. |
||||