Математика | ||||
Гинзбург С. С. Г 49 Очерки теории кино. М., «Искусство», 1974. 264 с. Автор этой книги — старейший советский теоретик кино — известен читателям по книгам «Рисованный и кукольный фильм», «Кинематография дореволюционной России». Новая работа С. С. Гинзбурга посвящена проблеме взаимодействия произведений искусства экрана и зрителей. Б первой ее части автор рассматривает основы восприятия фильма, особо выделяя социально-психологические факторы. Во второй — обращается к неигровым видам кино (документальное, мультипликационное, научно-популярное), анализируя специфические для каждого из них средства исследования и образного постижения действительности. | ||||
ОТ АВТОРА Существуют разные подходы к изучению литературы и искусства. Один из пих опирается по преимуществу да исследование опыта ведущих мастеров искусств и па историю создания выдающихся художественных произведений. С его помощью мы проникаем прежде всего в сложные закономерности творческого процесса. Другой основывается главным образом на непосредственном анализе самих произведений; литературы и искусства. Он позволяет определить природу и особые выразительные средства разных видов ж жанров искусств. Третий состоит в изучении взаимодействия художественных произведений и их читателей, зрителей и слушателей. Он не менее плодотворен, чем первые два, потому что художественные произведения обретают свою окончательную жизнь в восприятии читателей, зрителей и слушателей. И. П. Павлов, имея в виду взаимодействие произведений литературы и их читателей, писал Н. А. Рубакину, что важнейшим пунктом библиопспхологической работы является классификация и коистатироваппе психических явлений. В этой книге сделана попытка выполнить подобную работу применительно к киноискусству. В первой ее части рассмотрены основные факторы, образующие восприятие фильма, начиная с тех, которые непосредственно связаны с деятельностью сенсорного аппарата, и кончая наиболее сложными социально-психологическими факторами киновосприн-тия.бторая часть посвящена неигровым видам кино. Задачи, которые они решали и решают, непрерывно изменялись и усложнялись; соответственно расширились и обогащались специфичные для каждого из них средства исследования и образного постижения действительности. Особые возможности и образная природа каждого из ноигро-вых видов кино рассмотрены в ходе их развития. Однако главы этой часги, хотя и построены в историческом разрезе, отнюдь не являются очерками по истории документального, мультипликационного и научно-популярного кино. СОДЕРЖАНИЕ От автора................... 3 ФИЛЬМ И ЗРИТЕЛЬ. Анатомия киновосприятия Фотографическая природа киноизображения .... б Эффект присутствия. Экранное пространство и время 14 Движение . . . ,............. 27 Цвет.....'...',.,-.......... 4Г> Музыка и естественные звучания........ 53 Звучащее слово............... 70 Условия восприятия. Отождествление и осуждение . 92- Ценности и установки............ 117 НЕИГРОВЫЕ ВИДЫ КИНО. Поиски и проблемы Кинопублицистика.............. 145 Искусство рисованного и кукольного фильма .... 184 Научно-популярное кино........... 22 Цена: 300руб. |
||||