Математика | ||||
Конен В. Рождение джаза. — М.: Сов. композитор, 1984.— 312 с., ил. ' Первый фундаментальный советский труд посвящен формированию джаза, его музыкально-выразительной системы, его эстетики. На широком историко-культурном фоне автор рассматривает процесс возникновения новых музыкальных видов и жанров, столь отличных от традиционно-европейских. Показано, что рождение джаза в США было предопределено предпосылками развития музыки в США, резко отличающегося от обычного для Европы. Это в свою очередь тесно связано с синтезом африканской и европейской культур, с особенностями социальной истории Америки. В центре книги вопрос о том, почему музыка, возникшая в провинциальной замкнутой негритянской среде, заняла столь видное место не только в США, но и в жизни других стран. | ||||
ОТ АВТОРА Эта книга адресована прежде всего тем, кто интересуется джазом, как явлением культуры. Музыкальный язык, исполнительский стиль джаза, характеристика его выдающихся школ и виртуозов занимают в книге второстепенное место. Здесь избран аспект темы, который, насколько можно судить, в литературе об этом своеобразном искусстве не разрабатывался (а может быть, даже и не формулировался). Именно, исследуется вопрос о том, как неизвестные ранее в Европе, но в высшей степени характерные для США художественные виды подготавливали рождение джаза; как в рамках западной цивилизации развитие музыки пошло по пути, резко отличному от того, который характерен для европейских стран, и тем не менее привело к художественным ценностям всеобщего значения. Авторская аргументация опирается, с одной стороны, на сопоставление условий существования искусства в Европе и в Америке, с другой — на музыковедческий анализ. Однако центр тяжести и в этом анализе перенесен на раскрытие внутренних, подчас глубоко запрятанных связей между собственно «звуками музыки» и конкретными проявлениями духовной культуры США в более широком плане. Некоторые факты, использованные здесь, разъяснены более подробно в книге автора «Пути американской музыки» (изд. 2, 1965 г. и изд. 3, 1977 г.), к которой можно отослать заинтересованного читателя. СОДЕРЖАНИЕ Отавтора .........: -.- 3 Глава первая. Два пути постренессансной музыки . 5 Глава вторая. Европейские истоки менестрелей . . 45 Глава третья. Негритянская тема на менестрельной сцене............. 63 Глава четвертая. Музыка менестрельной эстрады . 92 Глава пятая. Регтайм и его истоки..... 134 Глава шестая. Музыкально-выразительная система регтайма и ее художественная сущность . . . 158 Глава седьмая. От «классического» регтайма к джазу 183 Глава восьмая. Рождение блюза...... 196 Глава девятая. Музыкально-выразительная система блюза........... 216 Глава десятая. Блюз и музыка XX века .... 253 Вместо заключения ....... 271 Приложение.......... 273 Ссылки на источники....... 302 Краткий список музыковедческой литературы . 304 Указатель имен ,....... 307 Цена: 75руб. |
||||